Цели:
- Формирование представлений о среде обитания и внешнем строении земноводных на примере лягушки.
- Развитие механической памяти на основе упражнений на запоминание слов.
- Воспитание навыка работы в группе.
Оборудование: презентация "Среда обитания и внешнее строение лягушки", плакаты с нарисованным "Деревом знаний" и "Корзиной", цветные карточки "Плоды знаний", раздаточные карточки с заданиями "Найди ошибку в тексте", "Допиши предложение", "Жаба".
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение
А) - Каких животных мы начали изучать?
- С какой группой позвоночных животных мы познакомились?
Б) Работа по раздаточным карточкам
Задание: группам А и Б "Найди ошибку в тексте", группе В "Допиши предложение".
Группа А
- Рыбы постоянные обитатели морей, рек, озер, ручьев, прудов.
- Все рыбы хорошо плавают благодаря чешуе.
- К речным рыбам относятся : карась, щука, камбала, сельдь.
Группа Б
- Рыбы постоянные обитатели морей, рек, озер, ручьев, прудов.
- Все рыбы хорошо плавают благодаря чешуе.
Группа В
- Рыбы постоянно обитают в м:.., р:, о:.. .
Итог: Каких животных мы продолжаем изучать?
Упражнение на развитие механической памяти:
- Запомнить слова не связанные по смыслу:
Месяц, пруд, хлеб, задача, мох.
3. Новая тема:
Загадка
- Отгадав загадку, вы узнаете какое животное мы будем сегодня изучать.
Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Половит мух -
И в воду - плюх!
- Прочитайте тему нашего урока. Запишите в тетрадь. (Слайд № 1)
2) Вводная беседа
- Кто видел лягушек?
- Где вы их встречали?
- В какое время года?
- Встречали ли вы лягушек поздней осенью?
3) Вхождение в тему "Дерево знаний"
- Перед вами "Дерево знаний". Вам следует разместить "Плоды знаний" по веткам по возрастанию сложности вопроса.
1. Рассказать о местах обитания.
2. Сравнить рыбу и лягушку.
3. Разобрать внешнее строение.
4. Определить значение в природе.
5. Выполнить самостоятельную работу.
6. Составить устный реферат по теме "Земноводные Сахалина".
4) Места обитания. (Слайд № 5)
- Еще одно название лягушки - земноводное. Что оно обозначает?
- На Сахалине обитает 3 вида земноводных: лягушка, тритон, жаба.
- Чем тритон отличается от лягушки и жабы?
- Расскажите, где обитают лягушки?
5) Сравните внешнее строение рыбы и лягушки (Слайд № 6)
- Назовите части тела рыбы и части тела лягушки.
6) Внешнее строение лягушки (Слайд № 7)
- Строение тела лягушки: голова, туловище, передние и задние ноги. На голове находятся: глаза, которые имеют прозрачное веко; рот, ноздри, за глазами находится орган слуха. Передние и задние ноги отличаются: передние короче и слабее, задние длиннее, сильнее. Между пальцами ног есть перепонки, кроме того на кончиках пальцев находятся присоски.
7) Значение лягушек в природе.
- Чем питаются лягушки?
- Какую пользу они приносят?
- Кто питается лягушками?
Физминутка: АМО релаксации "Воздух, земля, огонь, вода"
Цель: Повысить уровень энергии в группе.
Время: 2-3 мин
Проведение: Учащимся необходимо изобразить одно из состояний - воздух, земля, огонь, вода. Воздух - группа начинает глубоко дышать, затем зевнуть.
- Земля - давить пол ногами, попрыгать, "заземлиться".
- Огонь - активно подвигаться.
- Вода - представить, что наша комната - это бассейн, делать мягкие свободные движения в воде.
8) Самостоятельная работа в парах, карточки с вопросами, рассказать друг другу о жабе опираясь на вопросы.
Задание:
- Прочитать на странице 74 о жабе, ответить на вопросы.
Карточка
- Где живут жабы?
- Какой образ жизни они ведут?
- Как они передвигаются по земле?
- Что есть на коже жаб?
- Вред или пользу приносят жабы?
- Как приманить жаб в огороды, сады?
4. Закрепление
А) Повторить материал. Прочитать текст учебника стр. 73-74.
Б) Подготовить устный реферат по теме "Земноводные Сахалина" используя опорные слова (Слайд № 8):
- На Сахалине можно встретить ::..
- Обитают земноводные Сахалина :::.
- Внешнее строение ::::..
- Питаются :::::::
- Приносят :::::::::::.
В) Это интересно. "Останец Лягушка" (Слайд № 9)
Останец "Лягушка"район поселка Весточка (г.Южно-Сахалинск). Решением Сахоблисполкома о признании редких и достопримечательных объектов области государственными памятниками природы от 19 мая 1983 года останец "Лягушка" определен памятником природы, а с 1995 года эти каменные глыбы объявлены особо охраняемой природной территорией.
Останец "Лягушка" расположен на южном склоне горы Горбунова, отделяясь от нее неглубокой седловиной. Он состоит из группы скал. Три самые высокие и массивные составляют ядро комплекса. С западной и восточной сторон их силуэт по своей внешней форме напоминает проезжающим сидящую лягушку, приготовившуюся к прыжку. Скалы расположены на бровке обрыва, вытянуты с юго-запада на северо-восток на 35 м., с северо-запада на юго-восток на 16-20 м. Две скалы соединены между собой узкой перемычкой и отделены от третьей щелью шириной до 50-60 см. Максимальная высота скал 8 м, 7 м и 6 м. Площадь останца 12 га. Он имеет форму круга с радиусом 200 м, в центре которого находится скала высотой 8 м.
Нельзя не заметить, что очертания разрушающихся скал напоминают лягушку, сидящую на пригорке, гриб и слоеный пирог под названием "Наполеон". Вот такие причуды творит процесс денудации. Расположены все эти скальные останцы на расстоянии нескольких метров друг от друга. Самый большой из них -"Лягушка" (высота до 8 м). Так же назван и весь скальный комплекс, составляющий памятник природы. Если "Лягушка" самая высокая, то два остальных хотя и ниже его (всего по 2-3 м), но более живописны.
Г) Это интересно "В мире лягушек" (Слайд № 10)
- Самая маленькая лягушка филлобус, живет в Бразилии, а самая крупная лягушка голиаф живет в Африке.
Д) Составь примету (Слайд № 11)
Народные приметы
- После дождя лягушата по дороге прыгают - будет тепло.
- Если будет дождь - лягушки вылезают из воды.
5. Рефлексия.
Метод "Телеграмма":
- Напишите 2-3 слова, что вы лучше всего запомнили на уроке.