Формирование исследовательских умений младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Разделы: Начальная школа


Актуальность и перспективность опыта

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что потребует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школе необходимо не только достижения прошлого, но и те способы, технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения обучающихся с младшего школьного возраста  в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует предметные и общие умения. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации  к получению учащимися знаний.  Это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В её основе исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

Истоки психолого-педагогических подходов к решению проблемы организации учебно-исследовательской деятельности школьников можно увидеть в трудах отечественных (Н.И.Новиков, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.) и зарубежных (А.Дистервег, Дж.Дьюи, Я.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.) педагогов – классиков. Методические и дидактические основы использования проблемных, исследовательских методов в обучении обоснованы Д.Б.Богоявленским, И.А.Ильницкой, И.Я.Лернером, М.И.Махмутовым, М.Н.Скаткиным; значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы   организации учебно-исследовательской деятельности описаны А.И.Савенковым. Опираясь на указанные научные труды, творчески работающие педагоги стремятся организовывать в практике обучения исследовательскую  деятельность школьников. Однако, это касается в первую очередь организации исследовательской деятельности учащихся среднего и старшего звена, а в отношении начальной школы подобная практика не получила достаточного освещения. Считается, что младшие школьники к ней не готовы. В то же время в отечественной психологии существует богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности детей (П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, А.И.Савенков, Н.Ф.Талызина). Однако в педагогике проблема организации исследовательской деятельности младших школьников является слабо разработанной.

Таким образом, актуальность данного опыта определяется:

– социальным заказом на творческую, самостоятельную личность;
– потребностью современной школы в применении педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников;
– необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности в учебном процессе начальной школы.

Новизна представленного опытазаключается в реализации детской исследовательской деятельности в традиционной школе, создании организационно-педагогических условий для этой деятельности, проведении подготовительного этапа создания школьного научного общества младших школьников.

Ведущая педагогическая идея состоит в том, что  процесс формирования исследовательских умений младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

1) будет осуществлен учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при организации исследовательской деятельности и развитие их мотивации к исследовательской деятельности;
2) реализована через уроки, специальные занятия педагогическая технология организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов.

Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.

Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:

  • Развивать у учащихся навыки и умения логического и творческого мышления.
  • Ознакомить обучающихся с методами научного поиска, их применением в собственном исследовании.
  • Обучать грамотно оформлять научную работу, использовать ИКТ.
  • Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Ведущие методы:

  • игровой,
  • проблемный,
  • эвристический,
  • исследовательский.

Ожидаемые результаты:

Очень важно учитывать, что процесс обучения младших школьников умениям и навыкам учебного исследования рассчитан на обеспечение:

  • усвоения учениками исследовательских умений и использование их при последующем изучении школьных дисциплин:
    • видеть проблемы,
    • выдвигать гипотезы,
    • давать определение понятиям,
    • классифицировать,
    • наблюдать,
    • проводить эксперименты,
    • делать выводы и умозаключения,
    • добывать информацию,
    • проводить самостоятельное исследование,
    • делать сравнения,
    • давать оценку,
    • доказывать правильность точки зрения,
    • составлять внутренний план умственных действий;
  • применения полученных умений в реализации собственных интересов;
  • развития интересов младших школьников к процессу познания в целом;
  • личностное развитие обучающихся.

Реализация технологии формирования исследовательских умений младших школьников (частные методические рекомендации)

Для формирования у обучающихся данных умений и навыков можно использовать самые разные задания и упражнения, предложенные А. И. Савенковым. Такие задания есть и в учебниках. Назову основные:

  • Посмотри на мир чужими глазами,
  • Угадай, о чем спросили,
  • Как птицы узнают дорогу на юг,
  • Загадки, кроссворды, игра «Трудные слова»,
  • Что является четвертым лишним,
  • Найди, какие предметы изображены на рисунке,
  • Определить плавучесть предметов.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, специальные занятия и защиту исследовательских работ. Например, темы уроков с элементами исследования, проводимые  в 1 классе: «Откуда берутся снег и лед», «Куда текут реки», «Откуда в снежках грязь», «Почему звенит звонок». А предлагаемые выше задания и упражнения, использую на «Уроках развития».  Но основная работа на этих уроках проводится по рабочим тетрадямА. И. Савенкова «Развитие логического мышления», «Развитие творческого мышления».  Работу по этим тетрадям можно чередовать, или проводить по полугодиям.

Во 2 классе элементы исследования возможно включить в следующие уроки: «С кем дружит ель»,  «Про кошек и собак»,  «Как измерять температуру»,  «Сложение и вычитание в пределах 100»,  «Имя прилагательное». В то же время игровая методика исследовательского обучения младших школьников методика А. И. Савенкова помогает детям освоить первые навыки исследовательского поиска. Работа состоит из двух  уровней: первый – условно назван «тренировочным». Здесь проводится одно или два фронтальных занятия с классом, которые необходимы, чтобы познакомить каждого ребенка с технологией проведения исследования. Учитель готовит  к занятию карточки с символическими изображениями «методов исследования», карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований и ручки, карандаши, листочки бумаги.

Занятие проводится по следующему плану:

  • Выбор добровольцев – исследователей.
  • Выбор темы исследования.
  • Составление плана поиска информации (основные методы).
  • Сбор информации.
  • Обобщение материала.
  • Доклад.
  • Ответы на вопросы.

Первое занятие на этом можно считать законченным. Обучающиеся познакомились с общей схемой исследовательской деятельности. Если дети освоили общую схему деятельности, можно переходить к самостоятельной исследовательской практике.

2 уровень – самостоятельные учебные исследования – имеет более высокую сложность занятий. Для их проведения  необходимы карточки с изображением тем исследований, специальная  «Папка исследователя». На этом этапе в активный исследовательский поиск вовлекаются все участники. Но поскольку заслушать все доклады сложно, какие-то из них переносятся на другое время. Предпочитаемые детьми темы исследований: «Как птицы летают», «Что едят растения», «Почему у цветов яркая расцветка», «Почему бывают слепые люди», «Почему бабочки перелетают с цветка на цветок», «Как летают самолеты», «Почему солдаты отдают честь, приветствуя друг друга». Эти занятия позволяют детям приобрести некоторый опыт, но рассчитаны они  в основном на игру в исследования. Временные рамки этих занятий ограничены, а исследовательскую активность ребенка ограничивать не стоит.

Начиная с 3 класса, проводятся относительно долговременные учебные исследования. Они могут быть как индивидуальными, так и выполненными совместно. Исследования становятся сложнее и могут рассматриваться как следующий уровень исследовательского обучения. На данном этапе используется рабочая тетрадь «Я – исследователь», автор А. И. Савенков. Предлагаемое учебное пособие помогает через диалог включить ученика в собственный исследовательский поиск. В тетради выделены следующие этапы работы: выдвижение и постановка проблемы; поиск вариантов решения; сбор материала; обобщение; подготовка проекта. Это пособие может использоваться и дома.

В конце года учащиеся  второго, третьего класса представляют свои законченные исследования в классе, некоторые – на школьной конференции, на которой осуществляется публичная защита исследовательских работ и проектов, в ходе которой дети учатся излагать информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему и доказывать свою точку зрения. Исходя из психологических особенностей младших школьников, целесообразно, чтобы на конференции выступало не более 5 человек. Общее время проведения конференции не превышает 40-45 минут. Качество работ оценивает экспертный совет. Время представления работы – 6-8 минут. После выступления члены экспертного совета и зрители (учащиеся школы) задают выступающему вопросы. Пока экспертный совет обсуждает и подводит итоги, зрители знакомятся с исследовательскими работами на стендах, сдают в специальные ящики оценочные листы. Участник, набравший большее количество голосов присутствующих, получает приз зрительских симпатий. Далее проводится подведение итогов и награждение участников. Работы могут оцениваться еще и по разным номинациям, например:

– самый интересный эксперимент;
– блестящие ответы на вопросы;
– самая оригинальная тема;
– глубокое понимание темы.

Также членами экспертного совета оцениваются вопросы зрителей, самый лучший из которых получает приз.

Темы исследовательских работ учащихся 3 класса:

  • «Ягоды нашего леса»,
  • «Особенности содержания, поведения и питания сирийских хомяков»,
  • «Сколько весит здоровье ученика»,
  • «С кем дружит ель».

Среди тем уроков с элементами исследования в 3 классе можно назвать «Полезные ископаемые», «Надёжная защита организма», «Размножение и развитие растений», «Приемы умножения», внеклассное занятие «Тайны круга».

Начиная с 1  класса, педагог может использовать в своей практике еще одну  форму организации  исследовательского обучения – «экспресс-исследование». Их суть сводится к тому, что дети, отправляясь на прогулку, получают индивидуальные задания, проводят оперативное исследование по предложенной учителем тематике. Например,«Какие птицы живут в окрестностях школы», «Какие  деревья растут во дворе школы», «Как зимуют травы»,  «Как ложится снег» и др.

Использованная литература:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский дом Ш. Амонашвили,1996. – С.495.
2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.– С.214.
3. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Народное образование.– №10.– 1999.– С. 152-158.
4. Поддъяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис-я  д-ра  психолог. наук. – Москва, 2001. – С. 350
5. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208.
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2004. – С. 80.
7. Савенков А. И. Учебные исследования в начальной школе. // Нач. шк. – №12. – 2000. – С. 101-108.
8. Семёнова Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников. Дис-я на соискание учен. степ. кандит. педаг. наук. ГОУ ВПО «Томский гос. пед. университет». Томск. – 2007. – С. 203.