Инновационные технологии в учебно-воспитательном процесе как фактор сохранения здоровья учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Выбор данной проблемы как ведущей в моей работе обусловлен следующими причинами:

– снижение уровня здоровья детей по стране, а на Севере особенно;
– отсутствие системного подхода в подготовке учителя к осуществлению здоровьесберегающей деятельности.

Актуальность выбранной проблемы

Несмотря на то, что ежегодно ведется мониторинг уровня здоровья учащихся, диагностика заболеваний, я считаю, что необходима информированность всех участников образовательного процесса о современном подходе к вопросам здоровья, изменение отношения к вопросам ЗОЖ самих учащихся, родителей и педагогов. Система работы в этом направлении представляет собой единство следующих компонентов: здоровье физическое, психическое и нравственное.

Проблема состояния здоровья населения России становится всё более острой. Но что особенно волнует нас, представителей системы образования, так это стремительное падение здоровья детей от класса к классу. 45% детей после окончания школы имеют изменения не позволяющие служить в РА, 30% школьников имеют ограничения в выборе будущей профессии. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы, прочность знаний.

У учителей биологии и химии есть прекрасная возможность на своих уроках пропагандировать здоровый образ жизни, говорить о количестве здоровья и объяснять, что может стать со здоровым человеком, если он не заботится о себе. Биология является основным предметом в образовательном поле по вопросам формирования здорового образа жизни, поскольку обеспечивает необходимый объём знаний об организме человека, закономерностях его роста и развития, анатомо-физиологических особенностях репродуктивной системы, медико-гигиенических аспектах проблемы. Важно научить детей понимать, что наш организм – биологическая система, живущая по законам Вселенной. Своим поведением мы должны обеспечить оптимальный цикл биохимических превращений обмена веществ в нашей природе: правильным, рациональным питанием подать стройматериалы для тела, движением – выполнить обязательное условие энергетического закона.

Задачи педагогического исследования

  • Разработка здоровьесберегающих подходов, направленных на комплексное решение проблемы (системный подход в вопросах здоровья, последовательность, преемственность)
  • Разработка методики, направленной на совершенствование здоровья.

Методы педагогического исследования.

– статистический
– аналитический
– поисковый
– классификационный.

Описание педагогического исследования

На мой взгляд, внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии составля­ют технологическую основу здоровьесберегающей педагогики. Определить их представляется возможным, исходя из ро­дового понятия – образовательные технологии. В услови­ях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится все труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и методисты ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хо­рошо отлаженный механизм. Еще Я.А. Коменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осу­ществлялось бы по законам, единым для человека и природы. Тогда обучение не потребовало бы ничего иного, кроме искус­ного распределения времени, предметов и метода. Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то пе­дагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного про­цесса – учащихся и педагогов. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это стержень всех технологий, направленных на благо здоровья учащихся, применяемых в образовательных учреждениях. Их главный отличительный признак – использование под­ходов и методов, адресованных личности учащихся: обуча­ющих, воспитывающих, развивающих. Поэтому, в той или иной степени, все здоровьесберегающие технологии, приме­няемые в системе образования, являются образовательными.

Формирование культуры здоровья школьников – это не столько обучение их азам личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний, сколько воспитание осознанной потребности ведения здорового образа жизни, формирование психологической устойчивости к обрастанию вредными привычками. Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффектив­ной заботы о здоровье – своем и своих близких.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий опре­деляется не столько качеством используемых приемов и ме­тодов, сколько их грамотной встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и педагогов и от­вечающую единству целей и задач. Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Нужно информировать детей, приводить печальные факты из жизни, цифры и примеры. А главное на что должно быть направлено внимание – это профилактика, т.к. врачи будут лечить болезни, а большая доля ответственности перемещается на педагогов и родителей, которые должны проводить эти профилактические мероприятия.

Профилактические меры

1. Соблюдение общегигиенических требований: (свет: искусственный, естественный; температура; канализация, оборудование); выполнение СанПиНа

2. Двигательная активность (физкультминутки, физкультпаузы, дополнительный час физкультуры)

3. Закаливание под наблюдением специалистов и родителей

4. Выполнение рекомендаций при чтении (15-20 см). Выполнение глазо-двигательной гимнастики (пальминг; упражнения, направленные на релаксацию мышц; моргание; перевод взгляда с близкого на дальнее)

5. Психологический климат на уроке. Особенно следует обратить внимание на детей в адаптационных периодах жизни:
– 6-7 лет (адаптация к школе)
– 10-11 лет (переход от начального звена к среднему)
– 15-16 лет (переход в старшие классы)

Необходимо найти резервы здоровья. Это самостоятельность, самореализация здорового образа жизни, развитие интеллекта. Здоровый образ жизни понимается как корректное отношение к себе, своему здоровью, своей жизни. Его слагаемые:

  • здоровье физическое – иммунитет против болезней;
  • здоровье психическое – иммунитет против стресса;
  • здоровье нравственное – иммунитет против зла (порока).

Таким образом, создаётся мировоззренческая позиция о здоровом образе жизни.

Одним из важных путей сохранения здоровья учащихся, повышение их мотивации является переключение видов деятельности. Когда урок проходит с высокой степенью нервозности, и при этом учитель убеждён, что только его предмет и только его урок играет важную роль в жизни ребёнка, когда ученик выходит с урока выжитый как лимон, с плохим настроением, когда от урока к уроку накапливается усталость, говорить о сохранении здоровья учащегося совсем не приходится Необходимо проводить специальные профилактические мероприятия, Работа ведётся всеми подразделениями школы, родителями, а также спортивными учреждениями в нашем посёлке. 80% учащихся занимаются в спортивных секциях волейбола, баскетбола, тенниса, бокса, легкой атлетики, футбола, хоккея. С 1-11 классы введён третий урок физкультуры, который проводится в бассейне. В школе проводятся традиционные спортивные соревнования, «дни здоровья», турслёт на природе, спартакиада по различным видам спорта, на которых пропагандируем здоровый образ жизни. В арсенале каждого учителя есть свои приёмы, направленные на то, чтобы сделать свой урок не только интересным, полезным для учащегося, но и таким, с которого, уходя, ученики говорили бы “ спасибо” учителю и с хорошим настроением, чтобы этот урок не стал для них уроком-плачем, уроком-борьбой, а стал уроком-улыбкой, уроком – воспоминанием. Переключение видов деятельности учащихся на уроке создает режим наибольшего благоприятствования и высокую степень психологического комфорта. Проведение анонимных тестов среди учащихся: «Режим дня в твоей жизни», «Правильно ли вы питаетесь?»; анкетирование по теме «Курение и алкоголь», «Токсикомания, наркомания», «Являюсь ли я рабом сигареты», позволили проанализировать, как питаются наши дети, каков их режим в течение дня, а также определить группу детей, склонных к ожирению, курению, употреблению спиртных напитков и другим вредным привычкам. Это позволило скорректировать школьное питание, выявить детей, которым необходимы дополнительные занятия в школьном бассейне, спланировать индивидуальные беседы с родителями и учащимися по профилактике вредных привычек.

Жизненно необходимыми для всех детей любого школьного возраста являются двигательные паузы. Однообразная умственная работа связана с возбуждением отдельных участков мозга, которое затем сменяется внутренним торможением, вследствие чего внимание детей ослабевает. Провожу кратковременные упражнения под музыку, что вызывает возбуждение других отделов мозга, усиливает кровообращение и создаются благоприятные условия для отдыха ранее возбуждённых отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается и улучшается восприятие учебного материала. Такие упражнения можно проводить стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц как шейного отдела, плечевого, так и спины, рук, ног.

Нужно не просто говорить детям: «Берегите здоровье, укрепляйте его, не вредите своему здоровью», чтобы слова не остались просто словами, нужно воспитывать у каждого ребёнка разумный взгляд на собственное здоровье, учить преодолевать вредные привычки.

Проведены родительские собрания на темы: «Учить детей быть здоровыми», «Что нужно знать родителям о физиологии детей», «Береги себя для жизни». Классные руководители провели анкетирования на тему «Режим дня в жизни вашего ребёнка». Для родителей выпускаем «Страничку здоровья по вопросам ЗОЖ»; проводим ежегодно совместный спортивный праздник «Папа, мама, школа, я – здоровая дружная семья!». Воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании, совершенствовании физических способностей и возможностей организма.

Любое обучение не заканчивается только уроками. Хорошо поставленная внеклассная работа позволяет значительно расширить, осознать и углубить полученные знания на уроках и превратить их в стойкие убеждения по развитию умения вести здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек, активный двигательный режим, рациональное правильно-сбалансированное питание, личная гигиена. Необходимо продолжать работу по формированию навыков и умений здорового образа жизни, чтобы каждый ребёнок осознанно и со всей ответственностью относился к поддержанию нормального существования собственного организма.

Воспитательно-оздоровительная работа по формированию духовно-физического здоровья приобщает учащихся к организации оздоровительных мероприятий, улучшает нравстенно-психологический климат в коллективе, содействуют лучшему пониманию друг друга, установлению личных контактов и обмену мнениями, создавая атмосферу доверия и дружелюбия. В процессе организации здорового образа жизни формируются навыки управления своим состоянием здоровья, включая правильное использование внутренних резервов организма.

img5

Новизна данного опыта заключается в проектировании и комплексной реализации воспитательной системы класса на основе здоровьесберегающих подходов с помощью современных технических средств. Классный руководитель должен стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому его подопечному осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни. Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купающиеся дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время, как мы должны быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Культура здоровья коллектива складывается из микроклимата класса, комфортности каждого ребёнка, взаимоотношений между учениками, всех проводимых мероприятий, роли каждого учащегося в данном мероприятии. Учебно-воспитательный процесс направлен на создание условий для проявления ребёнка в системе отношений ребёнка с самим собой, с людьми, с окружающим миром, обеспечивающих положительно-эмоциональный фон во всех сферах деятельности школьников и возможности для творческого самовыражения и творения своего здоровья.

Деятельность классного руководителя строится на принципах природосообразности, уникальности и безусловной любви, дополнения, проектирования, резонанса.

Основными направлениями моей работы в воспитании здорового поколения являются создание культуротворческой среды, информационно-просветительская работа, профилактика и коррекция состояния здоровья, сотрудничество с родителями.

Создание культуротворческой среды – это формирование развивающего пространства для реализации ребёнком своих наклонностей, способностей, интересов, личностно-ориентированного общения. Положительный эмоциональный фон жизнедеятельности обучающихся позволяет сформировать ценностное отношение к здоровью. Сохранение и укрепление традиций классных дел способствуют созданию психоэмоционального настроя и мобилизации обучающихся посредством музыкотерапии и гимнастики.

Опыт показал, что мероприятия по формированию навыков активного досуга лучше проводить в выходные дни и каникулярное время. Общеизвестно, что во время каникул дети зачастую предоставлены сами себе, много времени проводят перед телевизором и компьютером, поэтому мной был разработан проект «Каникулы – это здорово!», где представлена система мероприятий на основе активного отдыха.

Показателем здоровья и хорошей физической формы моих воспитанников является их разноплановая досуговая занятость (бокс – 5 чел., волейбол – 4 чел., футбол – 4 чел., теннис – 3 чел., танцевальный кружок – 5 чел., музыкальная школа – 2 чел., вокал – 2 чел.,) и участие в спортивных соревнованиях различного уровня.

_________________________
Презентацию
к данному материалу спрашивайте у автора статьи (Прим. ред.)