Образовательные:
- дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков "Б" - "БЬ";
- формирование и расширение "семантического поля" слова "библиотека", развитие валентностей слов;
- предупреждение и преодоление аграмматизмов;
- формирование сложных форм слого-звуко-буквенного анализа;
- закрепление у детей умения в составлении предложений из трёх слов.
Грамматические:
- роль гласных второго ряда в смягчении согласных;
- безударная гласная в корне, непроверяемая ударением (словарное слово);
- правописание гласных второго ряда после мягких согласных;
- закрепление знания учащихся о сложных словах, составе слова.
Коррекционные:
- слухопроизносительная дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков: "Б" - "БЬ" в слогах, в словах, в предложениях через формирование "семантического поля" слова;
- развитие мелкой, артикуляционной моторики;
- развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания и памяти;
- уточнение, расширение словаря через формирование "семантического поля" слова "библиотека", развитие валентностей слов;
- развитие функции словообразования;
- развитие связной речи;
- формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Воспитательные:
- формирование умения слушать и слышать обращённую речь;
- воспитание у учащихся интереса к знаниям, умения анализировать и оценивать продуктивность своей деятельности, стремления к выполнению учебной задачи;
- привитие учащимся навыков речевой культуры;
- воспитание любви и интереса к книге как источнику знаний, уважения к профессии человека, несущей эти знания.
Оборудование:
- таблицы акустико-артикуляционного образа звуков, профили;
- набор таблиц с заданиями по формированию и расширению "семантического поля" слова, развитию функции словообразования;
- словарный материал: сюжетные картинки по теме "Библиотека";
- "звуковые домики", синие, зелёные кружки;
- орфографический и толковый словари.
Ход урока
Организационный момент.
Дети стоят около парт.
Логопед по очереди садит детей:
- Сядут те, чьё имя начинается со звука "Д",
- У кого в имени второй звук "А" и т.д.
Формулирование темы занятия и выделение главного слова.
Найдите схожие звуки в словах:
берёза, изба, баран, лебедь, избранный, облако, тюбик, единоборство, кабан, абрикос.
(Во всех словах присутствуют звуки "Б" или "БЬ")
- Какой буквой обозначаются эти звуки?
Составьте слово из первых букв слов, написанных на доске.
Прочитайте получившееся слово - "библиотека".
Сформулируйте тему нашего занятия.
(В каждом слове слышатся звуки "Б" или "БЬ". По первым буквам данных слов мы составили слово "библиотека", значит сегодня на уроке, мы будем работать со звуками: "Б", "БЬ" и буквой "Б", а в этой работе нам будет помогать слово "библиотека").
Дайте объяснение значению этого слова?
(Выслушиваются мнения детей).
Обращение к толковому словарю:
Библиотека - это учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.
Собрание книг, а также помещение, где они хранятся.
Собрание книг определённой тематики (библиотека поэта, библиотечка ученика).
Определите местоположения звука "БЬ" в слове "библиотека".
- Какой звук слышится после него?
(После "Б" слышится звук "И" - гласные звуки второго ряда служат для смягчения согласных").
Определите местоположение твёрдого звука "Б".
- Назовите следующий за ним звук :
Артикуляционная гимнастика.
Смыкание губ под счёт без напряжения, без надувания щёк.
Упражнение: "Подуем на снежинку" со звуком "П".
(Сначала сомкнём губы, а потом тихо, как лёгкий ветерок, дунем на снежинку: - "П - П - П : ". Снежинка при этом должна слегка отклонится).
Анализ акустико-артикуляционного образа звуков "Б" и "БЬ".
(С опорой на таблицу)
В начале губы спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха.
Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного за "Б".
Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот.
Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.
При сочетании "Б" с гласными: А, О, У, Ы, Э - твёрдый звук "Б".
При сочетании "Б" с гласными: Я, Ё, Е, Ю, И - мягкий звук "Б".
Произнесение изолированных звуков "Б", "БЬ" (с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля).
Характеристика звуков "Б" - "БЬ".
В звуко-буквенном городке отыскать нужного нам Звуковечка.
(У него сине-зелёная одежда, он с колокольчиком, живёт в сине-зелёной
квартирке, обозначенной буквой "Б" на Громкой улице, в Воротном переулке.
(Связываем название переулка с артикуляцией звуков: губы и рот открываются как "ворота").
Значит, буква "Б" обозначает два согласных, звонких звука - один из которых твёрдый, а другой мягкий.
- Объясните когда и в каких случаях буква "Б" обозначает "мягкий" звук, а когда "твёрдый"? (С опорой на таблицу).
Соотнесение звуков "Б", "БЬ" с буквой.
- Какой буквой обозначаются звуки "Б", "БЬ" на письме?
- На что похожа буква "Б"?
Сравнение с образом:
Буква "Б" проснётся рано,
Буква "Б" - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров.
Сравнение с буквами: В, Р, (какими элементами отличаются?).
Составление буквы "Б" из счётных палочек; напиши у соседа на спине.
Автоматизация звуков в слогах.
Воспроизведение слоговых рядов.
- Повторите песенки маленьких барашков:
ба - бо - бу - бэ - бы - та - какой слог ошибочный?
бя - бё - бю - бе - би - ки - какой слог лишний?
бу - бы - бо - бы - бэ - бю - какой слог лишний, почему?
Игра "Наоборот".
- Ба-ба-ба - бя-бя-бя.
- Бё : - бо : . Бу : - бю: . Бы: - би: . Бэ: - бе : .
Чтение слогов с выделением звука "Б" и контролем выдыхаемой струи воздуха на данный звук.
Дифференциация звуков "Б" и "БЬ", определение их местонахождения в слове.
Игра "Звуковой домик" (с использованием синих, зелёных кружков).
Автоматизация звуков "Б" - "БЬ" через формирование "семантического поля" слова "Библиотека", развитие валентностей слов и совершенствование функции словообразования.
Отгадайте загадку:
Вот какой чудесный дом.
Много - много книжек в нём.
(Библиотека)
Правописание.
- Отметьте "звуковые загадки" в слове (в каких местах в слове звук обманывает букву?)
- Определите ударную гласную.
(Найти слово в орфографическом словаре)
- Определить место звуков "Б" и "БЬ" в слове "библиотека".
Слого-звуко-буквенный анализ слова "библиотека".
Родственные слова.
Программная лексика: библиотека, библиотечка, библиотечная, библиотекарь, библиотекарша, библиотекарский, библия.
Дать пояснения непонятным словам:
Библия - книга содержащая мифы еврейской и христианской религии.
Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.
- Почему они родственные? Определите корень.
Отделите слова, обозначающие:
- живые объекты (библиотекарь :);
- неживые объекты (библия :);
- слова - признаки (библиотечная :).
Развитие функции словоизменения.
К выделенным родственным словам подберите подходящие по смыслу слова, составьте с ними словосочетания:
библиотека внимательный
библиотечка книга
библиотечная детская
библиотекарь серьёзная
библиотекарша журнал
библиотекарский старая
библия передвижная
Считайте с опорой на таблицу
Один | Два | Много |
Библиотекарь | ||
библиотека |
Физкультминутка.
Игра с перекидыванием мяча: "Наоборот"
Бык - бик;
Бук - бюк;
Бяк - бак:. и т.д.
Работа с предложением.
Повторение материала предыдущего занятия.
Логопед выставляет на доску картинки, изображающие предметы в действии, и предлагает ученикам составить предложение из двух слов по картинкам, затем начертить схемы предложений в тетерадях, подсчитать количество получившихся предложений.
Работа с предложениями, состоящими из трёх слов.
Логопед:
- "Мы работали с предложениями, которые состояли только из двух слов. Но в предложении может быть три, четыре, пять и более слов.
Сегодня мы будем учиться составлять предложения из трёх слов".
На доску выставляется картинка, на которой изображена девочка, несущая книгу.
- Рассмотрите картинку, составите по ней предложение из двух слов.
(Девочка несёт.)
Вопросы:
- Кто это? (Девочка)
- Что делает девочка? (Несёт)
- Что несёт девочка? (Книгу)
Произносится предложение: "Девочка несёт книгу".
- Какое слово прибавилось в предложении? (Книгу).
- Сколько стало слов в предложении? (Три слова).
Предлагается ученикам изобразить это предложение графически.
Третье слово - "Книгу" - изобразить прямоугольником.
Итог. "Можно сделать вывод, что чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем".
Рассматриваются ещё две-три картинки. Работа строится аналогично.
Новые задания:
- Рассмотреть картинку. (На доску выставляется картинка, например: "библиотекарь и ученик".
- Составить предложение по картинке, подобрав самостоятельно слова, обозначающие действия. (Библиотекарь встречает ученика. И т. д.)
- Сосчитать количество слов в предложении.
- Назвать первое и последнее слово.
- Начертить схему предложений.
(Приблизительный перечень сюжетных картинок: "Бабушка читает сказку". "Студент пишет конспект". "Дети слушают рассказ").
Словесно-логическое мышление.
Прослушать пословицы о книге и ученье. Разъяснить их смысл.
Не красна книга письмом - красна умом.
Что написано пером - не вырубишь топором.
Грамоте учиться - всегда пригодится.
Корень ученья горек, да плод сладок.
Итог занятия.
- Над какими звуками работали?
- Что это за звуки?
- Какое слово нам помогало?
- Какие предложения учились составлять?
- Что ещё нового узнали на занятии?