Одно из учебных умений, присущих успешному
ученику, – это умение поставить перед взрослым
вопрос, на который тот будет отвечать.
Способность сомневаться, спрашивать, проверять
полноту и ясность понимания ,указывать учителю
на свои трудности, у детей с нарушениями речи, как
правило, не достаточно развита [2]. Поэтому
задачей педагога, логопеда является
формирование у учеников навыков общения в
учебной ситуации. Решение этой задачи
предполагает формирование следующих умений:
– чётко формулировать вопрос;
– задавать вопросы, а не уходить от трудностей;
– принимать учительскую задачу, не подменяя её
собственной задачей;
– решать задачу, взаимодействуя со сверстниками
– другими участниками группы, одноклассниками
[1].
Конспект занятия в группе детей с общим недоразвитием речи
Тема: Дифференциация согласных С-Ш в словах, предложениях, текстах. «Семейная кашка гуще кипит».
Цель: формировать умения учеников общаться в учебной ситуации.
Задачи:
- автоматизировать звукопроизношение и дифференцировать свистящие и шипящие звуки,
- активизировать коммуникативную и познавательную деятельность младших школьников,
- развивать психические процессы ( внимание, мышление, память),
- воспитывать уважение к семье.
Оборудование: карточки с заданиями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
2. Тема занятия
– Отгадайте ребус: 7Я (Семья)
– Назовите первый звук. Назовите свистящие
звуки, шипящие. Где находится язычок? Как
образуются свистящие, шипящие?
3. Познавательная минутка
У каждого человека есть родные и близкие люди. Сегодня мы вернёмся в старину, выясним, почему «семейная кашка гуще кипит». Крестьянская семья была большой, 10 - 15 человек и в ней было взаимопонимание, уважение [3].
Поговорки:
- В семье любое дело ладится.
- Вся семья вместе, и душа на месте.
- Та семья клад, в которой лад.
- В семье и каша гуще.
– Главой семьи был старший мужчина, его называли «большак»[3]. Назовите слова со звуком С, покажите цифрой его положение в слове. Назовите слова со звуком Ш, покажите цифрой его положение в слове.
4. Формирование фонематических процессов
Загадка.
В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом пришёл,
Всех вокруг себя собрал. (Стол)
– Стол в семье был такого размера, чтобы вместились все члены большой семьи. Около стола стояли скамьи, которые свободно перемещались. Ночью на них спали. В семье уважали старших [3].
Физминутка
Бабка стала на носок,
А потом – на пятку.
Стала русскую плясать,
А потом – вприсядку.
Пословицы:
- Одному и у каши – не споро.
- Кашу маслом не испортишь.
– Прочитайте, подчеркните слова с буквой С,Ш.
5. Формирование лексико-грамматической стороны речи
1) Народная песенка
Котик – коток, Кудреватый лобок. Сидит кот у ворот, Мышку он ждёт. Кошечка – в окошечке, Котята – в подлавке, – А кто у вас большой? |
А кто у вас меньшой? Мы все подрастём, За мышами пойдём. Один дедушка кот Будет дома сидеть, Да на печке лежать, Нас с добром поджидать. |
– Назовите слова со звуком С, со звуком Ш. Продолжите: у кошки..котята, у мышки ..., у совы ..., у гуся …
2) Выпечка хлеба – важное событие в семье, хлеб пекли раз в неделю.
Сначала ставили квашню. Ждали, когда она поспеет, потом выпекали хлеб. Назовите изделия из муки, в названиях которых есть звук С, Ш.
3) Прочитайте, спишите, подчеркните слова с буквой С, Ш.
В дремучем лесу стоит избушка. В избушке живёт весёлый колобок. Катится колобок и песенки поёт.
6. Подведение итогов занятия
7. Рефлексия
Литература:
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. –М.:Педагогическое общество России, 2000. – 224с.
- Меттус Е.В., Литвина А.Е. Логопедические занятия со школьниками: СПб.: КАРО, 2008. – 112 с.
- Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт ХI-XVII вв.: Учебное пособие – М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1997. – 336с.