Дифференциация согласных звуков "Б" – "Б'", обозначаемых буквой "Б" через "семантическое поле" слова "библиотека"

Разделы: Логопедия


Образовательные:

  • дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков "Б" - "БЬ";
  • формирование и расширение "семантического поля" слова "библиотека", развитие валентностей слов;
  • предупреждение и преодоление аграмматизмов;
  • формирование сложных форм слого-звуко-буквенного анализа;
  • закрепление у детей умения в составлении предложений из трёх слов.

Грамматические:

  • роль гласных второго ряда в смягчении согласных;
  • безударная гласная в корне, непроверяемая ударением (словарное слово);
  • правописание гласных второго ряда после мягких согласных;
  • закрепление знания учащихся о сложных словах, составе слова.

Коррекционные:

  • слухопроизносительная дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков: "Б" - "БЬ" в слогах, в словах, в предложениях через формирование "семантического поля" слова;
  • развитие мелкой, артикуляционной моторики;
  • развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания и памяти;
  • уточнение, расширение словаря через формирование "семантического поля" слова "библиотека", развитие валентностей слов;
  • развитие функции словообразования;
  • развитие связной речи;
  • формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Воспитательные:

  • формирование умения слушать и слышать обращённую речь;
  • воспитание у учащихся интереса к знаниям, умения анализировать и оценивать продуктивность своей деятельности, стремления к выполнению учебной задачи;
  • привитие учащимся навыков речевой культуры;
  • воспитание любви и интереса к книге как источнику знаний, уважения к профессии человека, несущей эти знания.

Оборудование:

  • таблицы акустико-артикуляционного образа звуков, профили;
  • набор таблиц с заданиями по формированию и расширению "семантического поля" слова, развитию функции словообразования;
  • словарный материал: сюжетные картинки по теме "Библиотека";
  • "звуковые домики", синие, зелёные кружки;
  • орфографический и толковый словари.

Ход урока

Организационный момент.

Дети стоят около парт.

Логопед по очереди садит детей:

- Сядут те, чьё имя начинается со звука "Д",

- У кого в имени второй звук "А" и т.д.

Формулирование темы занятия и выделение главного слова.

Найдите схожие звуки в словах:

берёза, изба, баран, лебедь, избранный, облако, тюбик, единоборство, кабан, абрикос.

(Во всех словах присутствуют звуки "Б" или "БЬ")

- Какой буквой обозначаются эти звуки?

Составьте слово из первых букв слов, написанных на доске.

Прочитайте получившееся слово - "библиотека".

Сформулируйте тему нашего занятия.

(В каждом слове слышатся звуки "Б" или "БЬ". По первым буквам данных слов мы составили слово "библиотека", значит сегодня на уроке, мы будем работать со звуками: "Б", "БЬ" и буквой "Б", а в этой работе нам будет помогать слово "библиотека").

Дайте объяснение значению этого слова?

(Выслушиваются мнения детей).

Обращение к толковому словарю:

Библиотека - это учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.

Собрание книг, а также помещение, где они хранятся.

Собрание книг определённой тематики (библиотека поэта, библиотечка ученика).

Определите местоположения звука "БЬ" в слове "библиотека".

- Какой звук слышится после него?

(После "Б" слышится звук "И" - гласные звуки второго ряда служат для смягчения согласных").

Определите местоположение твёрдого звука "Б".

- Назовите следующий за ним звук :

Артикуляционная гимнастика.

Смыкание губ под счёт без напряжения, без надувания щёк.

Упражнение: "Подуем на снежинку" со звуком "П".

(Сначала сомкнём губы, а потом тихо, как лёгкий ветерок, дунем на снежинку: - "П - П - П : ". Снежинка при этом должна слегка отклонится).

Анализ акустико-артикуляционного образа звуков "Б" и "БЬ".

(С опорой на таблицу)

В начале губы спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха.

Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного за "Б".

Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.

При сочетании "Б" с гласными: А, О, У, Ы, Э - твёрдый звук "Б".

При сочетании "Б" с гласными: Я, Ё, Е, Ю, И - мягкий звук "Б".

Произнесение изолированных звуков "Б", "БЬ" (с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля).

Характеристика звуков "Б" - "БЬ".

В звуко-буквенном городке отыскать нужного нам Звуковечка.

(У него сине-зелёная одежда, он с колокольчиком, живёт в сине-зелёной

квартирке, обозначенной буквой "Б" на Громкой улице, в Воротном переулке.

(Связываем название переулка с артикуляцией звуков: губы и рот открываются как "ворота").

Значит, буква "Б" обозначает два согласных, звонких звука - один из которых твёрдый, а другой мягкий.

- Объясните когда и в каких случаях буква "Б" обозначает "мягкий" звук, а когда "твёрдый"? (С опорой на таблицу).

Соотнесение звуков "Б", "БЬ" с буквой.

- Какой буквой обозначаются звуки "Б", "БЬ" на письме?

- На что похожа буква "Б"?

Сравнение с образом:

Буква "Б" проснётся рано,
Буква "Б" - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров.

Сравнение с буквами: В, Р, (какими элементами отличаются?).

Составление буквы "Б" из счётных палочек; напиши у соседа на спине.

Автоматизация звуков в слогах.

Воспроизведение слоговых рядов.

- Повторите песенки маленьких барашков:

ба - бо - бу - бэ - бы - та - какой слог ошибочный?

бя - бё - бю - бе - би - ки - какой слог лишний?

бу - бы - бо - бы - бэ - бю - какой слог лишний, почему?

Игра "Наоборот".

- Ба-ба-ба - бя-бя-бя.

- Бё : - бо : . Бу : - бю: . Бы: - би: . Бэ: - бе : .

Чтение слогов с выделением звука "Б" и контролем выдыхаемой струи воздуха на данный звук.

Дифференциация звуков "Б" и "БЬ", определение их местонахождения в слове.

Игра "Звуковой домик" (с использованием синих, зелёных кружков).

Автоматизация звуков "Б" - "БЬ" через формирование "семантического поля" слова "Библиотека", развитие валентностей слов и совершенствование функции словообразования.

Отгадайте загадку:

Вот какой чудесный дом.
Много - много книжек в нём.
(Библиотека)

Правописание.

- Отметьте "звуковые загадки" в слове (в каких местах в слове звук обманывает букву?)

- Определите ударную гласную.

(Найти слово в орфографическом словаре)

- Определить место звуков "Б" и "БЬ" в слове "библиотека".

Слого-звуко-буквенный анализ слова "библиотека".

Родственные слова.

Программная лексика: библиотека, библиотечка, библиотечная, библиотекарь, библиотекарша, библиотекарский, библия.

Дать пояснения непонятным словам:

Библия - книга содержащая мифы еврейской и христианской религии.

Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.

- Почему они родственные? Определите корень.

Отделите слова, обозначающие:

- живые объекты (библиотекарь :);

- неживые объекты (библия :);

- слова - признаки (библиотечная :).

Развитие функции словоизменения.

К выделенным родственным словам подберите подходящие по смыслу слова, составьте с ними словосочетания:

библиотека внимательный

библиотечка книга

библиотечная детская

библиотекарь серьёзная

библиотекарша журнал

библиотекарский старая

библия передвижная

Считайте с опорой на таблицу

Один Два Много
Библиотекарь    
библиотека    

Физкультминутка.

Игра с перекидыванием мяча: "Наоборот"

Бык - бик;

Бук - бюк;

Бяк - бак:. и т.д.

Работа с предложением.

Повторение материала предыдущего занятия.

Логопед выставляет на доску картинки, изображающие предметы в действии, и предлагает ученикам составить предложение из двух слов по картинкам, затем начертить схемы предложений в тетерадях, подсчитать количество получившихся предложений.

Работа с предложениями, состоящими из трёх слов.

Логопед:

- "Мы работали с предложениями, которые состояли только из двух слов. Но в предложении может быть три, четыре, пять и более слов.

Сегодня мы будем учиться составлять предложения из трёх слов".

На доску выставляется картинка, на которой изображена девочка, несущая книгу.

- Рассмотрите картинку, составите по ней предложение из двух слов.

(Девочка несёт.)

Вопросы:

- Кто это? (Девочка)

- Что делает девочка? (Несёт)

- Что несёт девочка? (Книгу)

Произносится предложение: "Девочка несёт книгу".

- Какое слово прибавилось в предложении? (Книгу).

- Сколько стало слов в предложении? (Три слова).

Предлагается ученикам изобразить это предложение графически.

Третье слово - "Книгу" - изобразить прямоугольником.

Итог. "Можно сделать вывод, что чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем".

Рассматриваются ещё две-три картинки. Работа строится аналогично.

Новые задания:

- Рассмотреть картинку. (На доску выставляется картинка, например: "библиотекарь и ученик".

- Составить предложение по картинке, подобрав самостоятельно слова, обозначающие действия. (Библиотекарь встречает ученика. И т. д.)

- Сосчитать количество слов в предложении.

- Назвать первое и последнее слово.

- Начертить схему предложений.

(Приблизительный перечень сюжетных картинок: "Бабушка читает сказку". "Студент пишет конспект". "Дети слушают рассказ").

Словесно-логическое мышление.

Прослушать пословицы о книге и ученье. Разъяснить их смысл.

Не красна книга письмом - красна умом.

Что написано пером - не вырубишь топором.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Корень ученья горек, да плод сладок.

Итог занятия.

- Над какими звуками работали?

- Что это за звуки?

- Какое слово нам помогало?

- Какие предложения учились составлять?

- Что ещё нового узнали на занятии?