Этот урок рекомендуется проводить в конце учебного года при изучении хозяйства своего региона (республики, области, края автономного округа).
Цели и задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Природные зоны» и «АПК», познакомить с особенностями формирования хозяйства Московской области и развитием в регионе народных промыслов, проследить зависимость сельского хозяйства от природных условий зоны смешанных лесов.
При подготовке семинара учащиеся получают опережающие задания к уроку, что позволяет приобщить учеников к поисковой и творческой деятельности, активизировать изучение нового материала, самостоятельную работу с первоисточниками, с картографическим и статистическим материалом, самостоятельную подготовку выступлений, сообщений, докладов и тезисов
Урок-семинар учит обобщать, делать выводы, давать оценки, рецензировать литературу, формирует умение грамотно вести беседу, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование урока:
- интерактивная доска,
- комплект атласов Московской области.
- карты:
- природные зоны России,
- агропромышленный комплекс,
- зерновые культуры,
- технические культуры,
- животноводство,
- агроклиматические ресурсы России.
- фотографии:
- природной зоны смешанных лесов,
- сельскохозяйственных культур,
- животноводческих комплексов,
- продукции народных промыслов Московской региона.
Опережающие вопросы и задания:
За две недели до семинара данные вопросы раздаются ученикам. В течении этого времени учитель проверяет материал, подготовленный учениками для сообщений.
– Охарактеризовать климат и почвы природной
зоны смешанных лесов. Дать оценку
агроклиматическим ресурсам.
– Подготовить сообщение о видовом составе
растений в природной зоне смешанных лесов.
– Дать краткую характеристику наиболее
возделываемых сельскохозяйственных культур
(рожь, овес, ячмень, лен).
– Подобрать информацию о развитии в регионе
народных промыслов.
– Проанализировать, какие предпосылки
способствовали развитию промышленных
предприятий в зоне смешанных лесов.
– Обосновать выражение – «Зона смешанных лесов -
Золотое кольцо России»
Ход урока:
Вступительное слово учителя, в котором раскрываются особенности этого урока и объявляются темы, вынесенные на обсуждение.
Темы, вынесенные на обсуждение:
– В чем проявляется зональная система
сельского хозяйства?
– Каково соотношение теплого и холодного
периода и количества выпадающих осадков?
– Какие подпояса выделяются на карте
агроклиматических ресурсов?
– Какие отрасли животноводства целесообразно
размещать, исходя из природных условий зоны
смешанных лесов?
– В каком веке произошло крупный поворот в
занятости населения от кустарной промышленности
к крупной промышленной индустрии? С чем это было
связано?
– Каково на сегодняшний день соотношение
городского и сельского населения в лесной зоне и
соотношение занятого в сельском хозяйстве и
промышленности?
– Возможны ли дальнейшие сдвиги в этих
соотношениях и почему?
– С какими экологическими проблемами столкнулся
этот регион?
По данным вопросам выслушиваются сообщения учеников, заранее подготовленные к семинару. Задача учителя с помощью наводящих вопросов следить, чтоб выступления не уходили от намеченной темы.
Вопросы, которые могут возникнуть в ходе семинара:
– Повлияла ли связь «климат-осадки-густота
речной сети» на заселение и освоение территории?
– Как изменило соотношение среди возделываемых
культур появление картофеля?
– Возможно ли предсказать появление новых видов
сельскохозяйственных культур?
– Какими предпосылками можно объяснить
появление первыми среди отраслей
промышленности оружейного дела,
книгопечатания, суконных мануфактур, чеканки
денег?
– Повлияло ли на это расположение столицы
государства в этом регионе?
– Какие современные отрасли промышленности
зародились в 17 веке (военная, текстильная,
полиграфическая, легкая и пищевая
промышленность, транспортное машиностроение)?
Если все пункты плана удалось обсудить, то к завершению урока мы имеем следующие результаты:
– Ученики должны правильно проследили связь
сельского хозяйства с природными условиями, а
так же соотнесли их с размещением отраслей
животноводства (мясомолочного скотоводства,
свиноводства, птицеводства, пчеловодства),
развитие которых в свою очередь обусловлены
наличием в регионе большим количеством
городских агломераций.
– Среди экологических проблем ученики должны
назвать сведение лесов в средней полосе России,
истощение пахотных земель, загрязнение почвы,
воды и воздуха выбросами промышленных
предприятий, разрушительное действие на
окружающую среду больших городов.
– Затруднение может вызвать вопрос о
возможности сдвигов в соотношении числа занятых
в сельском хозяйстве и промышленности. В данном
случае учителю предстоит самому ответить на этот
вопрос.
Закрепление. Подведение итогов семинара.
Наиболее интересные выводы ученики делают сами или с наводящих вопросов учителя:
– О существовании неразрывной связи между
природными условиями в зоне смешанных лесов и
хозяйственной деятельностью человека.
– О влиянии на развитие хозяйства исторических
факторов развития общества.
– Об особой роли столичного региона и
центрального положения по отношения ко всей
стране. Здесь сконцентрирована основная часть
экономически активного населения,
промышленности, сельского хозяйства, науки,
оборонного потенциала.
Оценки получают все ученики принявшие участие в уроке-семинаре, как подготовившие сообщения, так и те, кто принял активное обсуждение поставленных вопросов.
Домашнее задание:
Выписать в тетрадь название народных
промыслов, которые получили развитие на
территории Подольского района.
Как удалось крестьянам сочетать работу на земле
с получением не сельскохозяйственной продукции?
Методические выводы.
В теме урока-семинара удачно совмещены два
курса по Экономической и Физической географии
России. Это позволяет повторить материал 8 класса
и на его основе разобрать экономические
предпосылки возникновения хозяйства в природной
зоне смешанных лесов.
При подготовке и в ходе семинара были
задействованы межпредметные связи по истории,
биологии, краеведению, родному Подмосковью.
Форма проведения урока в виде семинара дает
возможность продолжить работу над развитием
речи и умением донести свои мысли до слушателей.
В ходе урока появляется возможность проследить
динамику от заселения этих земель до
возникновения в этом районе крупного
исторического, культурного, индустриального
центра.