Интегрированный урок химии и русского языка по теме "Соотношение строения органического вещества и его названия"

Разделы: Химия, Русский язык


Цели урока:

  • образовательная: закрепить изученный материал по теме “Углеводороды”, обобщить материал по теме “Словообразование”;
  • развивающая: продолжить формирование умений применять приемы сопоставления, установления причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и обобщений, делать выводы;
  • воспитательная: продолжить формирование знаний о дедуктивном и индуктивном методах исследования, формирование потребности давать наблюдаемым явлениям самостоятельную оценку, развитие познавательного интереса.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-поиск(создание проблемных ситуаций типа: столкновение с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых условиях).

Методы урока:

  • обучения - диалогический, эвристический;
  • преподавания - побуждающий, стимулирующий, объяснительный;
  • учения - частично-поисковый, практический, репродуктивный.

Ход урока

Учитель русского языка (слайд1 (презентация)):

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.

Неслучайно эпиграфом к нашему уроку мы взяли эти строки А.С.Пушкина. Надеемся, что этот урок станет для вас открытием о том, как тесно связаны столь разные, на первый взгляд, науки – языкознание и химия.

Тема нашего урока “Соотношение строения органического вещества и его названия” (слайд2)

Учитель химии: Мы изучили раздел органической химии - углеводороды. Какой вид формул мы использовали при изучении состава и строения углеводородов?

Учащиеся отвечают, что при изучении состава и строения углеводородов они использовали эмпирические формулы, отражающие качественный и количественный состав вещества и структурные формулы, отражающие последовательность соединения атомов в молекулы согласно их валентности.

Учитель химии просит учащихся вспомнить классификацию углеводородов.

Ученики составляют схему (слайд 3):

Учитель русского языка спрашивает:

Что общего с точки зрения русского языка в названии этих углеводородов? Учащиеся отвечают, что корень – главная значимая часть слова.

Учитель химии повторяет, что главной значимой частью слова является корень и спрашивает: “Атомы, каких элементов являются главной значимой частью качественного состава углеводородов?”

Учащиеся отвечают: главной значимой частью качественного состава углеводородов являются атомы углерода и водорода.

Учитель русского языка: В чем состоит отличие с точки зрения русского языка в названии углеводородов? Учащиеся отвечают - суффикс, не меняя лексического значения слова, вносит изменения лишь в оттенки значения.

Учитель химии: Чтобы определить, отличается ли количественный состав углеводородов с изменением суффикса в названии? Вспомним общие формулы каждого класса углеводородов (дополняем схему). Учащиеся называют общие формулы каждого класса углеводородов

Что меняется в структурном строение вещества с изменением суффикса в названии углеводорода? Учащиеся говорят о наличии одинарной, двойной, двух двойных и тройной связи в соответствующих веществах и делают вывод о том, что суффикс в название углеводорода говорит о наличии той или иной связи.

Учитель химии предлагает выполнить задание по группам.

Задание 1.

Составьте эмпирическую, структурную формулы веществ и назовите их, если корень в название углеводорода

: проп; бут; пент.

суффикс

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

ан ен диен ин

Выполнив задание, представители каждой группы, показывают решение на доске.

Учащиеся делают вывод о том, что качественный состав веществ, имеющих однокоренное название, не меняется. С изменением суффикса в названии углеводорода меняется количественный состав и структурное строение углеводорода, а значит, и химические свойства.

Учитель спрашивает, какие характерные реакции для углеводородов, имеющих в названии суффикс ан, ен, диен, ин.

Учащиеся делают вывод. Качественный состав всех углеводородов - атомы углерода и водорода. Наличие определенного суффикса, помогает определить, к какому классу углеводородов относится данное вещество, какое оно имеет структурное строение и какие химические свойства характерны для данного углеводорода и наоборот.

Учитель русского языка: Обобщим ваши знания на простых примерах (слайд 4). Что вы представляете, когда слышите слово “ДОМ”? Как может выглядеть “ДОМИК”? (суффикс –ик- придает слову уменьшительное значение). Что представляется вам со словом “ДОМИЩЕ” (суффикс -ищ- увеличивает признак, качество) Таким образом, зная значение значимых частей слова, можно сделать вывод и о свойствах, признаках всего слова. Этот общий процесс применим для предметов как естественно-научного, так и гуманитарного циклов.

Ваш мозг обладает огромным запасом знаний, главное уметь их применить в различных ситуациях.

В завершение нашего урока предлагается тест, составленный из заданий ЕГЭ части В на соответствие (приложение 1).