Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!
Нивен А.
Стремительное вхождение в нашу жизнь информационных технологий стало возможным благодаря широкому распространению персональных компьютеров и созданию глобальной сети Интернет. Все, что происходит в плане информатизации можно назвать "революцией". Современная эпоха - это эпоха информационная. Сегодня, решающую роль в социальной успешности человека играет обладание им информацией, знаниями. В настоящее время, информационные технологии стали важным фактором в жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами деятельности, в том числе и образования. Информация в современных условиях является основой, обеспечивающей оперативность и эффективность управленческих решений, способствующих развитию системы образования, что определяет актуальность формирования единого информационного пространства учебно-воспитательного процесса школы. На мой взгляд, сегодня очень сложно и практически невозможно представить работу учителя без использования компьютера. В приложении показана схема управление учебным процессом в школе. На каждом этапе управления учебно-воспитательным процессом, возникает необходимость в применении ИКТ, начиная от составления календарно-тематического планирования, включая набор дидактического материала к уроку и заканчивая ведением электронного журнала. Мы стремительными темпами приближаемся к тому, что каждый учитель будет иметь свое автоматизированное рабочее место.
И конечно не будем забывать, что самым главным в учебно-воспитательном процессе остается урок, при подготовке которого очень часто затрачивается больше времени, чем на его проведение. Для учащихся 5 - 6 классов характерно обращение к своему внутреннему миру - у них начинают развиваться потребности в осознании своих личных качеств. Этот возраст отличается повышенной эмоциональной возбудимостью, наблюдательностью, активностью, стремлением к самостоятельности. Постоянное обращение к опыту, практике, эксперименту дает возможность показать корни математических понятий в практической деятельности людей и их применение. Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирование у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирования, обобщения, сравнения. Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонней развитой личности. Поэтому эта проблема в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение и обусловлена задачами современного общества. Очень важно развивать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ними задачи, умение правильно, логически рассуждать, развивать навыки самообразования.
Использования ИКТ на уроках позволяет не только активизировать познавательную деятельность учащихся, но и создавать условия для развития инициативы и творчества, для становления личностных функций, рефлексивных механизмов поведения, реализации своего "я" для создания атмосферы сотрудничества. Применение информационных технологий базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается ? часть услышанного материала, ? часть увиденного и услышанного, ? части материала, если ученик активно участвует в процессе. На мой взгляд, применение мультимедийных технологий на уроках дает возможность вовлечь в учебный процесс, заинтересовать предметом. Особенно ребята в этом возрасте любят, когда урок проходит в игровой форме. Разнообразие форм уроков зависит от фантазии учителя.
Рассмотрим пример применения ИКТ на уроке математики по теме: "Формулы" в 5 классе.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний
Цели урока:
- Образовательная цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по основным формулам: пути, площади, периметра.
- Развивающая цель: совершенствовать вычислительные навыки учащихся через выполнение упражнений, решение текстовых задач.
- Воспитательная цель: воспитывать уважительное отношение к товарищам, взаимопомощь, способствовать развитию познавательной активности у учащихся, развивать интерес к предмету с помощью ИКТ.
Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал (тест), таблица для рефлексии.
Задача урока: создать ситуацию успеха, закрепить знание формул.
Время проведения урока: 45 минут
Ход урока
Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
На данном этапе урока, учитель сообщает тему урока, знакомит с эпиграфом к уроку. Интересуется, с каким настроением ребята пришли на урок (знакомство с таблицей рефлексии).
Обобщение и систематизация знаний.
Устное выполнение упражнений, слайды 2-12.
Форма контроля: внешний, взаимный.
Устная работа на 10 минут позволяет ребятам включиться в учебную деятельность, актуализировать знания, совершенствовать вычислительные навыки, развивать логическое мышление. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисления притупляет интерес к устному счету, так и к урокам вообще. В качестве вспомогательного элемента для возбуждения познавательного интереса, можно применить в различных вариантах следующие игры: круговые примеры, "Найди ошибку", "Кто быстрее?", "Закодированный ответ", создание проблемных ситуаций. Использование ИКТ на данном этапе удобно тем, что ребята, видя и слыша результаты выполнения задания, анализируют свои ошибки, а применение схем, чертежей, рисунков к задачам делает процесс более увлекательным и интересным для ребят. Нельзя конечно забывать и о мотивации. Учитель ставит вопрос: "Нужны ли нам формулы?", учащиеся приводят примеры профессий, жизненных, бытовых ситуаций, где знание формул необходимо. Тем самым в ходе беседы учитель мотивирует учащихся к приобретению знаний, а ученики осознают важность изучения данной темы. Вы можете спросить: "А почему этот вопрос задается на уроке обобщения и систематизации знаний, а не на уроке изучения нового?" Могу ответить следующим образом: "Мотивация к приобретению нового знания у учащихся должна сопровождать их на протяжении изучения всего курса математики, на каждом уроке, а на этом уроке, больше преследовалась цель рассмотреть важность изучения одной темы в масштабах страны". И хочется вспомнить слова Маркушевича А.И. "Изучение математики без должной связи с жизнью, без наглядности мешает развитию логического мышления, снижает уровень математической подготовки учащейся молодежи". Не нужно забывать и том, что в ходе беседы, ребята учатся излагать свои мысли, делают выводы и предположения. Учить детей мыслить вслух важно с самого первого дня, отсюда начинается развитие не только речи, но и чувства ответственности перед самим собой и товарищами за свои слова и действия. По окончанию устной работы дети анализируют свою деятельность на данном этапе урока и оценивают свою работу от 0 до 10 баллов. Ну и конечно, нужно чаще хвалить ребят и поощрять.
Письменное выполнение упражнений, слайды 14-17.
Форма контроля: взаимный, самоконтроль, внешний.
Большое значение в работе по самообразованию учащихся имеет учет знаний на каждом этапе работы. Общая атмосфера доброжелательности, внимательности к каждому ученику в классе - одна из движущих сил в этой работе. Какой бы ни был ученик, он всегда не хочет быть хуже других, и помочь ему в этом основная задача учителя, и если это сделать, то такой ученик будет работать результативно, и стремиться к лучшему результату. Именно, на этом этапе урока, мною были подобраны такие задания, которые были бы по силе каждому ученику, и это позволило создать ситуацию успеха и уверенности в своих знаниях. Применение презентации дает возможность для смены видов деятельности, а также позволяет применять различные виды контроля.
Слайд 14. Задание выполняется с комментированием с места, и при этом каждый учащийся может проверить свои записи по ходу выполнения упражнения, проанализировать ошибки.
Слайд 15. Ученики самостоятельно заполняют таблицу, а затем осуществляют самоконтроль.
Слайд 16. Работа по чертежу. Такая форма работы имеет практическое значение, развивает воображение, готовит "мостик" к изучению других дисциплин.
Слайд 17. Работа с таблицей. Форма контроля: взаимоконтроль, ребята оценивают работу своих товарищей, оказывают помощь. По окончанию работы дети с учетом отметки товарищей оценивают свою работу. Но не нужно забывать и о более сильных ребятах (чтобы не заскучали), и по возможности подбирать дифференцированные задания.
Физическая минутка.
Физминутка мною представлена на слайде, но во время проведения этого урока, я проектор не использую, так как глазкам нужно отдыхать.
Подведение итогов урока.
Очень часто на уроках нам не хватает времени для того, чтобы подвести итог урока. Узнать от ребят, что нового они для себя приобрели за 45 минут. Подведение итогов данного урока организованно таким образом, что основные формулы, которые отрабатывались на протяжении нескольких уроков, их названия, еще раз прозвучали во внешней речи. "Повторение - мать учения!"
Тестирование.
Итогом по данной теме является зачетная работа, в форме теста. Тест составлен на два варианта, карточки с заданием распечатываются каждому. Жизнь заставляет усиленно готовить ребят к успешной сдачи экзамена в формате ЕГЭ уже с 5 класса. Все вопросы разделены на три уровня сложности (А, В, С). Задание С - комбинаторные задачи. Анализ выполнения тестов помогает выделить повторяющуюся ошибку, как у индивидуального ученика, так и в целом по классу.
Рефлексия.
По окончанию урока ребятам предлагается закончить предложение: "Сегодня на уроке:".
Выводы:
Плюсы, в использовании ИКТ на уроках:
- Позволяют повысить познавательную активность учащихся.
- Подготовленную один раз презентацию, можно применять и в дальнейшей работе, адаптируя под индивидуальные особенности класса.
- Способствует повышению компьютерной грамотности учителя.
- Вносит разнообразие в контроль и коррекцию знаний, умений и навыков.
Минусы:
- Подготовка к уроку с применением презентации трудоемкий процесс.
- Неэффективно применение на каждом уроке.
- Рекомендуется использовать на уроке до 20 минут, с целью сохранения здоровья учащихся.
Таким образом, образовательная деятельность современного учителя все больше отходит от наставнического морализаторства в сторону понимающего и сопереживающего участия, оказанию педагогической поддержки. Происходят изменения требований к работе учителя: от умения транслировать объем знаний - к умениям решать творческие задачи, формировать способности к самореализации. Творчество учителя рождает творчество ученика.