Цель: cоздание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся.
Задачи.
- Ознакомление с понятиями “карикатура”, “шарж”.
- Обучение работе в технике силуэта.
- Совершенствование графических навыков.
Зрительный ряд: электронная презентация “Сатирические образы человека”.
Оборудование для учителя: проектор, экран, компьютер или ноутбук, раздаточный материал.
Оборудование для учащихся: бумага, черный маркер.
Источники:
http://www.cartoonblues.com/
http://www.liveinternet.ru/
В.Гауф “Маленький Мук”
План урока.
- Организационный момент (1 мин.)
- Повторение изученного материала (3 мин.)
- Ознакомление с новым материалом (3 мин.)
- Сообщение темы урока (1 мин.)
- Ознакомление с новым материалом (5 мин.)
- Объяснение хода практической работы (3 мин.)
- Практическая работа (25 мин.)
- Подведение итогов (3 мин.)
- Организационный момент (1 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент
Слайд №1
2. Повторение изученного материала
Слайд №2
Учитель:
- Вспомните, что такое портрет?
- Чьи портреты вы видите на экране?
- Это портрет Онорем Викторемна Домьем (1808-1879) — французского художника-графика, живописца и скульптора, крупнейшего мастера политической карикатуры XIX века и групповой портрет творческого коллектива советских художников-графиков и живописцев, в который входили народные художники СССР Михаил Васильевич Куприянов (1903—1991), Порфирий Никитич Крылов (1902—1990) и Николай Александрович Соколов (1903—2000). Называли они себя Кукрыниксы по первым буквам фамилий.
- Объединяет этих художников то, что рисовали они карикатуры.
3. Ознакомление с новым материалом
Слайд №3
Учитель:
- Прочитайте определение карикатуры.
- Перед вами две работы Кукрыниксов: иллюстрация к сказке Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” и плакат времен Великой Отечественной войны “Беспощадно разгромим и уничтожим врага”, выполненные в жанре карикатуры.
- Как Кукрыниксы показали “дикость” помещика?
- Почему изображение Гитлера на плакате карикатурное?
- Какое воздействие на зрителя оказывает карикатура?
Слайд № 4
Учитель:
- Существует разновидность карикатуры – шарж. Прочитайте его определение. Посмотрите на работы художника Домье, выполненные в этом жанре.
- При помощи каких приемов Домье высмеивает изображенных на рисунках людей?
4. Сообщение темы урока
Слайд № 5
Учитель:
- Сегодня на уроке вам предстоит создать карикатуру одного из сказочных героев. И выполнить эту работу в технике силуэта.
5. Ознакомление с новым материалом
Слайд №6
Учитель:
- Эта техника для вас новая, поэтому прочитайте, что такое силуэт.
Слайд №7
Учитель:
- Силуэты обыкновенно рисуются черной краской на белой бумаге или вырезаются из тонкой черной бумаги, которая потом наклеивается на светлую. Изображения подобного рода с давних лет существовали в Китае (их и называли “китайские тени”).
Слайд №8
Учитель:
- Из Китая они проникли в Европу, прежде всего во Францию, где в половине XVIII ст. сильно распространилась мода на силуэтные портреты, в которых, кроме профильного контура физиономии, на черном грунте головы лишь иногда намечались белыми чертами глаза, ноздри, уши и волосы или другие детали.
Слайд № 9
Учитель:
- Термин “силуэт” происходит от фамилии Этьена де Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 году государственным министром финансов при дворе Людовика XV.
По национальности Этьен был баском, и его фамилия на родном языке звучит как “Зулоэта”. Он получил высшее образование в Лондоне, в совершенстве овладел языком британцев, что позволило де Силуэту впоследствии приятно перевести на французский значительные литературные труды Александра Попа, Генри Болинбурка, Уильяма Уолбертона. Знаменитой мадам Помпадур творчество Силуэта пришлось по нраву и в марте 1759 года Этьен поступил на должность министра финансов при Людовике Пятнадцатом.
Вскоре Франция по привычке начала очередную войну с Британией, а талантливому Силуэту удалось провести налоговую реформу, результаты коей понравились и аграриям, и буржуазии. Особенно то, что расходы на содержание королевского двора были значительно сокращены. Одним росчерком пера он сэкономил казне 72 миллиона франков, сократив штаты и урезав жалованье всем до единого. Такие меры непопулярны во все времена. Новоиспеченный контролер восстановил против себя всех придворных и спустя восемь месяцев вынужден был покинуть свой пост. Казалось, ещё один высокопоставленный чиновник навсегда канул в Лету с исторической арены.
Однако судьбе было угодно обессмертить неудачливого сановника и сохранить его имя в истории. Но не в истории политической, а в истории искусства. Говорят, на Силуэтта была сделана карикатура в виде теневого профиля. Потом появились и другие портреты в профиль, вырезанные из черной бумаги; по причине дешевизны они получили наименование “a la Silhouette”. Так в середине XVIII века во Франции обрело новую жизнь искусство силуэта.
Слайд № 10
Учитель:
- По другой версии, Этьен де Силуэтт сам не пропускал случая превратить каждый лист черной бумаги в профиль кого-то из близких: на досуге он любил вырезать портреты. И кроме того, будучи крайне экономным в частной жизни, предпочитал стены своего замка украшать не дорогими картинами в роскошных рамах, не гобеленами, не живописными росписями, а… тенями. Да, тенями. Делалось это чрезвычайно просто: Этьен подводил гостя к стене и самолично обводил его профильную тень. Затем контур закрашивал черной краской. На светлом фоне отчетливо выступал силуэт фигуры. Со временем тени заполнили несколько залов. В замке Шатто-де-Берг на Марне образовалась необычная портретная галерея, первый и единственный в своем роде “музей теней”.
Так или иначе — термин силуэт восходит к фамилии Этьена де Силуэтта. Как это не раз случалось, фамилия превратилась в имя нарицательное. Увлечение экс-министра быстро подхватили современники, увековечив тем самым инициатора этого начинания.
А изобразительное искусство обогатилось ещё одной портретной техникой.
Учитель:
- Так что же такое – искусство силуэта? Можно ошибочно думать, что силуэтисты должны хорошо рисовать. Само слово “силуэт” чаще воспринимается как “портрет”, потому что, благодаря нехитрым приспособлениям, любой человек, способный держать в руках карандаш или ножницы, может изготовить профильный портрет. Психологи считают, что художники и зрители, отдающие предпочтение чёрно-белому изображению, имеют богатое воображение, больше действуют по интуиции, не боятся перемен и, как ни парадоксально это звучит, не делят мир на “чёрное” и “белое”.
Слайд №11
- Проверим, насколько богато ваше воображение?
6. Объяснение хода практической работы
Слайд №12
Учитель:
- Итак, приступаем к практической работе. Сначала вы должны выбрать одного из героев сказки Вильгельма Гауфа “Маленький мук”. Можете изобразить самого Мука, старуху Ахавзи или короля.
Слайд № 13
Учитель:
- Представьте, как может выглядеть маленький Мук. В создании образа вам поможет литературный материал (Приложение). Прочитайте, что в сказке Гауфа говорится о внешности Мука.
- Итак, из текста сказки нам известно, что внешность Мука карикатурна: во-первых, он карлик, т.е. есть человек с нарушенными пропорциями – большой головой и короткими руками и ногами; во-вторых, в результате волшебства он Мук получил длинный-предлинный нос и ослиные уши. Поэтому Мук может выглядеть примерно так, как изображено на рисунках. Но вы можете изобразить его по-своему.
Слайд №14
Учитель:
- Про Ахавзи и короля в сказке сказано меньше, но, тем не менее, кое-что мы можем узнать. Прочитайте текст из сказки. (Приложение)
- Изображая этих героев, помните, что Ахавзи – старуха, поэтому может иметь горб, морщины на лице, кроме того к ее изображению вы можете добавить силуэт кошки.
- Король же - это восточный правитель, поэтому обратите внимание на головной убор султана – чалму.
Слайд №15
Учитель:
- После того, как вы определитесь, кого из героев вы будете изображать, начинайте работу над обликом этого героя, учитывая его характерные внешние особенности.
- Сначала изобразите профиль человека. Затем преувеличьте черты его внешности в соответствии с описанием героя и вашим представлением о нем. Добавьте детали костюма. Превратите изображение сказочного героя в силуэт, закрасив черным маркером его портрет. Некоторые детали вы можете оставлять незакрашенными.
7. Практическая работа
8. Подведение итогов
Выбор наиболее удачных рисунков.
9. Организационный момент
Источники:
http://www.cartoonblues.com/
http://www.liveinternet.ru/
В.Гауф “Маленький Мук”