Роль классного руководителя в системе работы с родителями

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Основой воспитательной системы является ориентация на совместную деятельность участников целостного педагогического процесса (учащиеся, учитель, родители, общественность), на их сотрудничество, сотворчество, соуправление.

Деятельность классного руководителя в рамках воспитательной системы класса направлена на всестороннее развитие личности через :

  • изучение личности учащегося;
  • кружковую сеть, дополнительное образование;
  • тесную взаимосвязь обучения с воспитанием;
  • ориентацию на здоровый образ жизни;
  • реализацию познавательной деятельности средствами различных конкурсов, состязаний, интеллектуальных игр;
  • организацию СУ;
  • ориентацию на цикл творческих коллективных дел;
  • традиционных классных и общешкольных мероприятий;
  • взаимодействие класса и семьи.

В первый класс приходят дети разного уровня развития и воспитанности. И нашей главной задачей является помощь учащимся в адаптации к новым условиям, создание благоприятной атмосферы для учёбы и творчества.

Класс должен стать для каждого ребёнка комфортной средой, которая позволяет быть самим собой, чувствовать свою защиту, где интересно общаться, учиться, вместе действовать.

В период адаптации тесную связь поддерживали с психологом школы: в расписание был введён час психологии, проводились диагностики. В результате такой работы адаптация первоклассников прошла успешно.

Нам хотелось, чтобы и родители активно участвовали в жизни детского коллектива, проявляли инициативу и творчество. На первом собрании проводится анкетирование родителей. Благодаря ответам на вопросы анкеты мы узнаём об интересах родителей, о взаимоотношениях членов семьи. Итоги анкетирования используем при составлении плана воспитательной работы, а позже – при проведении мероприятий.

В период адаптации проводили для родителей «День встреч» – раз в неделю родители могли прийти в школу поговорить об успехах и волнующих их проблемах, задать интересующие вопросы.

Побывали в семьях учеников, познакомились с жилищными условиями и составом каждой семьи, побеседовали с родителями, узнали об увлечении пап и мам, бабушек и дедушек, выяснили, чем интересуется ребёнок, какие обязанности выполняет дома.

Следующее собрание было проведено с участием психолога, где говорилось об особенностях развития детей 6-7 летнего возраста, были розданы памятки для родителей, содержащие советы и рекомендации по воспитанию детей.

На каждый год обучения запланирована примерная тематика родительских собраний.

В течение учебного года проводим индивидуальные и групповые консультации. Примерная тематика бесед с родителями такова:

  1. Психо-физиологические особенности школьников.
  2. Семья и успехи младших школьников.
  3. Произвольность поведения.
  4. Комплексные психологические процессы: память, мышление, внимание, воображение, восприятие.
  5. Специальные способности: чтение, письмо, счёт.

Сплачивают коллектив общие задачи, полезные, социально значимые дела. Без участия родителей не проходит ни одно мероприятие, будь то выезд на природу, посещение театров, музеев, проведение праздников и многое другое. Они – и участники, и зрители, и помощники, и члены жюри. Подготовка к мероприятиям сплачивает детей и родителей, взрослые лучше узнают своих детей с совершенно новой, неожиданной стороны. А какой гордостью наполняются сердца детей, когда их родители принимают активное участие в делах класса. Например, в первой четверти прошёл праздник «Посвящение в первоклассники», в подготовке к которому были задействованы все родители класса. Одна группа родителей отвечала за оформление – зал был празднично украшен вместе с детьми плакатами, рисунками детей о школе, цветами, шарами.

Другая группа родителей была ответственна за поздравление детей – были изготовлены медали «Первоклассник» и закуплены подарки. Третья группа отвечала за игры и развлечения.

Родительский комитет – мой главный помощник в организации деятельности класса, в решении проблемных ситуаций. Современная семья имеет большой интеллектуальный потенциал, и задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.