Цель: организовать деятельность учащихся по изучению новых знаний, способствовать формированию исследовательской культуры.
Задачи:
- познакомить с понятием «орфограмма»;
- изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова;
- развивать умение сравнивать группы слов, делать самостоятельно выводы;
- развивать умение работать в группах;
воспитывать аккуратность, опрятность, бережное отношение к школьным принадлежностям.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Оборудование: учебник, ВДК (вариативно-дидактические карточки), рабочая тетрадь «Пишем грамотно».
Используемые технологии и методы обучения: технология разноуровневого обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проблемного изложения учебного материала, частично-поисковый метод.
Ход урока
I. Оргмомент. Приём «Ладошка к ладошке».
– Возьмитесь все за руки. У нас сегодня всё получится, всё будет хорошо.
II. Работа над ошибками (рабочие тетради).
1 группа – учащиеся находят и справляют допущенные ошибки, опираясь на пометку, сделанную учителем в конце строки, где допущена ошибка,
2 группа – в подчеркнутом учителем слове находят и исправляют ошибки,
3 группа – находят в словах зачёркнутые учителем орфограммы и исправляют написание.
III. Чистописание.
(упражнение на логическое мышление)
– Продолжите дорожку из букв:
д, у, з, р, д, …
IV. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.
1) Словарная работа (картинный диктант).
– Запишите словарные слова. Что общего в словах? Как нужно относиться к школьным принадлежностям? Выделите в словах корень. Какое слово лишнее?
Карандаш, пенал, девочка, портфель, тетрадь, класс, д…ска.
Дети: Слово д…ска не изучали.
Посмотрим в словаре. Такого слова нет.
2) Работа в парах. Обсуждение проблемы. Высказывание мнений.
3) Сравнение записей слов на доске. Какие слова записаны? (родственные)
- гриб – грибок – грибник
- лес – лесной – лесник
- реки – речной – речушка
– Что удалось заметить?
(ученики самостоятельно делают вывод, что в корнях родственных слов безударные гласные звуки обозначаются той же буквой, что и ударные гласные в этих корнях)
4) Знакомство с правилом учебника и сравнение его с полученными выводами
учащихся. Что нового узнали из правила, о чём мы ещё не сказали? Зачем нам надо знать это правило?
V. Первичное закрепление новых знаний. Применение найденного способа проверки.
1) Фронтальная работа. Выполнение упр. №1 стр.66
VI. Физминутка.
Дружно встали
Раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Наблюдать все дружно станем.
Повернёмся влево, вправо,
Получается на славу.
Школе низко поклонимся,
В ней учиться не ленимся.
Ну, теперь пора, садимся.
2) Групповая работа по карточкам. Составление алгоритма «Безударные гласные в корне слова».
Проверка. Эксперты докладывает о результатах работы группы. Сравнивают свою работу с алгоритмом, предложенным учителем.
Алгоритм «Безударные гласные в корне слова».
- Найди в слове корень.
- Поставь в слове ударение, определи безударную гласную в корне слова.
- Измени слово или подбери родственное.
- Проведи наблюдение над группой родственных слов.
- Сделай вывод.
3) Дифференцированная работа.
3 ученика, выбравших различные задания, работают у доски для осуществления проверки работы.
1-я группа – придумать и записать в тетради слова на изученную орфограмму
2-я группа – упражнение №3*
3-я группа – под руководством учителя выполняют упр.№30 в тетради «Учусь писать без ошибок»
4) Самостоятельная работа по ВДК.
VII. Итог урока. Оценки за урок.
– Что узнали нового? Что такое орфограмма? Как проверить безударные гласные в корне слова? Чему мы научились?
VIII. Рефлексия.
«Мобильный телефон».
Отправь мне СМС с ответом на вопросы:
- С каким настроением работал, доволен ли собой?
- Комфортно ли вам было на занятии? Какое затруднение испытал?
- Хотелось бы пожелать…
IX. Домашнее задание.
Задания предлагаются учащимся на выбор.
Тетрадь «Пишем грамотно» стр. 9 упр. №2
*Написать сочинение о приключении безударных гласных.