Методическая разработка урока. 8-й класс. "Циклоны и антициклоны"

Разделы: География

Класс: 8


Цели урока:

  1. Дать понятия: атмосферные фронты, циклоны и антициклоны и их влияние на погоду. Синоптическая карта.
  2. Уметь определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов.
  3. совершенствование умений работать с разными источниками информации – текстом учебника, картосхемами

Оборудование: таблицы, учебник, презентация (см. приложение 3). [ 4] , [ 7], стенная синоптическая карта видеофрагменты: тёплый фронт, холодный фронт.

Ключевые слова: климат, циклон, антициклон, атмосферный фронт, холодный фронт, тёплый фронт.

Ход урока

I . Актуализация знаний (Приложение 3, слайд 1)/

II . Повторение:

III . Новый материал

  1. Понятие “атмосферный фронт”
  2. По географическому положению: страница учебника 60: арктический фронт отделяет арктический воздух от умеренной воздушной массы
  3. Полярный фронт – полоса столкновения умеренного воздуха с тропическим воздухом
  4. Где располагается полярный фронт зимой? (южнее границ России) [2, 60]

Ширина фронтов достигает нескольких десятков километров. На фронтах всегда происходит смена температуры, облачности, давления воздуха – смена погоды.

Приложение 3, слайд 4.

Тёплый фронт (Приложение 4, видеофрагмент)

Холодный фронт (Приложение 5, видеофрагмент)

  1. Тёплый воздух надвигается на холодный
  2. Тёплый лёгкий воздух, поднимается вверх
  3. Затяжные дожди
  4. Медленное потепление
  1. Холодный воздух надвигается на тёплый
  2. Выталкивает вверх лёгкий тёплый во воздух
  3. Ливни, грозы
  4. Быстрое похолодание, ясная погода

Помнишь: мы не ждали ни дождя, ни грома,
Вдруг застал нас ливень далеко от дома;
Мы спешили скрыться под мохнатой елью...
Не было конца тут страху и веселью!
Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли точно в клетке золотистой;
По земле вокруг нас точно жемчуг прыгал:
Капли дождевые, скатываясь с игол,
Падали, блистая...
Вдруг над нами прямо гром перекатился...
Благодатный дождик! Золотая буря!

А.Майков

Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом,
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.
Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали -
А туча шла гора горою!
И всё раскалывалось ввысь
Плач раздавался колыбельный
И стрелы молний всё неслись
В простор тревожный,
беспредельный.

Н.Рубцов

[3, 30-31]

Циклоны и антициклоны (Приложение 3, слайд 5)

Заполнение таблицы в процессе беседы (учебник страница 62, 63) [ 2, 6 2 -6 3 ]

На каждом столе таблица (см. приложение 1) (Приложение 3, слайд 6)

Готовая таблица: (Приложение 3, слайд 7)

Признаки Циклон Антициклон
Что это? Атмосферные вихри, переносят воздушные массы
Как показаны на картах? Концентрические изобары
Атмосферное давление Вихрь с низким давлением в центре Высокое давление в центре
Движение воздуха От периферии к центру от центра к окраинам
Явления Охлаждение воздуха, конденсация, образование облаков, выпадение осадков. Прогревание и иссушение воздуха
Размеры 2-3 тыс. км в поперечнике
Скорость перемещения 30-40 км/ч, подвижны Малоподвижны
Направление движения С запада на восток  
Место рождения Северная Атлантика, Баренцево море. Охотское море Зимой –Сибирский антициклон
Погода Пасмурная погода с осадками Малооблачная погода, летом –теплая, зимой –морозная

[6, 79]

Циклон

В атмосфере снизилось давленье,
Воздух переходит в наступленье.
Сильный ветер, в тучах небосклон,
Значит, надвигается циклон.
Пробежит со скоростью большой,
Летом — дождь, и снегопад — зимой.

Осень! Летит по дорогам
Осени стужа и стон!
Каркает около стога
Стая озябших ворон.
Скользкой неровной тропою
В зарослях пасмурных ив
Лошадь идёт с водопоя,
Голову вниз опустив.
Мелкий, дремотный, без меры,
Дождик знобящий и серый
Всё моросит, моросит...

Н.Рубцов

[3, 31-32]

Циклоны обычно приходят не в одиночку, а сериями.

  • Какое это имеет значение для формирования погоды в областях, над которыми проходят циклоны? (на стенной синоптической карте учитель показывает пути прохождения циклонов)
  • Почему именно эти области характеризуются образованием фронтов и циклонической деятельностью? (большая разница в распределении атмосферного давления и свойствах воздушных масс).
  • Почему по мере движения от западных окраин страны к востоку циклоны постепенно затухают? (трансформация воздушных масс, постепенная ликвидация различий их свойств, в результате чего воздушные фронты исчезают)

Антициклон

Если господствует антициклон,
Порядки свои установит он:
Давленье высокое, воздух сухой,
Ветер ослабнет. Тишь и покой.
Зимою при солнце крепчает мороз.
Летом “на ясно” укажет прогноз.

Мороз и солнце; день чудесный!
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

А.С.Пушкин

Полдневный час. Жара гнетет дыханье;
Глядишь, прищурясь – блеск глаза слезит,
И над землёю воздух в колебаньи,
Мигает быстро, будто бы кипит
И тени нет. Повсюду искры, блёстки,
eТрава слегла, до корня прожжена

К. Случевский

[3, 31-32]

IV. Закрепление: приложение 3, слайд 8, 9.

V. Практическая работа (смотреть приложение 2)

Погоду 30 января 1994 года разбирают вместе с учителем, а 30 января 1998 года, 30 января 2001 года, 30 января 2002 года самостоятельно (Приложение 3, слайд 10, 11).

VI . Домашнее задание: §9, стр. 61-63, составить задачи.

Учитель ставит вопрос:

  • “Зачем я задаю учащимся это задание?”

(Закрепить изученный материал, развитие монологической речи.)

VII. Рефлексия: учащиеся анализируют свою работу на занятии, прослушав притчу.

“Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: "Что ты делал целый день?" И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: "А что ты делал целый день?" и тот ответил: "Я добросовестно выполнял свою работу". А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовлетворением: "А я принимал участие в строительстве храма!"”

  • А что же на занятии сделали вы?
  • Кто работал как первый в притче человек? (Красная карточка);
  • Кто работал добросовестно? (Зеленая карточка)
  • Кто принимал участие в строительстве храма? (Синяя карточка)

Затем учащиеся объясняют свой выбор.

[1,126]

Список литературы

  1. 1.Байбородова Л. В. Обучение географии в средней школе: метод. пособие. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. –303с. – (Библиотека учителя географии).
  2. Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений, 2009. – 303 с.
  3. Белаш Н. Ю. , Даньшин А. И. и др. Задачи олимпиад по географии – 95: экспериментальное учебное пособие /Под ред. канд. геогр. наук А. С. Наумова. – М.: МИРОС, 1996. – 96 с.
  4. География (6 – 10 классы). Библиотека электронных наглядных пособий. Мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений. М.: Республиканский мультимедиа центр, 2003.
  5. Еженедельник “География”, № 30, 2002.
  6. Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: “ВАКО”, 204, 352 с.
  7. Мультимедиа учебник по географии для учащихся 8 классов общеобразовательных учебных заведений. М.: Республиканский мультимедиа центр, 2001, 2002.
  8. Чернихова Е. Я. Изучение климата на уроках географии. Пособие для учителей. М., “Просвещение”, 1973.