Цели.
Цель урока будет достигнута путем решения задач по формированию универсальных учебных действий.
УУД:
Личностные:
- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
- развивать способность к самооценке на основе успешной учебной деятельности.
Регулятивные:
- учиться контролировать свою деятельность по результатам выполнения задания;
- учиться действовать по плану;
- учится адекватно оценивать свои достижения
Познавательные:
- умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки;
- ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные:
- учиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе;
- учиться планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями), компьютер, проектор, экран.
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
Дети сидят все за партами.
На партах пеналы, карточки с заданиями и тетрадные листы.
Парты стоят по 4 для групповой работы.
- Ребята, сегодня на уроке вы снова станете исследователями.
А что это вы будете исследовать, вы узнаете, когда решите кроссворд.
Возьмите карточку №1 .
- Работаем в парах.
(Дети решают кроссворд на листочках)
- Итак. Работа завершена. Проверяем.
Презентация “Кроссворд”.
- Вы догадались, какая тема урока?
- Да, тема урока “ Приставки”
А точнее “ Эти разные приставки”
На прошлом уроке вы учились находить приставки в словах.
- Повторим, еще раз: что такое приставки?
(Слайд с правилом.
Приставка - это часть основы, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
- Сегодня мы продолжите исследовать приставки.
А что вообще можно исследовать в приставках?
(Слитное или раздельное написание; правописание гласных и согласных в них.)
- Какое настроение у вас, как исследователей в начале урока?
- Нарисуйте смайлик.
- Отложите его в сторону. Сравним его со смайликом, который вы нарисуете в конце урока.
- Итак, задание для исследователей.
Первая группа садится за компьютеры. Вторая берет карточку № 2 и работает в парах.
Дана группа слов.
Зачеркните в каждом ряду “лишнее” слово.
1. Позолота, золотить, злой, золотой.
2. Серебриться, сердиться, серебро, серебряный .
3. Брынза, бронза, бронзовый, бронзовщик.
4. Камин, камень, окаменел, каменный.
5. Розарий, розочка, проза, роза.
Дети работают в группах.
Затем поверяют работу по слайду на экране.
- Найдите среди этих слов слова с приставками. (Позолота, окаменел.)
- Выделите приставки. Скажите, эти приставки пишутся и произносятся одинаково? (Нет.)
- Значит, для того, чтобы правильно написать приставку нужно знать правило.
Вам предстоит провести исследовательскую работу и сформулировать правило.
Возьмите карточку № 3.
- Вам предлагается группа слов.
Ваша задача: сравнить гласный звук в приставке под ударением и в безударном положении.
(Слайд со словами.
засуха – засушить
отжим – отжимать
надпись – надписать
подпись – подписать
опись – описать
насыпь - насыпать)
- Давайте составим план работы.
Что нужно сделать для решения задачи?
Дети высказывают свое мнение.
(Слайд с планом работы:
- Выделить приставку.
- Поставить ударение.
- Сделать вывод.)
Дети самостоятельно выполняют работу.
- Обменяйтесь тетрадями.
Проверьте работы своих товарищей. Исправьте ошибки.
Поставьте оценки.
Сравните правильность вашей проверки со слайдом на экране.
(Слайд с выполненной работой.
За’суха – засуши’ть
О’тжим – отжима’ть
На’дпись – надписа’ть
По’дпись – подписа’ть
О’пись – описа’ть
На’сыпь – насыпа’ть)
- Верните тетради своим товарищам.
- Итак, приставки выделили, ударение поставили.
Сформулируйте вывод.
Как пишутся ударные и безударные гласные в приставках?
Дети высказывают свое мнение.
(Слайд
Ударные и безударные гласные в приставках пишутся одинаково.)
- Продолжаем исследовать правописание приставок и будем тренироваться писать слова с приставками.
- Возьмите карточки с заданием № 4. Из предложенных слов вам нужно выписать только слова с приставками. Работаем самостоятельно на тетрадных листах.
Заяц, полететь, погода, наехать, надписать, ответ, оклеить, просьба, докрасил, надежда, поэт, надо, подбросить, осень, прошли, дошкольный, заболеть.
- Чтобы выполнить это задание, что вам нужно сделать? (Выделить приставку и доказать, что это приставка.)
- Прочитайте слова, которые у вас получились. Докажите, что это слова с приставками. (Оставшаяся часть слова имеет смысл, может быть употреблена с другой приставкой.)
(Слайд со словами.
Полететь, наехать, надписать, оклеить, докрасил, подбросить, прошли, дошкольный, заболеть. )
- Проверьте. Поставьте себе оценку за выполненную работу на шкале. Теперь исследуем эти приставки и думаем, на какие две группы можно разделить эти слова. Чтобы выполнить это задание, что нужно сделать? (Дети предлагают). Вы выделите приставки. Затем их сравните и разделите слова на группы. Работаем в группах. Помним правило, что нужно внимательно выслушивать мнение товарищей и убедительно доказывать свое.
- Скажите, каков результат вашего исследования? Какой вывод можно сделать?
На какие две группы вы раздели слова?
(Слайд с группами слов.)
полететь | наклейка |
оклеить | надписать |
докрасил | заболеть |
подбросить | |
прошли | |
дошкольный |
Вывод.
(Слайд
Приставки: по, о, до, под, про всегда пишутся с гласной “о”.)
(Слайд
Приставки: на, над, за всегда пишутся с гласной “а”)
Итак, каков результат вашей исследовательской деятельности.
Что вы узнали?
Приставки: по, о, до, под, про, до.
Всегда пишутся с гласной “о”.
А приставки: : на, над, за всегда пишутся с гласной “а”)
А также
(Слайд:
Ударные и безударные гласные в приставках пишутся одинаково.)
Какое теперь настроение у вас , как исследователей?
Нарисуйте смайлик. Сравните его с первым .
- Теперь, чтобы закрепить знания, вам нужно вставить пропущенные буквы в словах.
Работает в парах на компьютерах.
п…висла тяжелая туча
з..сверкала молния
п..лил дождь
пр…мокли до нитки
д…плыть до берега
п…дписать тетрадь
н..дрезать лист
н…жарить картофель
п…дъехать к дому
…тбросить в сторону
…писать события
Проверьте вашу работу.
(Слайд выполненным заданием.)
Поставьте себе оценку за работу.
Далее подведение итогов урока.