Практический семинар "Профессиональное развитие педагога" на тему "Интерактивные методы и формы работы в образовательном учреждении"

Разделы: Общепедагогические технологии


Наталия Валерьевна

Марина Султановна

Здравствуйте, уважаемые коллеги – такие посвежевшие и отдохнувшие…  Однако не стоит забывать, что на носу новый учебный год и мы уже вышли из отпуска. Пора начинать работать!
Но мне, кажется, что нашим педагогам их профессия не позволяет отдохнуть так, как это делают белые люди: всё лето они пишут рабочие программы, приводят кабинеты в порядок… Ну, ладно, ладно! Сегодня мы и поговорим о методах, которые помогут облегчить  нашу участь. «Мозговой штурм», «аквариум», «корзина знаний» – вам это ни о чём не говорит?
Конечно, – это интерактивные формы и методы обучения, о которых сегодня и пойдёт речь на нашем практическом семинаре На протяжении всех 3,5 часов перед вами будут выступать авторы этого семинара – Наталия Валерьевна и Марина Султановна!
Да! В традиционной манере это выглядело бы именно так, но интерактивность предполагает совсем другое.  Наталия Валерьевна! Мне припоминается случай, когда на одной из конференций   старшая коллега  достала тетрадь и начала скрупулезно конспектировать речь докладчика. Я удивилась и спросила её: «Зачем Вы записываете?» Повернушись к Н.В., рассуждает. Может это надо для отчёта или задать вопросы после выступления. На что был дан неожиданный для меня ответ: «Пишу, чтобы не заснуть!»
Приложение 1 (слайд 1)
Вот! Вот! Чтобы сегодня коллеги не заснули, мы с вами будем обобщать наш лично накопленный опыт использования интерактивных методов и форм обучения, а не материал из интернета и за более короткий срок, чем предполагалось ранее.
Приложение 1 (слайд 2)
Да, Наталия Валерьевна! Мы должны соответствовать требованиям нашего времени. Ведь современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребёнок научился учиться.
Приложение 1 (слайд 3)
Используя интерактивные методы и формы в своей педагогической деятельности, мы столкнулись с рядом проблем: вместо 3-4 учеников как это заведено в Гарварде (откуда пришло большинство интерактивных методов) нам приходится порой преобразовывать эти методы для трёх параллелей, состоящих из 3 классов, в каждом из которых по 25 учеников.
– классно-урочная система, изобретённая ещё Каменским, входит в прямое противоречие с такими интерактивными методами, как проектный, эвристическая беседа, деловая игра и многие другие.
Проблемы существуют всегда и нам важно сегодня наметить конструктивные пути их решения. Приложение 1 (слайд 4)
Итак, задания для групп. 1-й и 2-й группам предлагаем распределить из общего перечня, указанных в раздаточном материале  1 (Приложение 2),  признаки традиционного обучения и интерактивного.
Приложение 1 (слайд 5)
А 3-я и 4-я группы готовятся к дебатам, где им предстоит  защитить данную позицию, используя раздаточный материал  2 (Приложение 3). Для этого группам отводится 7 минут.
Приложение 1 (слайд 6)
Так как сегодня мы говорим об интерактивных методах, то и будем использовать интерактивные средства, которые нам помогут снизить временные затраты на подведение итогов.
Слово предоставляется педагогам, которые занимались выбором признаков традиционного обучения. Ну, вот и чудненько! Таким образом, коллегам, которые должны были выявить признаки интерактивного обучения представился случай отдохнуть!
Не тут-то было, Марина Султановна! На уроке, где используют интерактивные методы, работать должны все, поэтому педагог должен продумать досконально весь ход урока, а также его неожиданные повороты. Так и у нас на семинаре для вас мы заготовили секретное спецзадание. Приложение 1 (слайд 7) ХА! Тест – это что ни на есть традиционная форма проверки знаний! И где здесь, Наталия Валерьевна, Ваша интерактивность? Она неуместна на нашем инновационном семинаре!
Марина Султановна! А знаете Вы, что привычный тест может  быть использован как один из интерактивных методов. Для этого педагоги должны не только выбрать вариант схемы интерактивного обучения, но и объяснить свой выбор. Итак, ваш ответ с объяснением. Приложение 1 (слайд 8)
В ходе работы мы с вами увидели, что полностью организовать интерактивное обучение в условиях даже современной школы практически невозможно без применения уже узнаваемых, родных традиционных методов. Хороша золотая середина. А так ли это – послушаем наших коллег из 3 и 4 групп? Опять же, Наталия Валерьевна,  а коллеги из 1, 2 группы будут  отдыхать?
Приложение 1 (слайд 9)
Нет, для них секретное задание 2: группам 1  и 2 необходимо оценить  по данным уже критериям (Приложение 4) работу групп.
Итак, начнём наши дебаты. Правила таковы:
  • на сообщение дается 1 минута,
  • на аргумент-контраргумент – 2 минуты.
Спасибо, уважаемые соорганизаторы, уже так можно нас с вами назвать, а теперь самый интригующий момент –  оценки в студию! В непринуждённой обстановке, почти на одном дыхании, мы успели применить несколько интерактивных форм и методов: работа в малых группах, элементы ролевой игры, дебаты, интерактивные тесты, используя на всём протяжении интерактивные средства.
В своей педагогической  практике мы тоже активно используем эти методы и формы. Сложность в том, что прежде чем их применить, необходимо продумать основательно – что в итоге мы желаем получить. Сам факт применения какой-нибудь интерактивной  техники не решит ни одной из известных нам проблем образовательного процесса. Более того, неуместно использованный метод может только усугубить их. Вот уже несколько лет мы с Наталией Валерьевной активно внедряем в свою педагогическую практику интерактивные методы и формы. И хотели бы сейчас с вами поделиться своим опытом использования данных техник, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Идёт показ ролика Наталии Валерьевны.

Готовясь к очередному уроку, я каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь все азы науки химии или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном и непростом на сегодня день мире? Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надёжнее в окружающей жизни, побудили ли их к творчеству, активному их применению?
Из многообразия современных методов обучения, как ведущие я выбрала – интерактивные и считаю, что данные методы, как  никакие другие способствуют формированию практических навыков у учащихся, однако, доминирование интерактивных методов, не означает, что я не использую  всем известные – традиционные методы
Например, в начале урока для  обеспечения высокого уровня мотивации хорошо идут техники, типа «Мозговой штурм», «Блиц-опрос» и т.д.
Для того, чтобы теоретический материал сделать продуктивным, можно использовать форму мини-лекции. На протяжении всего процесса учитель задает вопросы: «А как вы считаете?, Как вы предлагаете это сделать? И тем самым в ней из пассивных слушателей – ученики  превращаются в участников. 
Свои мысли учащиеся могут  выражать неординарно, а ресурс интерактивных форм и методов дает нам, педагогам возможность,  помочь ребятам самовыразиться в коллективе сверстников, что для подростков является актуальным и необходимым.
Использование интерактивных методов обучения однозначно предусматривает  коллектив, в котором присутствуют взаимопонимание, сотрудничество, адекватность, восприятие точки зрения другого и именно работа в парах, в малых группах позволяет достичь желаемых результатов.
По традиционной системе обучения, результатом урока стали бы знания учащихся, которые оценились бы по стандартной системе и всё.  В интерактивном обучении –  принципиально другой подход. Учащиеся имеют возможность  выразить результат своей работы через эмоциональную сторону,  продукт проектной деятельности или выполнения творческого задания.  Случай из моей практики, может быть, подвигнет  тех, кто еще не применял  такой метод проверки полученных знаний как синквейн. На заключительном этапе урока я решила проверить насколько хорошо дети усвоили новый материал, касающийся истории фотографии, с помощью составления синквейна. Успешные ученики справились с заданием быстро, но стереотипно, рассказав о современной цветной фотографии. Удивил ученик с низкой учебной мотивацией, который составил синквейн, используя нестандартное мышление. Он рассказал о старой потёртой фотокарточке.
Таким образом, в урочной деятельности можно  применять интерактивные формы и методы, тем самым, оптимизируя образовательный процесс и делая его более эффективным.

Идёт показ ролика Марины Султановны.

Особенности внеурочной деятельности особенно располагают к использованию интерактивных форм и методов. Нет временных рамок, больший спектр ресурсов и средств. Ученики по собственному желанию посещают, предлагают, разрабатывают, участвуют. Но сегодня время-то у нас ограничено и я расскажу только о  том, к чему привела меня игра. Игра – это одна из интерактивных форм, наиболее часто используемых из-за своей пластичности и адаптивности соответственно школьному возрасту. 
В своей педагогической практике я  активно использую данную форму.  В 5 классе ребята уже сами изготавливают, а также апробируют на своих одноклассниках и сверстниках  игры, типа «ходилок», «гонок», «догонялок» и т.д. Они с энтузиазмом рисуют игровое поле, иллюстрации к вопросам и т.д. К 7-8 классу совместно с учителем информатики мы интегрируем компьютерные и коммуникативные техники и ребята уже изготавливают компьютерные игры, в которые с удовольствием играют как в школе, так и дома. Мы с ребятами и не заметили как познавательная игра «Вся сила в правде» – переросла в большой городской социальный проект «Мои права– мое богатство».
Мы с ребятами не устаем играть, ведь учебных игр – большое множество. Очень широко используется такая форма – как ролевая игра, фрагментами данной техники мы и сегодня на семинаре неоднократно пользовались. Реже мы с вами используем форму деловой игры, возможно из-за того, что подготовка к ней затратна по времени и трудоемка в целом. В традиционной методологии деловая игра– рассматривается как форма модельного семинара. Чаще всего она применяется для взрослых. Но мы рискнули: четыре педагога и представители нашей администрации. Сценарий деловой игры «Муниципальное самоуправление: история и современность» был разработан совместно с учениками. Инициативная группа учащихся на себе в течении нескольких недель апробировала сложную правовую информацию и преобразовывала ее для своих сверстников. Школьники на игре совместно с представителями администрации искали ответ на вопрос: «Почему органы самоуправления испытывают трудности в своей деятельности?».  Процесс игры увлек всех участников, были выдвинуты гипотезы, предложены идеи выхода из проблемных тупиков. Сотрудники администрации отметили необходимость и полезность таких мероприятий. Возможно, и эта игра станет для инициативной группы ребят первым шагом к крупному социальному проекту.
Мои ученики взрослеют, становятся серьезнее и наши игры, превращаясь  сначала в школьные, а затем и городские проекты.
Вся наша жизнь – игра!
Мы вам предоставляем такую возможность – поиграть с нами, поиграть между собой. Каждой группе выдается задание, которое необходимо будет представить в виде рекламного ролика (Приложение 5).

Очень важно создать условия на окончательном этапе, чтобы каждый ученик отрефлексировал себя, подвёл итоги и оценил свой вклад в общее дело. Мы предлагаем сейчас вам отрефлексировать себя, но не каждому выпадет такой случай в целях экономии времени, а лишь тому, кто найдёт под своим стулом стикер.
Приложение 1 (слайд 11)
А о  том, достигла ли  реклама своей  целевой аудитории , мы увидим с  помощью элементов так называемой  интерактивной доски.
Одним нажатием кнопки  вы сможете выразить свое мнение, а мы– увидим, достигнута ли цель  нашей совместной работы с вами в целом на семинаре,
где вы из просто слушателей стали  соорганизаторами. Давайте поругаем или похвалим себя!  
Приложение 1 (слайд 12)
Несмотря на все опасности  и трудности, которые могут возникнуть при использовании интерактивных форм и методов обучения
Приложение 1 (слайд 13)
Эффективность от применения их не вызывает сомнений.
Приложение 1 (слайд 14)
Ведь они способствуют активизации познавательной деятельности учащихся
Приложение 1 (слайд 14)
И являются условием для самореализации их личности.
Приложение 1 (слайд 15)
Спасибо за сотрудничество!
Благодарим за внимание!
Материалы вы можете получить в методическом кабинете  в электронной версии.

Приложение 6

Приложение 9

Приложение 10