Формирование правильного речевого дыхания у детей с ОНР

Разделы: Логопедия


Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A. Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как “пускового механизма” в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции: дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А. Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер; Оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

Актуальность данного направления обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией, увеличивается степень сложности речевого развития у детей поступивших в группу компенсирующей направленности, также недостаточно разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, образности, формирования внимания к ощущениям в акте дыхания, использования нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания. В связи с этим в последние годы среди логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности получила широкое применение практика использования здоровьесберегающих технологий по формированию правильного речевого дыхания у детей с ОНР, направленных на физическое развитие детей с речевой патологией, на целенаправленное воздействие на дыхательную систему организма ребёнка.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, в 2007 году педагоги групп компенсирующей направленности МДОУ “ЦРР – д\с “Кристаллик” вошли в городское методическое объединение. Главной целью которого явилось интегрирование работы специалистов и педагогов по теме: “Инновационные процессы в коррекционной работе с детьми ОНР”. В связи с этим в ДОУ был разработан долгосрочный проект "Формирование правильного речевого дыхания у детей с ОНР " для детей старшего дошкольного возраста, авторами которого явились педагоги групп компенсирующей направленности.

Предложенный проект – это попытка показать на практике систему работы по формированию правильного дыхания и воспитания привычки к самоконтролю у дошкольников.

Целью данного проекта является формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья.

Для реализации поставленной цели были определены задачи:

– продолжить знакомство детей с актом дыхания;
– расширить знания детей, родителей, педагогов о дыхании;
– познакомить детей, родителей и педагогов с различными упражнениями для правильного дыхания во время подачи информации окружающим;
– воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение упражнений;
– активизировать работу по пропаганде формирования правильного дыхания и здорового образа жизни среди родителей и педагогов;
– создать взаимосвязь педагогов ДОУ и родителей по проблеме формирования правильного дыхания.

Наряду с общеизвестными дидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность и др.) данный проект требует соблюдения таких принципов:

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода (т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития).

Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что развитие правильного дыхания это показатель как коррекции речи, так и снижению заболеваемости.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье – родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.

Объект: правильное речевое дыхание у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Предмет: система работы по формированию правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Участниками проекта являлись:

– дети;
– родители;
– педагоги детского сада;
– временный творческий коллектив;

Разработка и реализация проекта осуществлялась по этапам с определением их сроков и содержанием работы:

1 этап: аналитический. Цель: создание организационной основы для реализации методической темы. Срок 1 год.
2 этап: внедренческий. Цель: разработка основных направлений методической темы. Срок 3 года.
3 этап: заключительный. Цель: анализ реализации методической темы, определение перспектив развития. Срок 1год.

На первом аналитическом этапе проводились следующие виды работ:

– изучение санитарных требований, касающихся обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста;
– изучение методик;
– конкретизация актуальности проблемы на основе анализа исходных данных, изучение литературы;
– анкетирование родителей;
– мониторинг уровня знаний и интересов детей, степени сформированности практических умений и навыков;
– определение основных научных характеристик проекта (целей, задач, объекта, предмета), условий его успешной реализации, критериев оценки полученных результатов, временных средств, ресурсов и т.д.

В начале проекта было проведено анкетирование родителей, целью которого было определить актуальность проблемы здоровьесбережения ребенка и целесообразность проведения специализированных занятий по формированию правильного дыхания детей.

Анкетирование позволило выявить темы, которые родители считают наиболее актуальными. Все родители (100%) выделили тему "Речевое развитие ребенка", "Дышим легко – говорим правильно". Анализ анкет помог определить наиболее эффективные методы работы по правильному дыханию, выбрать эффективные формы.

Для оценки уровня знаний и интересов детей, степени сформированности практических умений и навыков была разработана диагностический материал.

Результаты показали, что 60% детей имеют низкий уровень в использовании правильного дыхания и лишь 20% детей пользуются правильно. Результаты обследования позволили определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.

На данном этапе были проанализированы существующие приемы работы по формированию правильного речевого дыхания у детей с ОНР. Составлены планы работы, распределены функциональные обязанности.

Второй этап реализации проекта – внедренческий – включал в себя следующие шаги:

– анализ аналогичной информации в образовательных учреждениях,
– разработку и апробацию комплекса игр и упражнений по лексическим темам с игровой мотивацией;
– разработку правил речевого дыхания;
– оперативный контроль и регулирование отклонений от основных положений проекта.

На данном этапе работа по апробации сопровождалась проведением промежуточной экспертизы, в ходе которой определялись:

– соответствие выполняемых работ основному замыслу проекта;
– оптимальность созданных условий;
– промежуточные цели по реально полученным результатам;
– эффективность решения поставленных и вновь возникающих задач и проблем.

Работа по формированию правильного речевого дыхания проводилась педагогами проекта в определённой последовательности:

1 этап: формирование диафрагмального дыхания (упр. “Удержи игрушку” лёжа на ковре глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается)
2 этап: обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот (по схеме), сидя, стоя рука на животике.
3 этап: формируем целенаправленную воздушную струю, вырабатываем сильный плавный удлинённый выдох (малыши – губы трубочкой, старшие – полуулыбка).
4 этап: развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность. Регуляция дыхательного ритма. Начинать с пропевания гласных звуков:

  • На выдохе один звук (а,у,о)
  • На выдохе два звука (ау, уа)
  • Проговаривание на одном выдохе слова, простого предложения (Это кукла. Это собака.)
  • Постепенно удлиняем фразу, добавляя новые слова.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.   Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир  сказок, песен, игр, стихов.

Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое — как фундамент для формирования устной речи, удовлетворяются потребности детей в двигательной активности и различных формах деятельности, сообразной их природе; формируется правильность дыхания в наиболее сжатые сроки и без ущерба для психофизического здоровья ребенка и педагога; вызывается и закрепляется у детей энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; обеспечивается комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия).

Педагогами проекта были разработаны правила речевого дыхания:

  • Прежде чем сказать, надо вдохнуть.
  • Во время речи стоять прямо, плечи не поднимать, воздух расходовать экономно.
  • Соблюдать паузы во время проговаривания сложных предложений.

В ходе работы проекта мы отдавали предпочтения комплексам упражнений с четверостишием, т.к. лучше усваивается выполнение дыхательных упражнений. Поэтому к каждой лексической теме подобрали дыхательные игры и упражнения, создав банк игр на развитие дыхательных навыков.

Лексическая тема

Дыхательные игры и упражнения

“Домашние животные и птицы” “Котенок”, “Куры”, “Корова”, “Дом маленький, дом большой”, “Гуси”, “Петушок кричит”
“Весна” “Одуванчик”, “Деревце качается”, “Ветер дует”, “Жук”, “Утро”.
“Транспорт” “Гудок”, “Мы солдаты”, “Колеса”, “Паровоз гудит”, “Самолет”, “Насос”.
“Человек” “Ребята заблудились”, “Стирка”, “Надуй шарик”, “Помощница”, “Лестница”, “Утром”, “Обжора”.

Суть всех дыхательных игр и упражнений речевого и физиологического дыхания заключается в осознанном управлении всеми фазами дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма детей с речевой патологией.

Опыт использования дыхательных игр и упражнений наработан нами в ходе инновационной деятельности групп компенсирующей направленности. Педагогами созданы методические рекомендации для родителей и педагогов массовых групп по дыхательной гимнастике (см. Приложение 1). Комплексное воздействие на дыхательную систему ребёнка осуществляется нами в двух аспектах:

  • участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, психолога, педагога дополнительного образования);
  • использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (утренняя дыхательная гимнастика, дыхательные упражнения как организационный этап занятия, дыхательные игры на подгрупповых и индивидуальных занятиях и в комплексе упражнений после дневного сна, на прогулках).

Основная часть игр и упражнений проходит в специально организованной среде с использованием разнообразного оборудования. Нами были созданы условия для возникновения положительных эмоций у детей, во время работы над дыханием. Они могут использоваться как предмет опора, препятствие, создающее сопротивление; как отягощение, ориентир, амортизатор, массажер, средство контроля. В основе лежат как традиционные, так и нетрадиционные дыхательные техники, гимнастики и упражнения.

Оборудование условно можно разделить на два блока: релаксационный (который решает задачи опосредованного массажа и релаксации, растормаживания речевых зон, стимуляции кинестезии разных модальностей) и активационный (стимулирует двигательные функции и нервно-психические процессы, тренирует дыхательную мускулатуру, формирует темпоритмические характеристики речи).

Нестандартное оборудование становится полифункциональным и включает в себя сухой бассейн, фитболы, пузырьковую колонну, светящуюся нить, подвесные конструкции, массажные коврики, фонотеку.

Условием реализации данного проекта явилось наличие в ДОУ организованной мультисенсорной среды:

– сенсорная комната;
– физкультурно-музыкальный зал с современным игровым оборудованием;
– уголки для развития дыхания с нестандартным оборудованием и подвесными конструкциями в групповых помещениях.

Составляющие мультисенсорной среды позволили педагогам создавать игры и упражнения на формирование дыхательной функциональной системы.

Третий этап, заключительный, состоял из подэтапов:

– итоговый;
– оформительский;
– презентационный.

На данном этапе планировалось проведение следующих работ:

– определение эффективности проекта;
– оформление рекомендаций для педагогов и родителей по работе над правильным дыханием;
– сбор пакета документов по продукту проектной деятельности;
– презентация результатов работы по проекту на МО групп компенсирующей направленности города;
– создание медиотеки “Играя, учимся” (CD).

На этом этапе была проведена итоговая диагностика, по результатам которой, была выявлена эффективность системы работы по формированию правильного речевого дыхания у детей с ОНР. Результаты были проанализированы и выработаны необходимые рекомендации.

Нужно сделать всё, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми!

Литература:

  1. Баранов А.А. Здоровье детей России (состояние проблемы).– М.: Медицина, 1999.
  2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников.– М., 2004.
  3. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр “ВЛАДОС”, 1996.
  4. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.
  5. Зубко И.Л. О правильном дыхании. // Логопед, № 4, 2007 г.
  6. Леонова А. Дыхательная гимнастика //Знание-сила.– 1987, N 10.
  7. Новикова Е.Л.. Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания у детей 6 лет с ОНР. // Дошкольная педагогика, № 3, 2010г.
  8. Новиковская О.А. Развиваем общие речевые навыки. // Дошкольная педагогика, № 2, 2001 г.
  9. Печинина С.И Играя, лечим! //Логопед, №4, 2007 г.
  10. Хоппе Л. Формирование дыхания и развитие голоса у детей с нарушениями речи и слуха. //Логопед, №5, 2007 г.