Урок письма в 1-м классе "Строчная буква "в""

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. предметные: познакомить детей с алгоритмом написания строчной буквы «в»; учить писать слоги, слова, предложение с буквой «в»; закреплять письмо изученных букв.
  2. метапредметные: развивать устную и письменную речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, творческие и коммуникативные способности, навыки классификации, умение формулировать тему и цель урока, подводить итог урока, выражать отношение к результату своей работы.
  3. личностные: создать условия для формирования внутренней позиции обучающихся, характеризующейся интересом к происходящему на уроке и положительной мотивацией учебной деятельности.

Оборудование: записи на доске, нарисованное вишнёвое дерево, вырезанные из бумаги вишенки для работы в паре, карточки со слогами, картинки с изображением воробья и вороны, ребус «ворона», условное обозначение: «Работа в паре», печатная буква «В».

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Вот и прозвенел звонок, начинаем мы урок.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Послушайте и отгадайте загадки.

  1. Я весь день ловлю жуков,
    Уплетаю червяков.
    В тёплый край я не летаю,
    Здесь под крышей, обитаю.
    Чик-чирик! Не робей!
    Я Бывалый …

Ученики: воробей.

Учитель вывешивает картинку с изображением воробья.

Учитель: Какой звук слышится в начале слова воробей? Дайте характеристику этому звуку.

Ученики: Согласный, твёрдый, звонкий, парный.

Учитель:

  1. Сижу на дереве,
    Кругла, как шар,
    Красна, как кровь,
    Сладка, как мёд.

Ученики: вишня.

Учитель: Какой звук слышится в начале слова вишня? Дайте характеристику этому звуку.

Ученики: Согласный, мягкий, звонкий, парный.

Учитель: Какой буквой на письме обозначаются звуки [в], [в']?

Ученики: Буквой «в».

Учитель: В Букваре мы познакомились с печатной буквой «в».

Учитель вывешивает печатную букву В.

Учитель: Как вы думаете, а на уроке письма, с какой буквой мы познакомимся?

Ученики: Со строчной буквой «в».

III. Формулирование темы. Постановка цели урока.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Ученики: Строчная буква «в».

Учитель открывает часть доски с изображением строчной буквы в.

Учитель: Какова цель урока?

Ученики: Научиться писать строчную букву «в», слова с этой буквой.

IV. Открытие новых знаний.

Учитель: Посмотрите внимательно на букву. Из каких элементов она состоит?

Ученики: Петельки, овала.

Учитель: Если бы вы были учителем, как бы вы объяснили алгоритм написания строчной буквы «в»?

К доске выходит ученица и пробует объяснить алгоритм написания строчной буквы» «в».

Учитель: Послушайте алгоритм написания строчной буквы «в». Ставим ручку на середину рабочей строки, идём наискось вверх, пишем петельку, прямую наклонную, овал.

Последовательность выполнения работы учениками:

  1. Письмо строчной буквы «в» воздухе.
  2. Повторение правил, которые нужно вспомнить при письме (спинку держим прямо, ручку держим правильно, листок тетради лежит наискось).
  3. Письмо строчной буквы «в» в тонких тетрадях (сначала с учителем).

Работа в парах.

Учитель показывает условное обозначение: значок «вишенки».

Учитель: Что это за условное обозначение?

Ученики: Работа в паре.

Учитель: Давайте покажем гостям, как вы научились писать строчную букву «в».

  1. Письмо строчной буквы «в» на вишенках. (Ученики по очереди пишут фломастером).

Учитель во время проведения физкультминутки учеником «одевает» вишнёвое дерево.

V. Физкультминутка «Пожалуйста».

Учитель: Вы должны выполнять все движения, о которых я вас попрошу, но только в том случае, если услышите слово «пожалуйста».

VI. Работа над новым материалом.

1. На доске буквы: а у в о ы и э

Учитель: На какие группы можно разделить эти буквы?

Ученики: Гласные и согласные.

Учитель: Давайте разделим буквы на две группы.

Учитель показывает на доске схему:

– Согласная буква «в» дружит с гласными буквами. В результате этой дружбы образуются слоги. Давайте их прочитаем.

2. Чтение слогов.

ва
ву
во
вы
ви
вэ

Учитель: В каком слоге согласный звук произносится мягко?

Ученики: Слог «ви», потому что гласная буква «и» смягчает согласную.

Учитель: Посмотрите внимательно на слоги. Как соединяется строчная буква «в» с гласными буквами: а у о ы и э?

Ученики: При помощи верхнего соединения – петельки.

3. Письмо слогов.

Учитель: Давайте запишем слоги в тетради. Откройте тетради по закладкам.

У каждого ученика в тетради лежит закладка «Солнышко». Учитель заранее вкладывает закладки в тетради.

Учитель: Когда мы пишем слоги и слова, произносим что?

Ученики: Звуки.

Написание первого слога показывает учитель, второго – ученик, остальные слоги ученики записывают в тетради самостоятельно.

Учитель: Для чего мы учились писать строчную букву «в»?

Ученики: Чтобы научиться писать слова с этой буквой.

VII. Физкультминутка.

Учитель: Если в слове услышите твёрдый звук [в], вы должны присесть. Если в слове услышите мягкий звук [в'], вы должны подпрыгнуть на месте. (Слова: вареник, ведро, велосипед, ворона, рама, вертолёт, воробей).

4. Отгадывание ребуса.

Учитель: Отгадайте, какое слово зашифровано в этом ребусе?

Ученики: Ворона.

Учитель: Сколько звуков в слове ворона?

Ученики: 6.

Учитель: Давайте проверим.

Ученики вместе с учителем произносят звуки, загибая пальчики.

5. Письмо слов и предложений.

Учитель: Я буду записывать слово ворона на доске, а вы называть соединения.

Учитель пишет слово, проговаривая звуки, ученики называют соединения букв.

– Запишите слово в тетради самостоятельно.

Один ученик работает у доски.

Учитель: Разделите слово на слоги, подчеркните слоги дугой. Поставьте в слове ударение.

Учитель: Какие слова спрятались в слове ворона?

Ученики: Вор, ворон, он, на, она.

Учитель: Давайте запишем эти слова (можно проговорить устно).

Учитель: В каких сказках встречается ворона?

Ученики: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Учитель: Как вы думаете, Ворона добрый сказочный персонаж или злой? Почему вы так думаете? Давайте придумаем предложения со словом ворона.

Ученики придумывают предложения со словом ворона.

Учитель: Я тоже придумала предложение.

На доске предложение: Иван ловил ворону.

Учитель: Прочитайте предложение глазками, вслух. Из чего состоит предложение?

Ученики: Предложение состоит из слов.

Учитель: Сколько слов в предложении?

Ученики: В предложении три слова.

Учитель: Назовите первое слово, второе, третье. Давайте запишем предложение в тетради.

– Какие правила нужно знать, чтобы записать предложение в тетради?

Ученики: Первое слово пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку. Когда пишем слова, произносим звуки.

VIII. Закрепление пройденного.

Учитель: Давайте найдём знакомые слова в таблице и выпишем их на листочек правильно и красиво.

Учитель вывешивает таблицу.

Н А Л И М О Н
П П А П А Р А
И О Р А М А Л
Л Л А Р А К И
А Н Н А М Ы Л

Два ученика по очереди выходят к доске и показывают, как они выполняют эту работу. Далее все ученики работают самостоятельно.

Учитель: Сегодня к нам на урок пришли гости. Я думаю, что им будет приятно, если вы подарите им свои работы, выполненные на листочках.

IX. Итог и рефлексия урока

Учитель: Чему учились сегодня на уроке? Какое из заданий вызвало затруднение? Что больше всего понравилось на уроке? Поднимите солнышко те ученики, которые довольны своей работой и у кого хорошее настроение.

Учитель: Спасибо всем за урок.