1. Теоретическое обоснование темы проекта
Сущность деятельностного подхода в педагогике
В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.
Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка.
Вместе с тем, деятельностный подход, реализуемый в контексте жизнедеятельности конкретного ученика, учитывающий его жизненные планы, ценностные ориентации и его другие параметры субъективного мира, по своей сути является личностно – деятельностным подходом. Поэтому вполне естественно в целях постижения его сущности выделением два основных компонента – личностный и деятельностный.
Основные понятия деятельностного подхода
Деятельность человека – это особая важная форма активности, в результате реализации которой осуществляются преобразования материала, включенного в деятельность (внешние предметы, внутренняя реальность человека), преобразования самой деятельности и преобразования того, кто действует, то есть субъекта деятельности. Наиболее глубокий исследователь проблем психической деятельности в их единстве с проблемами педагогики В.В. Давыдов заметил: “Не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности”. Добавим: внешней или внутренней для человека. Естественно нельзя классифицировать в качестве деятельности такую форму активности, как мечты или фантазии. Многообразие типов деятельности (и это в первую очередь относится к внутренней деятельности и соответствующей категории) отражают такие понятия, как “духовная деятельность”, “взаимодеятельность”, “общение”, “целеполагание как деятельность”, “смыслообразующая деятельность”, “жизнетворчество как деятельность”. Деятельность воспитателя управляющего и организующего деятельность воспитанников, отражается категорией “метадеятельность”, или “надпредметная деятельность”. Необходимость ведения подобной категории обусловлена тем фактом, что педагог как бы поднимается над всеми доступными ему и его воспитанникам видам и формам деятельность, усваивает их на профессиональном уровне с целью эффективного использования в интересах воспитания питомцев как субъектов в деятельности и жизнедеятельности в целом. Таким образом, воспитание предстает как деятельность по организации других видов деятельности, в которых не в меньшей степени воспитывается и сам педагог. Некоторые авторы категорию метадеятельность относят к описанию личной жизнедеятельности воспитанника. Здесь имеется в виду тот факт, что воспитанник сам организует свою деятельность и находит свой смысл в ней, преобразуя тем самым свою ценностно – смысловую сферу. Воспитание в таком понимании предстает как метадеятельность по преобразованию воспитанником своей ценностно-смысловой сферы посредством самоорганизации деятельности.
Принципы как составная часть
деятельностного подхода
Специфическими принципами деятельностного
подхода являются следующие:
- принцип субъектности воспитания;
- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
- принцип учета возрастных периодов развития;
- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
- принцип обязательной рефлексии всякой деятельности;
- принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
- принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.
Деятельностный подход в обучении – это реализация вывода психологической науки: знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность; процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся.
Технология деятельностного метода – инструмент, позволяющий решить задачу по смене задач образования – с формирующей на развивающую, т.е. построение образовательного пространства, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Сегодня надо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы.
Деятельностный метод в системе развивающего обучения позволяет достигнуть цели – готовности к саморазвитию. Образовательная технология деятельностного подхода позволяет:
- достигать поставленных целей по конкретному учебному предмету;
- обеспечивать внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, демократизации, преемственности, личностно-ориентированного подхода;
- ориентировать на развитие творческой деятельности.
Подготовка и проведение уроков
деятельностной направленности является на
сегодняшний день для педагогов одной из наиболее
актуальных проблем.
Дидактическая система разработана
Ассоциацией “Школа 2000…”:
Сравним традиционный (объяснительный) и деятельностный способы обучения.
Механизмы организации учебного
процесса
в традиционном и деятельностном способах
обучения
Объяснительный |
Компоненты деятельности |
Деятельностный |
Задаётся педагогом, может декларироваться лицом, его заменяющим (старшеклассником) | 1. Цель — модель желаемого будущего, предполагаемый результат | В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности |
Используются внешние мотивы деятельности | 2. Мотивы - побудители к деятельности | Опора на внутренние мотивы деятельности |
Выбираются педагогом, часто используются привычные, независимо от поставленной цели | 3. Средства - способы, с помощью которых осуществляется деятельность | Совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели |
Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем | 4. Действия - основной элемент деятельности | Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика |
Прослеживается внешний результат, главным образом, уровень освоения знаний | 5. Результат - материальный или духовный продукт | Главное - внутренние позитивные личностные изменения в процессе учения |
Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами | 6. Оценка - критерий достижения цели | Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения |
Как видим, при объяснительно-иллюстративном способе обучения деятельность задаётся учителем извне, а потому чаще всего не воспринимается школьниками и становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. Все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, личность школьника здесь не представлена, более того, она может восприниматься и как нечто, тормозящее действия учителя. Педагог организует свою деятельность, транслирует готовое содержание, контролирует и оценивает его усвоение. В обязанности ученика входит лишь выполнение предложенных учителем репродуктивных действий.
В основе деятельностного способа обучения — личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для школьников, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идёт процесс развития интеллекта ученика, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки школьников, развития их творческого потенциала. Психологически грамотно организованный процесс обучения обеспечивает возможность формирования иного типа личности: человека знающего, коммуникабельного, рефлектирующего, способного к саморазвитию.
Решение основных задач, связанных с процессуальными внутренними изменениями в учебном процессе, предполагает следующее:
- активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
- организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;
- обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.
Поэтому на каждом уроке необходимо
стремиться к тому, чтобы учеником была осознана цель
предстоящей деятельности (цель является
основным компонентом деятельности, который
определяется как предполагаемый результат);
осмыслены и внутренне приняты мотивы
познавательной деятельности, связанные с самим
процессом познания и его результатом (внутренние
мотивы учебных действий, конкретизируя
потребность в учебной деятельности, ориентируют
детей на способы получения знаний, а не на
результаты); предоставлена возможность выбора
средств в процессе осуществления
познавательной деятельности (учащиеся часто в
ходе правильно организованного учебного занятия
просят у учителя разрешения на обсуждение
возникшей проблемы в микрогруппе, обращаются к
словарям, справочной литературе, учебнику, если
все остальные возможности исчерпаны, просят
перенести рассмотрение вопроса на следующий
урок, чтобы появилась возможность её обсуждения
дома с родителями и т.д.); обеспечена возможность
самостоятельного выполнения учебного действия,
даже если оно ошибочно (реализация мотивов и
целей учебной деятельности осуществляется в
процессе выполнения учеником системы учебных
действий: школьники первоначально не умеют
самостоятельно ставить учебные задачи и
выполнять действия по их решению, до
определённой поры им помогает в этом учитель, но
постепенно соответствующие умения приобретают
сами ученики; богатство освоенных действий и
гибкость в их применении в значительной мере
определяют степень сложности для ученика
учебной деятельности); создана ситуация, в
которой ученик имеет возможность увидеть
достигнутый индивидуальный результат, удержать
его, порадоваться достигнутому, произвести его самооценку.
В этом случае личностное овладение знанием из зубрёжки и надоедливых повторений превращается в процесс интенсивного умственного развития, благодаря которому возможности мышления ребёнка существенно расширяются. Это основной путь школьника к самосознанию (познанию человеком самого себя) и развитию своего интеллекта.
2. Актуальность проекта
Акцент в развитии педагогических технологий во всех развитых странах мира делается на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике. Решение этих задач возможно при организации учебного процесса на основе деятельностного подхода в обучении.
3. Аппарат исследования
Аппарат исследования проблемы реализации деятельностного подхода в обучении обучающихся класса обусловлен содержанием проекта. Это: анализ литературы по проблеме проекта; изучение и обобщение педагогического опыта в области реализации технологии деятельностного подхода; моделирование; анкетирование; наблюдение.
Целью исследования является – создание модели нового перспективного адаптивного класса как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям на основе реализации технологии деятельностного подхода
Объект исследования – образовательный процесс.
Предмет исследования – педагогические условия использования технологии деятельностного подхода в образовательном процессе.
Ход исследования определился следующей гипотезой: существенная зависимость между содержанием, характером образовательного процесса, ориентированного на самоопределение личности школьника и уровнем управления этим процессом позволяет предположить, что эффективные результаты возможны, если:
- разработаны педагогические основы управления образовательным процессом, включающие теоретический аспект;
- моделирование образовательного процесса на деятельностном подходе, - и организационно-педагогический аспект;
- содержание, формы и методы построения образовательного процесса с использованием технологии деятельностного подхода;
В соответствии с целью и гипотезой в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать проблему готовности ребенка к обучению.
2. Уточнить и конкретизировать понятия “технология деятельностного подхода”, “качество образования”.
3.Осуществить моделирование развития класса.
4. Разработать педагогические основы управления образовательным процессом, построенным на основе деятельностного подхода.
5.Повысить квалификацию учителя с целью включения в инновационную деятельность по внедрению технологии деятельностного подхода в обучении.
6. Разработать методические рекомендации по педагогическим основам управления образовательным процессом, построенном на реализации деятельностного подхода.
4. Ожидаемый результат
I ступень:
- Создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу;
- Содержание обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения;
- Учитель вводит учащихся в сферу учебного предмета, создает атмосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться), обеспечить в будущем успешность его школьной карьеры до самого выпуска);
- Постепенное наращивание познавательных задач с обязательным выходом на государственные стандарты на финише;
- Развивая личность, оберегая индивидуальность учащихся, учить осознавать себя членами единого коллектива успешно решающего задачи обучения и воспитания.
5. Реализация деятельностного подхода в практике образования
Цели образовательной и воспитательной систем класса будут достигнуты при помощи использования деятельностных технологий.
Основные задачи класса.
Задачи определяются по трем направлениям
учебно-воспитательного процесса.
1. Задачи развития.
- Определить содержание обучения в начальной школе (1–4 кл.) развивающего, общего характера. Вести развивающее обучение по УМК “Школа 2000”
- Создать условия для выявления, развития и реализации способностей учащихся;
- Развивать познавательные, исследовательские навыки школьников, поощрять творческую активность учащихся
- Развивать умение ставить цель, планировать работу, трудиться и добиваться результатов, анализировать и оценивать свою деятельность.
2. Задачи обучения.
- Обеспечить достижение всеми учащимися требований обязательного содержания минимума образования по образовательным областям базисного учебного плана.
- Используя возможность инновационной программы развивающего обучения 1–4 классах по УМК “Школа 2000”, различных локальных инноваций повысить качество обучения школьников на предметном уровне;
- Повысить уровень сформированности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих “умение учиться”.
- Предоставить возможность каждому учащемуся получить дополнительное образование в соответствии со своими интересами.
3. Задачи воспитания.
- Воспитание жизнеспособной личности физкультурно-оздоровительными средствами с использованием форм и методов здоровьесберегающих технологий.
- Формировать умение эмоционально-ценностно воспринимать мир.
- Прививать навыки самоорганизации.
- Воспитывать гражданина, патриота на основе общечеловеческих ценностей.
План работы по реализации проекта см. в приложениях.