Выбор данной проблемы как ведущей в моей работе обусловлен следующими причинами:
– снижение уровня здоровья детей по стране, а
на Севере особенно;
– отсутствие системного подхода в подготовке
учителя к осуществлению здоровьесберегающей
деятельности.
Актуальность выбранной проблемы
Несмотря на то, что ежегодно ведется мониторинг уровня здоровья учащихся, диагностика заболеваний, я считаю, что необходима информированность всех участников образовательного процесса о современном подходе к вопросам здоровья, изменение отношения к вопросам ЗОЖ самих учащихся, родителей и педагогов. Система работы в этом направлении представляет собой единство следующих компонентов: здоровье физическое, психическое и нравственное.
Проблема состояния здоровья населения России становится всё более острой. Но что особенно волнует нас, представителей системы образования, так это стремительное падение здоровья детей от класса к классу. 45% детей после окончания школы имеют изменения не позволяющие служить в РА, 30% школьников имеют ограничения в выборе будущей профессии. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы, прочность знаний.
У учителей биологии и химии есть прекрасная возможность на своих уроках пропагандировать здоровый образ жизни, говорить о количестве здоровья и объяснять, что может стать со здоровым человеком, если он не заботится о себе. Биология является основным предметом в образовательном поле по вопросам формирования здорового образа жизни, поскольку обеспечивает необходимый объём знаний об организме человека, закономерностях его роста и развития, анатомо-физиологических особенностях репродуктивной системы, медико-гигиенических аспектах проблемы. Важно научить детей понимать, что наш организм – биологическая система, живущая по законам Вселенной. Своим поведением мы должны обеспечить оптимальный цикл биохимических превращений обмена веществ в нашей природе: правильным, рациональным питанием подать стройматериалы для тела, движением – выполнить обязательное условие энергетического закона.
Задачи педагогического исследования
- Разработка здоровьесберегающих подходов, направленных на комплексное решение проблемы (системный подход в вопросах здоровья, последовательность, преемственность)
- Разработка методики, направленной на совершенствование здоровья.
Методы педагогического исследования.
– статистический
– аналитический
– поисковый
– классификационный.
Описание педагогического исследования
На мой взгляд, внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии составляют технологическую основу здоровьесберегающей педагогики. Определить их представляется возможным, исходя из родового понятия – образовательные технологии. В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится все труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и методисты ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм. Еще Я.А. Коменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по законам, единым для человека и природы. Тогда обучение не потребовало бы ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода. Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это стержень всех технологий, направленных на благо здоровья учащихся, применяемых в образовательных учреждениях. Их главный отличительный признак – использование подходов и методов, адресованных личности учащихся: обучающих, воспитывающих, развивающих. Поэтому, в той или иной степени, все здоровьесберегающие технологии, применяемые в системе образования, являются образовательными.
Формирование культуры здоровья школьников – это не столько обучение их азам личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний, сколько воспитание осознанной потребности ведения здорового образа жизни, формирование психологической устойчивости к обрастанию вредными привычками. Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких.
Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий определяется не столько качеством используемых приемов и методов, сколько их грамотной встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Нужно информировать детей, приводить печальные факты из жизни, цифры и примеры. А главное на что должно быть направлено внимание – это профилактика, т.к. врачи будут лечить болезни, а большая доля ответственности перемещается на педагогов и родителей, которые должны проводить эти профилактические мероприятия.
Профилактические меры
1. Соблюдение общегигиенических требований: (свет: искусственный, естественный; температура; канализация, оборудование); выполнение СанПиНа
2. Двигательная активность (физкультминутки, физкультпаузы, дополнительный час физкультуры)
3. Закаливание под наблюдением специалистов и родителей
4. Выполнение рекомендаций при чтении (15-20 см). Выполнение глазо-двигательной гимнастики (пальминг; упражнения, направленные на релаксацию мышц; моргание; перевод взгляда с близкого на дальнее)
5. Психологический климат на уроке.
Особенно следует обратить внимание на детей в
адаптационных периодах жизни:
– 6-7 лет (адаптация к школе)
– 10-11 лет (переход от начального звена к
среднему)
– 15-16 лет (переход в старшие классы)
Необходимо найти резервы здоровья. Это самостоятельность, самореализация здорового образа жизни, развитие интеллекта. Здоровый образ жизни понимается как корректное отношение к себе, своему здоровью, своей жизни. Его слагаемые:
- здоровье физическое – иммунитет против болезней;
- здоровье психическое – иммунитет против стресса;
- здоровье нравственное – иммунитет против зла (порока).
Таким образом, создаётся мировоззренческая позиция о здоровом образе жизни.
Одним из важных путей сохранения здоровья учащихся, повышение их мотивации является переключение видов деятельности. Когда урок проходит с высокой степенью нервозности, и при этом учитель убеждён, что только его предмет и только его урок играет важную роль в жизни ребёнка, когда ученик выходит с урока выжитый как лимон, с плохим настроением, когда от урока к уроку накапливается усталость, говорить о сохранении здоровья учащегося совсем не приходится Необходимо проводить специальные профилактические мероприятия, Работа ведётся всеми подразделениями школы, родителями, а также спортивными учреждениями в нашем посёлке. 80% учащихся занимаются в спортивных секциях волейбола, баскетбола, тенниса, бокса, легкой атлетики, футбола, хоккея. С 1-11 классы введён третий урок физкультуры, который проводится в бассейне. В школе проводятся традиционные спортивные соревнования, «дни здоровья», турслёт на природе, спартакиада по различным видам спорта, на которых пропагандируем здоровый образ жизни. В арсенале каждого учителя есть свои приёмы, направленные на то, чтобы сделать свой урок не только интересным, полезным для учащегося, но и таким, с которого, уходя, ученики говорили бы “ спасибо” учителю и с хорошим настроением, чтобы этот урок не стал для них уроком-плачем, уроком-борьбой, а стал уроком-улыбкой, уроком – воспоминанием. Переключение видов деятельности учащихся на уроке создает режим наибольшего благоприятствования и высокую степень психологического комфорта. Проведение анонимных тестов среди учащихся: «Режим дня в твоей жизни», «Правильно ли вы питаетесь?»; анкетирование по теме «Курение и алкоголь», «Токсикомания, наркомания», «Являюсь ли я рабом сигареты», позволили проанализировать, как питаются наши дети, каков их режим в течение дня, а также определить группу детей, склонных к ожирению, курению, употреблению спиртных напитков и другим вредным привычкам. Это позволило скорректировать школьное питание, выявить детей, которым необходимы дополнительные занятия в школьном бассейне, спланировать индивидуальные беседы с родителями и учащимися по профилактике вредных привычек.
Жизненно необходимыми для всех детей любого школьного возраста являются двигательные паузы. Однообразная умственная работа связана с возбуждением отдельных участков мозга, которое затем сменяется внутренним торможением, вследствие чего внимание детей ослабевает. Провожу кратковременные упражнения под музыку, что вызывает возбуждение других отделов мозга, усиливает кровообращение и создаются благоприятные условия для отдыха ранее возбуждённых отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается и улучшается восприятие учебного материала. Такие упражнения можно проводить стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц как шейного отдела, плечевого, так и спины, рук, ног.
Нужно не просто говорить детям: «Берегите здоровье, укрепляйте его, не вредите своему здоровью», чтобы слова не остались просто словами, нужно воспитывать у каждого ребёнка разумный взгляд на собственное здоровье, учить преодолевать вредные привычки.
Проведены родительские собрания на темы: «Учить детей быть здоровыми», «Что нужно знать родителям о физиологии детей», «Береги себя для жизни». Классные руководители провели анкетирования на тему «Режим дня в жизни вашего ребёнка». Для родителей выпускаем «Страничку здоровья по вопросам ЗОЖ»; проводим ежегодно совместный спортивный праздник «Папа, мама, школа, я – здоровая дружная семья!». Воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании, совершенствовании физических способностей и возможностей организма.
Любое обучение не заканчивается только уроками. Хорошо поставленная внеклассная работа позволяет значительно расширить, осознать и углубить полученные знания на уроках и превратить их в стойкие убеждения по развитию умения вести здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек, активный двигательный режим, рациональное правильно-сбалансированное питание, личная гигиена. Необходимо продолжать работу по формированию навыков и умений здорового образа жизни, чтобы каждый ребёнок осознанно и со всей ответственностью относился к поддержанию нормального существования собственного организма.
Воспитательно-оздоровительная работа по формированию духовно-физического здоровья приобщает учащихся к организации оздоровительных мероприятий, улучшает нравстенно-психологический климат в коллективе, содействуют лучшему пониманию друг друга, установлению личных контактов и обмену мнениями, создавая атмосферу доверия и дружелюбия. В процессе организации здорового образа жизни формируются навыки управления своим состоянием здоровья, включая правильное использование внутренних резервов организма.
Новизна данного опыта заключается в проектировании и комплексной реализации воспитательной системы класса на основе здоровьесберегающих подходов с помощью современных технических средств. Классный руководитель должен стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому его подопечному осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни. Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купающиеся дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время, как мы должны быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.
Культура здоровья коллектива складывается из микроклимата класса, комфортности каждого ребёнка, взаимоотношений между учениками, всех проводимых мероприятий, роли каждого учащегося в данном мероприятии. Учебно-воспитательный процесс направлен на создание условий для проявления ребёнка в системе отношений ребёнка с самим собой, с людьми, с окружающим миром, обеспечивающих положительно-эмоциональный фон во всех сферах деятельности школьников и возможности для творческого самовыражения и творения своего здоровья.
Деятельность классного руководителя строится на принципах природосообразности, уникальности и безусловной любви, дополнения, проектирования, резонанса.
Основными направлениями моей работы в воспитании здорового поколения являются создание культуротворческой среды, информационно-просветительская работа, профилактика и коррекция состояния здоровья, сотрудничество с родителями.
Создание культуротворческой среды – это формирование развивающего пространства для реализации ребёнком своих наклонностей, способностей, интересов, личностно-ориентированного общения. Положительный эмоциональный фон жизнедеятельности обучающихся позволяет сформировать ценностное отношение к здоровью. Сохранение и укрепление традиций классных дел способствуют созданию психоэмоционального настроя и мобилизации обучающихся посредством музыкотерапии и гимнастики.
Опыт показал, что мероприятия по формированию навыков активного досуга лучше проводить в выходные дни и каникулярное время. Общеизвестно, что во время каникул дети зачастую предоставлены сами себе, много времени проводят перед телевизором и компьютером, поэтому мной был разработан проект «Каникулы – это здорово!», где представлена система мероприятий на основе активного отдыха.
Показателем здоровья и хорошей физической формы моих воспитанников является их разноплановая досуговая занятость (бокс – 5 чел., волейбол – 4 чел., футбол – 4 чел., теннис – 3 чел., танцевальный кружок – 5 чел., музыкальная школа – 2 чел., вокал – 2 чел.,) и участие в спортивных соревнованиях различного уровня.
_________________________
Презентацию к данному материалу
спрашивайте у автора статьи (Прим. ред.)