Цели урока:
- побуждение детей присоединить новое знание о написании глаголов в начальной форме с шипящими на конце к уже имеющимся навыкам написания слов-предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук;
- выработка навыка разбора слов по составу и умение применять его для развития орфографической зоркости;
- развитие речи учащихся;
- воспитание аккуратности при выполнении работы.
Для достижения целей урока использовались методы: игровой (убирали лишние фигуры, заселяли дома, картина с подвижными фигурами), словесный, наглядный, исследовательский (ученик как исследователь обратился к словарю и сделал вывод, что после буквы "ч" в словах-действиях пишется мягкий знак).
Для активизации мыслительной деятельности, развития интереса, поддержания интриги использовались:
- сюжетная картина с подвижными фигурами;
- мультимедийный проектор с презентацией "Мягкий знак";
- прием дифференциации;
- работа в парах во II группе (составляли Алгоритм написания мягкого знака после шипящих);
- прием кокографии.
Оборудование:
На доске фигуры:
Картинка с подвижными фигурами:
Опоры:
а) жи - ши, ча - ща, чу - щу
б) мягкий знак после шипящих:
Учебники, словари, тетради.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация "Мягкий знак".
Ход урока
Организационный момент и сообщение темы урока.
На доске начерчены части слова и разные геометрические фигуры.
- У нас урок русского языка. Зачеркните лишние фигуры.
- Что объединяет оставшиеся фигуры? (Графические обозначения частей слова).
- Покажите пальчиками номер, который указывает, как графически выделяется корень. (1)
- Что называется корнем?
- Покажите номер части слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании. (3)
- Как она называется? (Окончание)
- Покажите номер приставки. (2)
- Что называется приставкой?
- Что объединяет такие части слова, как приставка и суффикс? (Они служат для образования новых слов)
- Расставьте части слова в таком порядке, каком они должны быть (Ученик у доски расставляет части слова)
- Догадались, о чем будем сегодня говорить? Как называется тема, над которой мы работаем?
Тема урока: Состав слова. Написание : после : в словах-действиях.
- Чему вы должны научиться на уроке? (Правильно, вы должны научиться хорошо разбирать слова по составу, видеть состав слова для развития орфографической зоркости) И узнаете еще что-то новое, и этому новому тоже должны научиться.
- Я вам желаю, чтобы урок прошел с пользой, и, конечно, с настроением, а не так, как в стихотворении Эммы Мошковой. (Выставляю рисунок на доске с подвижными фигурами)
Встало солнце кислое,
Смотрит - небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло:И спешат несчастные
Кислые прохожие
И едят ужасно
Кислое мороженое:Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было настроение.
- Ребята, изменим картинку? По мере правильных ответов, хорошего письма, активной работы картинка будет меняться.
Проверка домашнего задания.
- А начнем с проверки домашнего задания.
Слова из упражнения выписаны на доске столбиком.
- выгрузка
- отгрузка
- погрузка
- разгрузка
- перегрузка
- нагрузка
- Покажите пальчиками, к какой схеме разбора слов по составу они относятся.
На доске:
- Являются ли слова однокоренными?
- Почему вы так думаете? (У них одинаковый корень груз; близкие по значению)
- Что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень? (Нужно подобрать родственные слова с разными приставками в данном случае)
- Какие орфограммы спрятались в словах?
(- парная согласная в середине слова, - безударная гласная в приставке)
- Вы хорошо поработали, в картинке солнышко проснулось, меняем глазки.
Чистописание.
- Записываем число.
- На чистописание я взяла следующие буквы: Жж, Шш, Чч, Щщ, обозначьте высоту заглавной и строчной букв и пропишите по одному разу. (Дети прописывают)
- Что объединяет эти буквы?
(- они обозначают согласные звуки, - шипяще звуки)
- Назовите твердые звуки. ([ж], [ш])
- Назовите мягкие звуки. ([ч'] [щ'])
- Какие разные правила надо знать при написании гласных букв после шипящих? (жи - ши пиши с буквой "и", ча - ща пиши с буквой "а", чу - щу пиши с буквой "у")
- Запишем эти сочетания и по одному примеру:
Жи ши лужи, мыши
ча ща роща, чаща Опора!
чу щу щука, чудо
- Что общего во всех этих словах?
(- обозначают предметы, - одинаковые по составу)
(I ряд - разбор по составу первых двух слов
II ряд - разбор по составу 3-его и 4-его слов
III ряд - разбор по составу 5-ого и 6-ого слов)
- Какие еще правила нужно знать при написании слов с шипящими?
чк чн чт строчка, точный, чтение
- Какая орфограмма спряталась в словах луч, вещь?
(- В словах-предметах мужского рода после шипящих "Ь" не пишется.
- В словах-предметах женского рода после шипящих пишется "Ь")
- Я предлагаю записать еще одно слово: зажеч
- Может ли это слово подчиняться правилу написания "Ь" после шипящих в словах-предметах женского и мужского рода? (Нет)
- Почему? (Это слово-действие)
!
Сегодня на уроке вы должны выяснить, нужно ли писать в словах-действиях начальной формы, оканчивающихся на [ч'], мягкий знак.- Вы замечательно справились с работой на минутке чистописания, поэтому наше солнышко на картинке направляет свои лучики на землю.
Работа по теме.
Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 79, упр. № 85.
- Прочитайте задание. (Открой Обратный словарь на букву "ь". Найди слова на ЧЬ. Среди этих слов выпиши слова, называющие действия. Их должно быть 5)
- Выписываем столбиком
- лечь на диван
- печь пироги
- течь вдоль берега
- стричь овечку
- помочь дежурному
- На какие вопросы отвечают выписанные слова? (Что делать? Что сделать?)
- Обратили внимание: все они написаны с "ь".
- Вернемся к учебнику, прочитаем правило на стр. 79.
- Выполним вторую часть упражнения. (Записать словосочетания с этими словами)
- Что такое словосочетание? (Записывают в тетрадях словосочетания)
- Какое новое правило узнали о написании "Ь" после [Ч'] в словах-действиях?
- Мы справились с очень трудным заданием, поэтому можно внести изменения в нашу картину и отдохнуть.
Физминутка.
За окном стучит капель.
Солнце в домик просится.
Выходи скорей, дружок,
Поиграть мне хочется.
- А игра называется "Новоселы". У меня 3 дома. (На экране через мультимедийный проектор появляются три дома)
- В первом доме будут жить слова-предметы мужского рода, и заселять его будут ребята 1 ряда. Если слово ваше, то вы топните 3 раза.
- Во втором доме будут жить слова-предметы женского рода, и заселять его будут ребята 2 ряда. Если слово ваше, то вы хлопаете 3 раза.
- В третьем доме - слова-действия начальной формы, оканчивающиеся на "ЧЬ". Если слово ваше, то вы 3 раза говорите: "Да, да, да!"
- Играем. (На экране появляются слова, и дети "расселяют" их по своим домам: ночь, обруч, стеречь, силач, растолочь, жечь, врач, плач, дочь, речь, беречь, дичь) [Презентация "Мягкий знак"]
- Понравилась игра? Вы не ошиблись, поэтому на картине еще одно изменение.
Выводы: - на конце слов-предметов мужского рода после шипящих "ь" не пишется;
- на конце слов-предметов женского рода после шипящих "ь" пишется;
- у слов-действий начальной формы пишется "ь" после Ч'.
Самостоятельная работа.
Дифференцированная работа.
1 группа.
- Дети, у кого на партах "маленькие солнышки"? Ваше задание на доске:
- Выпишите словосочетания: слово-действие + слово-предмет.
- С одним из словосочетаний составь предложение.
- Одно слово (на выбор) разбери по составу.
Лечь на пол, отстричь косы, помочь в ремонте, стеречь дом, натечь в лодку, толочь зерно.
(Если выполнили эту работу, далее работаем с толковым словарем)
2 группа.
- Все остальные ребята работают в тетрадях с печатной основой стр. 41 № 55
Запись предложений после работы по толковому словарю.
I в. Красивый пейзаж около школы радовал ребят.
II в. Маша написала весенний пейзаж.
Самопроверка.
Вывод: С каким новым правилом написания "ь" после [ч'] вы познакомились? (Прочитаем по книге)
Домашнее задание на это правило: стр. 80 упр. № 86; пр. стр. 79.
! Задание выполнили, картина почти готова. (Меняем тучку)
Рефлексия.
На экране слова:
Задание: выпишите номера слов, в которых я допустила ошибки. (2, 3, 4, 6)
- Я выписала №№ 2, 3, 4, 6. если у вас эти же номера, то поставьте на полях в тетради "5".
- Наша картина завершена, последний штрих.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится.
(Улыбка)
- Улыбка нужна нам самим и предназначена другим людям, чтобы им было с нами хорошо, легко и радостно. (Учитель прикрепляет губки к солнышку.)
- Дарите друг другу улыбки, тогда с вами другим людям будет тепло и уютно.