Наталия Валерьевна |
Марина Султановна |
Здравствуйте, уважаемые коллеги – такие посвежевшие и отдохнувшие… | Однако не стоит забывать, что на носу новый учебный год и мы уже вышли из отпуска. Пора начинать работать! |
Но мне, кажется, что нашим педагогам их профессия не позволяет отдохнуть так, как это делают белые люди: всё лето они пишут рабочие программы, приводят кабинеты в порядок… | Ну, ладно, ладно! Сегодня мы и поговорим о методах, которые помогут облегчить нашу участь. «Мозговой штурм», «аквариум», «корзина знаний» – вам это ни о чём не говорит? |
Конечно, – это интерактивные формы и методы обучения, о которых сегодня и пойдёт речь на нашем практическом семинаре | На протяжении всех 3,5 часов перед вами будут выступать авторы этого семинара – Наталия Валерьевна и Марина Султановна! |
Да! В традиционной манере это выглядело бы именно так, но интерактивность предполагает совсем другое. | Наталия Валерьевна! Мне припоминается случай, когда на одной из конференций старшая коллега достала тетрадь и начала скрупулезно конспектировать речь докладчика. Я удивилась и спросила её: «Зачем Вы записываете?» Повернушись к Н.В., рассуждает. Может это надо для отчёта или задать вопросы после выступления. На что был дан неожиданный для меня ответ: «Пишу, чтобы не заснуть!» |
Приложение 1
(слайд 1) Вот! Вот! Чтобы сегодня коллеги не заснули, мы с вами будем обобщать наш лично накопленный опыт использования интерактивных методов и форм обучения, а не материал из интернета и за более короткий срок, чем предполагалось ранее. |
Приложение 1 (слайд
2) Да, Наталия Валерьевна! Мы должны соответствовать требованиям нашего времени. Ведь современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребёнок научился учиться. |
Приложение 1 (слайд
3) Используя интерактивные методы и формы в своей педагогической деятельности, мы столкнулись с рядом проблем: вместо 3-4 учеников как это заведено в Гарварде (откуда пришло большинство интерактивных методов) нам приходится порой преобразовывать эти методы для трёх параллелей, состоящих из 3 классов, в каждом из которых по 25 учеников. |
– классно-урочная система, изобретённая ещё Каменским, входит в прямое противоречие с такими интерактивными методами, как проектный, эвристическая беседа, деловая игра и многие другие. |
Проблемы существуют всегда и нам важно сегодня наметить конструктивные пути их решения. | Приложение 1 (слайд
4) Итак, задания для групп. 1-й и 2-й группам предлагаем распределить из общего перечня, указанных в раздаточном материале 1 (Приложение 2), признаки традиционного обучения и интерактивного. |
Приложение 1 (слайд
5) А 3-я и 4-я группы готовятся к дебатам, где им предстоит защитить данную позицию, используя раздаточный материал 2 (Приложение 3). Для этого группам отводится 7 минут. |
Приложение 1 (слайд
6) Так как сегодня мы говорим об интерактивных методах, то и будем использовать интерактивные средства, которые нам помогут снизить временные затраты на подведение итогов. |
Слово предоставляется педагогам, которые занимались выбором признаков традиционного обучения. | Ну, вот и чудненько! Таким образом, коллегам, которые должны были выявить признаки интерактивного обучения представился случай отдохнуть! |
Не тут-то было, Марина Султановна! На уроке, где используют интерактивные методы, работать должны все, поэтому педагог должен продумать досконально весь ход урока, а также его неожиданные повороты. Так и у нас на семинаре для вас мы заготовили секретное спецзадание. Приложение 1 (слайд 7) | ХА! Тест – это что ни на есть традиционная форма проверки знаний! И где здесь, Наталия Валерьевна, Ваша интерактивность? Она неуместна на нашем инновационном семинаре! |
Марина Султановна! А знаете Вы, что привычный тест может быть использован как один из интерактивных методов. Для этого педагоги должны не только выбрать вариант схемы интерактивного обучения, но и объяснить свой выбор. Итак, ваш ответ с объяснением. | Приложение 1 (слайд
8) В ходе работы мы с вами увидели, что полностью организовать интерактивное обучение в условиях даже современной школы практически невозможно без применения уже узнаваемых, родных традиционных методов. Хороша золотая середина. А так ли это – послушаем наших коллег из 3 и 4 групп? Опять же, Наталия Валерьевна, а коллеги из 1, 2 группы будут отдыхать? |
Приложение 1 (слайд
9) Нет, для них секретное задание 2: группам 1 и 2 необходимо оценить по данным уже критериям (Приложение 4) работу групп. |
Итак, начнём наши дебаты. Правила
таковы:
|
Спасибо, уважаемые соорганизаторы, уже так можно нас с вами назвать, а теперь самый интригующий момент – оценки в студию! | В непринуждённой обстановке, почти на одном дыхании, мы успели применить несколько интерактивных форм и методов: работа в малых группах, элементы ролевой игры, дебаты, интерактивные тесты, используя на всём протяжении интерактивные средства. |
В своей педагогической практике мы тоже активно используем эти методы и формы. Сложность в том, что прежде чем их применить, необходимо продумать основательно – что в итоге мы желаем получить. | Сам факт применения какой-нибудь интерактивной техники не решит ни одной из известных нам проблем образовательного процесса. Более того, неуместно использованный метод может только усугубить их. Вот уже несколько лет мы с Наталией Валерьевной активно внедряем в свою педагогическую практику интерактивные методы и формы. И хотели бы сейчас с вами поделиться своим опытом использования данных техник, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. |
Идёт показ ролика
Наталии Валерьевны. Готовясь к
очередному уроку, я каждый раз задаю себе вопрос
– что важнее для моих учеников: постичь все азы
науки химии или, постигая их, обогатить и
осознать себя, своё место в этом огромном и
непростом на сегодня день мире? Знания усвоены,
но помогли ли они ученику почувствовать себя
надёжнее в окружающей жизни, побудили ли их к
творчеству, активному их применению? |
Идёт показ ролика
Марины Султановны. Особенности
внеурочной деятельности особенно располагают к
использованию интерактивных форм и методов. Нет
временных рамок, больший спектр ресурсов и
средств. Ученики по собственному желанию
посещают, предлагают, разрабатывают, участвуют.
Но сегодня время-то у нас ограничено и я расскажу
только о том, к чему привела меня игра. Игра –
это одна из интерактивных форм, наиболее часто
используемых из-за своей пластичности и
адаптивности соответственно школьному
возрасту. |
Очень важно создать условия на окончательном этапе, чтобы каждый ученик отрефлексировал себя, подвёл итоги и оценил свой вклад в общее дело. | Мы предлагаем сейчас вам отрефлексировать себя, но не каждому выпадет такой случай в целях экономии времени, а лишь тому, кто найдёт под своим стулом стикер. |
Приложение 1 (слайд
11) А о том, достигла ли реклама своей целевой аудитории , мы увидим с помощью элементов так называемой интерактивной доски. |
Одним нажатием кнопки вы сможете выразить свое мнение, а мы– увидим, достигнута ли цель нашей совместной работы с вами в целом на семинаре, |
где вы из просто слушателей стали соорганизаторами. | Давайте поругаем или похвалим себя! |
Приложение 1 (слайд
12) Несмотря на все опасности и трудности, которые могут возникнуть при использовании интерактивных форм и методов обучения |
Приложение 1 (слайд
13) Эффективность от применения их не вызывает сомнений. |
Приложение 1 (слайд
14) Ведь они способствуют активизации познавательной деятельности учащихся |
Приложение 1 (слайд
14) И являются условием для самореализации их личности. |
Приложение 1 (слайд
15) Спасибо за сотрудничество! |
Благодарим за внимание! |
Материалы вы можете получить в методическом кабинете | в электронной версии. |
Практический семинар "Профессиональное развитие педагога" на тему "Интерактивные методы и формы работы в образовательном учреждении"
- Ишкова Наталия Валерьевна, учитель химии и биологии, заместитель директора по воспитательной работе
- Шарова Марина Султановна, учитель истории и обществознания
Разделы: Общепедагогические технологии