Цели урока:
- образовательная: закрепить изученный материал по теме “Углеводороды”, обобщить материал по теме “Словообразование”;
- развивающая: продолжить формирование умений применять приемы сопоставления, установления причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и обобщений, делать выводы;
- воспитательная: продолжить формирование знаний о дедуктивном и индуктивном методах исследования, формирование потребности давать наблюдаемым явлениям самостоятельную оценку, развитие познавательного интереса.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: урок-поиск(создание проблемных ситуаций типа: столкновение с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых условиях).
Методы урока:
- обучения - диалогический, эвристический;
- преподавания - побуждающий, стимулирующий, объяснительный;
- учения - частично-поисковый, практический, репродуктивный.
Ход урока
Учитель русского языка (слайд1 (презентация)):
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
Неслучайно эпиграфом к нашему уроку мы взяли эти строки А.С.Пушкина. Надеемся, что этот урок станет для вас открытием о том, как тесно связаны столь разные, на первый взгляд, науки – языкознание и химия.
Тема нашего урока “Соотношение строения органического вещества и его названия” (слайд2)
Учитель химии: Мы изучили раздел органической химии - углеводороды. Какой вид формул мы использовали при изучении состава и строения углеводородов?
Учащиеся отвечают, что при изучении состава и строения углеводородов они использовали эмпирические формулы, отражающие качественный и количественный состав вещества и структурные формулы, отражающие последовательность соединения атомов в молекулы согласно их валентности.
Учитель химии просит учащихся вспомнить классификацию углеводородов.
Ученики составляют схему (слайд 3):
Учитель русского языка спрашивает:
Что общего с точки зрения русского языка в названии этих углеводородов? Учащиеся отвечают, что корень – главная значимая часть слова.
Учитель химии повторяет, что главной значимой частью слова является корень и спрашивает: “Атомы, каких элементов являются главной значимой частью качественного состава углеводородов?”
Учащиеся отвечают: главной значимой частью качественного состава углеводородов являются атомы углерода и водорода.
Учитель русского языка: В чем состоит отличие с точки зрения русского языка в названии углеводородов? Учащиеся отвечают - суффикс, не меняя лексического значения слова, вносит изменения лишь в оттенки значения.
Учитель химии: Чтобы определить, отличается ли количественный состав углеводородов с изменением суффикса в названии? Вспомним общие формулы каждого класса углеводородов (дополняем схему). Учащиеся называют общие формулы каждого класса углеводородов
Что меняется в структурном строение вещества с изменением суффикса в названии углеводорода? Учащиеся говорят о наличии одинарной, двойной, двух двойных и тройной связи в соответствующих веществах и делают вывод о том, что суффикс в название углеводорода говорит о наличии той или иной связи.
Учитель химии предлагает выполнить задание по группам.
Задание 1.
Составьте эмпирическую, структурную формулы веществ и назовите их, если корень в название углеводорода
: проп; бут; пент.
суффикс
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
ан ен диен ин
Выполнив задание, представители каждой группы, показывают решение на доске.
Учащиеся делают вывод о том, что качественный состав веществ, имеющих однокоренное название, не меняется. С изменением суффикса в названии углеводорода меняется количественный состав и структурное строение углеводорода, а значит, и химические свойства.
Учитель спрашивает, какие характерные реакции для углеводородов, имеющих в названии суффикс ан, ен, диен, ин.
Учащиеся делают вывод. Качественный состав всех углеводородов - атомы углерода и водорода. Наличие определенного суффикса, помогает определить, к какому классу углеводородов относится данное вещество, какое оно имеет структурное строение и какие химические свойства характерны для данного углеводорода и наоборот.
Учитель русского языка: Обобщим ваши знания на простых примерах (слайд 4). Что вы представляете, когда слышите слово “ДОМ”? Как может выглядеть “ДОМИК”? (суффикс –ик- придает слову уменьшительное значение). Что представляется вам со словом “ДОМИЩЕ” (суффикс -ищ- увеличивает признак, качество) Таким образом, зная значение значимых частей слова, можно сделать вывод и о свойствах, признаках всего слова. Этот общий процесс применим для предметов как естественно-научного, так и гуманитарного циклов.
Ваш мозг обладает огромным запасом знаний, главное уметь их применить в различных ситуациях.
В завершение нашего урока предлагается тест, составленный из заданий ЕГЭ части В на соответствие (приложение 1).