Урок русского языка в 3-м классе с использованием ИКТ-технологий "Эти разные приставки"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели.

  1. Познакомить учащихся с ролью приставок, основными правилами правописания приставок.
  2. Формировать умение применять на практике правила правописания приставок.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку, умение думать и размышлять, прививать навыки самостоятельной работы и работе в малых группах.

Цель урока будет достигнута путем решения задач по формированию универсальных учебных действий.

УУД:

Личностные:

  • формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
  • развивать способность к самооценке на основе успешной учебной деятельности.

Регулятивные:

  • учиться контролировать свою деятельность по результатам выполнения задания;
  • учиться действовать по плану;
  • учится адекватно оценивать свои достижения

Познавательные:

  • умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки;
  • ставить и формулировать проблему.

Коммуникативные:

  • учиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе;
  • учиться планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями), компьютер, проектор, экран.

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

Дети сидят все за партами.

На партах пеналы, карточки с заданиями и тетрадные листы.

Парты стоят по 4 для групповой работы.

- Ребята, сегодня на уроке вы снова станете исследователями.

А что это вы будете исследовать, вы узнаете, когда решите кроссворд.

Возьмите карточку №1 .

- Работаем в парах.

(Дети решают кроссворд на листочках)

- Итак. Работа завершена. Проверяем.

Презентация “Кроссворд”.

- Вы догадались, какая тема урока?

- Да, тема урока “ Приставки”

А точнее “ Эти разные приставки”

На прошлом уроке вы учились находить приставки в словах.

- Повторим, еще раз: что такое приставки?

(Слайд с правилом.

Приставка - это часть основы, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

- Сегодня мы продолжите исследовать приставки.

А что вообще можно исследовать в приставках?

(Слитное или раздельное написание; правописание гласных и согласных в них.)

- Какое настроение у вас, как исследователей в начале урока?

- Нарисуйте смайлик.

- Отложите его в сторону. Сравним его со смайликом, который вы нарисуете в конце урока.

- Итак, задание для исследователей.

Первая группа садится за компьютеры. Вторая берет карточку № 2 и работает в парах.

Дана группа слов.

Зачеркните в каждом ряду “лишнее” слово.

1. Позолота, золотить, злой, золотой.

2. Серебриться, сердиться, серебро, серебряный .

3. Брынза, бронза, бронзовый, бронзовщик.

4. Камин, камень, окаменел, каменный.

5. Розарий, розочка, проза, роза.

Дети работают в группах.

Затем поверяют работу по слайду на экране.

- Найдите среди этих слов слова с приставками. (Позолота, окаменел.)

- Выделите приставки. Скажите, эти приставки пишутся и произносятся одинаково? (Нет.)

- Значит, для того, чтобы правильно написать приставку нужно знать правило.

Вам предстоит провести исследовательскую работу и сформулировать правило.

Возьмите карточку № 3.

- Вам предлагается группа слов.

Ваша задача: сравнить гласный звук в приставке под ударением и в безударном положении.

(Слайд со словами.

засуха – засушить

отжим – отжимать

надпись – надписать

подпись – подписать

опись – описать

насыпь - насыпать)

- Давайте составим план работы.

Что нужно сделать для решения задачи?

Дети высказывают свое мнение.

(Слайд с планом работы:

  1. Выделить приставку.
  2. Поставить ударение.
  3. Сделать вывод.)

Дети самостоятельно выполняют работу.

- Обменяйтесь тетрадями.

Проверьте работы своих товарищей. Исправьте ошибки.

Поставьте оценки.

Сравните правильность вашей проверки со слайдом на экране.

(Слайд с выполненной работой.

За’суха – засуши’ть

О’тжим – отжима’ть

На’дпись – надписа’ть

По’дпись – подписа’ть

О’пись – описа’ть

На’сыпь – насыпа’ть)

- Верните тетради своим товарищам.

- Итак, приставки выделили, ударение поставили.

Сформулируйте вывод.

Как пишутся ударные и безударные гласные в приставках?

Дети высказывают свое мнение.

(Слайд

Ударные и безударные гласные в приставках пишутся одинаково.)

- Продолжаем исследовать правописание приставок и будем тренироваться писать слова с приставками.

- Возьмите карточки с заданием № 4. Из предложенных слов вам нужно выписать только слова с приставками. Работаем самостоятельно на тетрадных листах.

Заяц, полететь, погода, наехать, надписать, ответ, оклеить, просьба, докрасил, надежда, поэт, надо, подбросить, осень, прошли, дошкольный, заболеть.

- Чтобы выполнить это задание, что вам нужно сделать? (Выделить приставку и доказать, что это приставка.)

- Прочитайте слова, которые у вас получились. Докажите, что это слова с приставками. (Оставшаяся часть слова имеет смысл, может быть употреблена с другой приставкой.)

(Слайд со словами.

Полететь, наехать, надписать, оклеить, докрасил, подбросить, прошли, дошкольный, заболеть. )

- Проверьте. Поставьте себе оценку за выполненную работу на шкале. Теперь исследуем эти приставки и думаем, на какие две группы можно разделить эти слова. Чтобы выполнить это задание, что нужно сделать? (Дети предлагают). Вы выделите приставки. Затем их сравните и разделите слова на группы. Работаем в группах. Помним правило, что нужно внимательно выслушивать мнение товарищей и убедительно доказывать свое.

- Скажите, каков результат вашего исследования? Какой вывод можно сделать?

На какие две группы вы раздели слова?

(Слайд с группами слов.)

полететь наклейка
оклеить надписать
докрасил заболеть
подбросить
прошли
дошкольный

Вывод.

(Слайд

Приставки: по, о, до, под, про всегда пишутся с гласной “о”.)

(Слайд

Приставки: на, над, за всегда пишутся с гласной “а”)

Итак, каков результат вашей исследовательской деятельности.

Что вы узнали?

Приставки: по, о, до, под, про, до.

Всегда пишутся с гласной “о”.

А приставки: : на, над, за всегда пишутся с гласной “а”)

А также

(Слайд:

Ударные и безударные гласные в приставках пишутся одинаково.)

Какое теперь настроение у вас , как исследователей?

Нарисуйте смайлик. Сравните его с первым .

- Теперь, чтобы закрепить знания, вам нужно вставить пропущенные буквы в словах.

Работает в парах на компьютерах.

п…висла тяжелая туча

з..сверкала молния

п..лил дождь

пр…мокли до нитки

д…плыть до берега

п…дписать тетрадь

н..дрезать лист

н…жарить картофель

п…дъехать к дому

…тбросить в сторону

…писать события

Проверьте вашу работу.

(Слайд выполненным заданием.)

Поставьте себе оценку за работу.

Далее подведение итогов урока.