Развитие умения общаться на уроке в начальных классах"

Разделы: Начальная школа


Одно из учебных умений, присущих успешному ученику, – это умение поставить перед взрослым вопрос, на который тот будет отвечать. Способность сомневаться, спрашивать, проверять полноту и ясность понимания ,указывать учителю на свои трудности, у детей с нарушениями речи, как правило, не достаточно развита [2]. Поэтому задачей педагога, логопеда  является формирование у учеников навыков общения в учебной ситуации. Решение этой задачи   предполагает формирование следующих умений:
– чётко формулировать вопрос;
– задавать вопросы, а не уходить от трудностей;
– принимать учительскую задачу, не подменяя её собственной задачей;
– решать задачу, взаимодействуя со сверстниками – другими участниками группы, одноклассниками [1].

Конспект занятия в группе детей с общим недоразвитием речи

Тема: Дифференциация согласных С-Ш  в словах, предложениях, текстах. «Семейная кашка гуще кипит».

Цель: формировать умения  учеников  общаться  в  учебной  ситуации.

Задачи:

  • автоматизировать звукопроизношение и дифференцировать свистящие и шипящие звуки,
  • активизировать коммуникативную и познавательную деятельность младших школьников,
  • развивать психические процессы ( внимание, мышление, память),
  • воспитывать уважение к семье.

Оборудование: карточки с заданиями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

2. Тема занятия

– Отгадайте ребус:  7Я (Семья)
– Назовите первый звук. Назовите свистящие звуки, шипящие. Где находится язычок? Как образуются свистящие, шипящие?

3. Познавательная минутка

У каждого человека есть родные и близкие люди. Сегодня мы вернёмся в старину, выясним, почему «семейная кашка гуще кипит». Крестьянская семья была большой, 10 - 15 человек и в ней было взаимопонимание, уважение [3].

Поговорки:

  • В семье любое дело ладится.
  • Вся семья вместе, и душа на месте.
  • Та семья клад, в которой лад.
  • В семье и каша гуще.

– Главой семьи был старший мужчина, его называли «большак»[3]. Назовите слова со звуком С, покажите цифрой его положение в слове. Назовите слова со звуком Ш, покажите цифрой его положение в слове.

4. Формирование фонематических процессов

Загадка.

В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом пришёл,
Всех вокруг себя собрал. (Стол)

– Стол в семье был такого размера, чтобы вместились все члены большой семьи. Около стола стояли скамьи, которые свободно перемещались. Ночью на них спали. В семье уважали старших [3].

Физминутка

Бабка стала на носок,
А потом – на пятку.
Стала русскую плясать,
А потом – вприсядку.

Пословицы:

  • Одному и у каши –  не споро.
  • Кашу маслом не испортишь.

– Прочитайте, подчеркните слова с буквой С,Ш.

5. Формирование лексико-грамматической стороны речи

1) Народная песенка

Котик – коток,
Кудреватый  лобок.
Сидит кот у ворот,
Мышку он ждёт.
Кошечка – в окошечке,
Котята – в подлавке,
– А кто у вас большой?
А кто у вас меньшой?
Мы все подрастём,
За мышами пойдём.
Один дедушка кот
Будет дома сидеть,
Да на печке лежать,
Нас с добром поджидать.

– Назовите слова со звуком С, со звуком Ш. Продолжите: у кошки..котята, у мышки ..., у совы ..., у гуся …

2) Выпечка хлеба – важное событие в семье, хлеб пекли раз в неделю.

Сначала ставили квашню. Ждали, когда она поспеет, потом выпекали хлеб. Назовите  изделия из муки, в названиях которых есть звук С, Ш.

3) Прочитайте, спишите, подчеркните слова с буквой С, Ш.

В дремучем лесу стоит избушка. В избушке живёт весёлый колобок. Катится колобок и песенки поёт.

6. Подведение итогов занятия

7. Рефлексия

Литература:

  1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. –М.:Педагогическое общество России, 2000. – 224с.
  2. Меттус Е.В., Литвина А.Е. Логопедические занятия со школьниками: СПб.: КАРО, 2008. – 112 с.
  3. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт ХI-XVII вв.: Учебное пособие –  М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1997. – 336с.