Цели урока (предметные):
– формирование навыка чтения слогов, слов;
– развитие фонематического слуха;
– обогащение словарного запаса детей;
– развитие связной устной речи учащихся.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные:
– обладать мотивационной основой учебной деятельности;
– использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков.
Коммуникативные:
– строить понятные для партнёра высказывания;
– задавать вопросы;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: презентация (приложение №1), ребусы, карточки с буквами, карточки с текстом для чтения, листочки, ручки.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Приложение 1. Слайд № 1
Долгожданный наш звонок.
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Учитель: Чтобы узнать какой у нас с вами будет сейчас урок, вы должны прочитать сначала буквы написанные красным цветом, а затем синим.
Слайд № 2
Учитель: Чему мы с вами учимся на
уроках «Обучения грамоте»?
– Для чего нам нужны эти знания?
– Чему вы хотите научиться на уроке?
– А как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?
II. Работа по теме урока
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в волшебный мир русской народной сказки «Гуси – лебеди».
Слайд № 3
– Почему эту сказку называют русской народной?
– Кто помнит, с чего начиналась эта сказка?
Слайд № 4
Дети рассказывают начала сказки до слов… «Печка, печка, не видала ли ты…»
Слайд № 5
Учитель: А печка ей в ответ выполнишь
моё задание – скажу. Давайте поможем девочке,
чтобы печка сказала, куда полетели Гуси – лебеди.
– Назовите все гласные звуки, которые обозначают
твердость согласного звука?
– Назовите все гласные звуки, которые обозначают
мягкость согласного звука?
– Назовите парные – звонкие согласные?
– Назовите парные – глухие согласные?
– А с какими хитрыми звуками мы познакомились? И
всегда ли они бывают хитрыми?
Учитель: Молодцы, что же произошло дальше?
Дети рассказывают дальше.
Слайд № 6
Учитель: Выполнишь моё задание, скажу. Но сначала давайте немного отдохнём.
Слайд № 7
Физминутка
Тега-Тега-Тега!
Гуси белые, гуси серые,
Ступайте домой!
Гуси шеи длинные вытянули,
Лапы красные растопырили,
Крыльями машут,
Носы раскрывают.
Вытянули шеи –
у кого длиннее?
Слайд № 8
Работа в группах
Учитель: У вас на парте конверт с буквами, из этих букв вам нужно как можно больше составить слов
Проверяем, какие слова получились у каждой группы.
Учитель: Продолжаем нашу сказку.
Дети рассказывают дальше.
Слайд № 9
Учитель: Молочная река – кисельные
берега сказала: «Помоги мне разгадать ребусы,
которые мне загадали камни, покажу дорогу».
Работа в парах
Учитель: Вам нужно разгадать ребусы, работая в парах.
Проверяем. Какие изученные орфограммы встретились в этих словах.
Учитель: Продолжаем нашу сказку.
Дети продолжают дальше.
Слайд № 10
Учитель: А ёжик отвечает: «Помоги собрать малину, и я тебе покажу дорогу». Пока Маша с ёжиком будет собирать малину, мы с вами прочитаем рассказ.
Слайд №11
Физминутка
Мы шли, шли, шли –
Малинку нашли.
Раз, два, три, четыре, пять.
Снова мы начнём искать.
Чтение текста
– Как называется рассказ?
– Прочитайте его в полголоса.
– Читаем по предложениям.
Текст для чтения (у каждого ученика)
По малину
В лесу поспела малина. Пошли Лена и Света
в лес.
У Лены в руке лукошко. У Светы в руке туесок.
Вот и малинник. Кусты высокие. А малина! Красна,
крупна!
Лена клала малину в лукошко. А Света – то в
туесок, то в рот.
Лена пришла с полным лукошком. А у Светы половина
туеска.
Беседа по содержанию прочитанного текста.
– Что вы можете сказать о прочитанном рассказе?
– А о девочках?
Словарная работа
– Значение, каких слов вам не понятно?
– А кто может предположить, что такое ЛУКОШКО и
ТУЕСОК?
Слайд №12
– А теперь давайте послушаем детей, которые работали дома со словарём и приготовили значение этих слов.
Учитель: Продолжаем дальше.
Слайд №13
Дети продолжают сказку.
Слайд № 14
Работа над скороговоркой
Учитель: Речка ответила: «Произнеси быстро скороговорку, и я вас спрячу»
Слайд №15
– Читаем скороговорку вместе.
– Увеличиваем темп чтения.
– Произнесите эту скороговорку друг другу.
– Кто попробует произнести быстро скороговорку.
Учитель: Молодцы. Продолжаем дальше.
Дети продолжают сказку.
Слайд №16
Работа со словами-омонимами
Учитель: Яблонька ответила: «Назови слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение».
Дети: Коса, ключ, ручка, замок, лук…
Учитель: Хорошо! Помогли. Продолжаем сказку.
Дети продолжают сказку.
Слайд № 17
Учитель: А печка сказала: «Догадайся, какая буква зашифрована. И дай полную характеристику звуку, который она имеет»
Слайд № 18
Учитель: И чем закончилась сказка?
Слайд №19
III. Итог урока
– Чем мы с вами занимались сегодня на уроке?
– Что необычного было в нашем уроке?
IV. Рефлексия урока
– В нашей сказке встретилась яблонька с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька.
Слайд № 20
– Но она почему-то грустная, нет на ней яблочек.
Давайте ее оживим.Наклеим на неё яблочки.
– У каждого из вас есть 3 яблока (красное,
желтое, зеленое).
– Если вы считаете, что урок прошел для вас
интересно, вы себя проявили, хорошо работали,
разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите
красное яблоко.
– Если не все пока удалось, есть какие-то
проблемы, что-то не получается – желтое.
– Если вам было сложно разобраться, есть
трудности – зеленое, надо немного созреть.
Слайд № 21