Выразительное чтение пронизывает всю деятельность и учителя и ученика в процессе изучения литературного чтения в начальной школе. По мнению М. А. Рыбниковой, выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения. И, если ученики читают бесстрастно, думая только о формальной стороне чтения, не представляя себе картин, о которых рассказывают, то, что тут говорить о воздействии художественного текста на их чувства, о понимании ими текста? Особенно остро этот вопрос стоит в начальных классах, так как, как раз в этот период дети еще плохо читают и работа над самим процессом занимает у них массу сил и времени.
А нам надо еще донести до них все чувства и мысли автора, скрытые в этом тексте. Поэтому работа над умением выразительно читать текст начинаться должна уже в первом классе. Эта работа должна включать в себя:
1). Работу над дикцией. (Отсутствие четкой и громкой речи характерно для малышей). Здесь можно использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы. Весь этот материал для отработки дикции и для культуры живых интонаций. Ежедневная работа над произношением, четкостью, громкостью - первый шаг к работе над выразительным чтением.
2). Работа над выделением логического ударения. Сначала под руководством учителя, а потом и самостоятельно.
3). Составление партитуры стихотворения, в котором проставляются все паузы.
4). Выразительное чтение учителем или артистом в записи всегда должно предварять разбор содержания и являться ключом к пониманию прочитанного.
5). Анализ чтения других учеников и самоанализ помогает избегать типичных ошибок. Дети привыкают анализировать свое и чужое чтение, что помогает им читать лучше предыдущего и дает уверенность в своих силах.
Вся эта работа должна быть включена в систему уроков в начальной школе и предварять чтение стихотворений.
Дети должны получить и определенные теоретические сведения:
1). По технике чтения (дыхание, дикция, орфоэпия).
2). По логике чтения (логические паузы, сочетание силы голоса и высоты, темпа, ритма, ударения).
3). По эмоционально-образной выразительности с сопереживанием и чувствами.
Здесь очень помогают значки – рисунки, на которых изображены человеческие эмоции: гнев, радость, удивление, восторг, спокойствие, грусть, восхищение, насмешка, ирония. Не секрет, что дети очень затрудняются в характеристике эмоций и не отличают веселость и насмешку, иронию и сарказм.
Все эти знания дети получают не на одном уроке, а на целой серии, начиная уже с 1 класса. Нельзя сказать ребенку: “Читай выразительно”, не дав ему инструмента для этого.
Изучив подробно методику Рыбниковой М. А., на своих уроках я стала пытаться все это применять, и для меня и для ребят уроки стали гораздо интереснее, желаннее. Все очень любят читать стихи и, то, что задано на дом- все (и самые слабые) обязательно выучат и будут умолять их спросить. Приходится спрашивать всех, конечно тратится время урока, но это такой праздник для детей, что устоять невозможно.
Результат работы я представила на уроке, проведенном во 2 классе “Колыбельные в творчестве детских поэтов” по учебнику Э. Э. Кац “Литературное чтение”.
Открытый урок по литературному чтению
Тема: “Колыбельные песни в творчестве писателей”
Цели: Воспитывать интерес к чтению, фольклору, истории своего народа, любовь к близким.
Учить выразительному чтению;
Развивать умение самостоятельно работать с текстом, оценивать себя и своих товарищей.
Развивать эмоциональность, артистичность детей.
Оборудование
- Фото малышей
- Проекты детей
- Магнитофон с записью 2 колыбельных
- Графопроектор с записью слов для развития речи
- Кукла-малыш
- Люлька с очепом, веретено, лампа, чугунок.
- Чистые листы для записи чувств.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока.
А) Определение темы урока уч-ся.
Звучит мелодия колыбельной “Спят усталые игрушки…”
(Положили головки на парты, закрыли глазки. Что услышали?)
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Урок будет тихим и спокойным.
Кто догадался, почему?
Назовите тему нашего урока.
Б) Есть у белорусского писателя Максима Танка стихотворение “Вопросы и ответы”.
Чтение стихотворения учителем:
-Дедушка, кто старше меня?
-Твои папа и мама.
-А кто старше, чем они?
-Мы с бабушкой…
-А кто старше всех на свете?
-Внученька старше всех на свете, я думаю,
Наш хлеб насущный
Да еще колыбельная,
Которую поет твоя мама…
Звучит колыбельная песня из мультфильма “Умка”.
В) Рассказ учителя.
В давние времена народные песни заменяли многим детям школу и книги. Сама колыбель – люлька, зыбка передавалась из поколения в поколение. Ребенок скоро из колыбели вырастал, а песни, как будто оставались в ней, накапливались и передавались из поколения в поколение. Колыбель подвешивали на шесте, чтобы было удобно качать .Такой шест называли очеп . Говорят,что очеп рубили на вершине холма в самой красивой березовой роще. Тогда считали люди, что ребенок вырастит красивым и будет правильно говорить. Прежде чем положить ребенка в колыбель, туда клали разумные советы, написанные на бумажках.
Г) Проект “Люлька” Мальчик показывает сделанную им модель люльки и поет:
Брат сестру качает,
Еще величает:
“ Сестрица родная,
Расти поскорее,
Расти поскорее,
Да будь поумнее…”
Д) Вопросы : Как пели эти песни? (Ласково, нежно. Почему?)
Е) Физминутка для глаз.
3.Сегодня мы прочитаем несколько песен разных поэтов. Это А. Барто, А.Майков, А. Мей, И. Токмакова.
1) А я хочу начать с песни великого русского поэта М.Ю. Лермонтова.
Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни,
Птички затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду;
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит…
Глазки скорее сомкни,
Спи,моя радость, усни…
Усни ! Усни!...
2) Вопросы учителя: Темп? Громкость? Тон?
3) Анализ стихотворения,выделение чувств, которые хотел передать поэт.
4) Чтение стихотворения детьми.
5) Физминутка музыкальная
4. Послушаем другую песню в исполнении девочки поэта А. Мея.
Проект-инсценировка.
5. Самостоятельная работа с текстами песен.
Ваша работа будет состоять из 3 ступенек:
1-самостоятельное чтение
2-в паре
3-выступление перед классом.
Алгоритм у каждого:
Прочитай и представь описанную словами картину.
Прочитай 2 раз и обрати внимание на слова, которые нужно выделить голосом.
Покажи любовь матери, прочитай выразительно. Помни о темпе, тоне, громкости.
Класс оценивает чтеца.
6.Проект-инсценировка по стихотворению А. Барто.
7.Заключение.
-Чем похожи все колыбельные?
-Какая больше понравилась и почему?
Колыбельные - это наше детство, это наши мамы, это память. Потеря памяти так же страшна, как и потеря мечты. Особенно страшно, когда забывают самых близких.
Напишите, какие чувства вызвали эти песни, на листочках и положите их в люльку.
8.Домашнее задание: выучить наизусть любую из колыбельных.
Литература
М. А. Рыбникова “Очерки по методике литературного чтения” М. 1963 г.