В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирование основ безопасного поведения. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди хорошо знали и соблюдали их, то было бы меньше травм и несчастных случаев. К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены. И, тем не менее, мы нашли пособие, которое направлено на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни. Его авторы Н.Н Авдеева, О.А Князева, Р.Б Стеркина составили программу для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста», и систему развивающих заданий для детей дошкольного возраста. Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей мы начали с выявления уровня их знаний и интересов, которая проводилось в форме беседы, наблюдений, игр-занятий.
Мы не сделаем ни какого открытия, сказав, что дети это самое дорогое, что у нас есть. Чем старше становятся ребенок, тем больше становится самостоятельным.
Главная задача взрослых научить детей беречь себя. Реализуя эту задачу с детьми, начиная со второй младшей группы, мы прожили несколько проектов. В основе их лежали такие области познания, как экология, анатомия и физиология человека, валеология, ноксология (наука об опасностях), психология.
Проживая эти проекты, учили детей понимать и любить этот мир, природу, бережно относится к ним, грамотно и безопасно для себя и окружающих вести себя. На каждый учебный год для облегчения и контроля своей работы, нами были разработаны перспективные планы по «Основам безопасности жизнедеятельности». Эти планы включали в себя: тему, название занятия, проводимую совместную деятельность, информационный материал, используемую литературу и результат работы.
Были прожиты такие проекты:
«Ребенок и другие люди»
Главная задача: познакомить детей с опасностью контактов с посторонними людьми, подводя к осознанию того, что не всегда приятная внешность, ласковый голос совпадают с добрыми намерениями. Реализовывался проект через рассказывание и чтение русских народных сказок, рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий (добрых и злых, своих и чужих). Изготовление подарков для близких людей, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, театрализованные игры, игровые обучающие ситуации, занятия, наблюдения за детьми на прогулке. Использование разнообразных форм работы с родителями.
Так, в частности, проведены собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера-развлечения и выставки художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.
Используя эти средства, до родителей было донесено: как важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями; формировать представление о наиболее опасных ситуациях; о необходимости соблюдения мер предосторожности; прививать ему навыки безопасного поведения. И именно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
«Ребенок дома»
Главная задача: знакомство детей с потенциально опасными для жизни и здоровья человека предметами домашнего быта, которыми детям категорически запрещено пользоваться. Умение правильно пользоваться краном с горячей водой. Опасность, исходящая от окон, балконов. Проект реализовывался через игровые обучающие ситуации, занятия по познавательному развитию, изобразительную деятельность. Организацию бытовых процессов.
Индивидуальное обучение способом безопасного обращения с колющими предметами, горячим краном. Использование прямых запретов. Сюжетно ролевую игру «Семья». Совместно с родителями выработали перечень жизненно важных правил поведения в доме и запретов, создав книжки-малышки. Есть в группе еще одна красивая книжка «Бабушкины сказки», которая началась создаваться полтора года назад. Первые вырезки из газеты принесла Алина, которой бабушка прочла их, детям сказки нравятся и они дополняют книгу новыми. Сказки подобраны по разделам, в каждой поучительная история, заставляющая думать, высказывать свое мнение, обсуждать пути решения.
«Здоровье ребенка»
Главная задача: развить физическую активность детей, учить заботиться о своем здоровье. Ориентировать на здоровый образ жизни. Реализовывался проект через занятия, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, игровые обучающие ситуации, элементарные исследования, чтение художественной литературы. Использование эмоционально привлекательных приемов. Обучение катанию на санках, велосипеде, ходьба на лыжах, скольжению. Наблюдение за работой врача, медицинской сестры, повара. Проведение закаливания в бассейне вместо утренней гимнастики. Показателем проводимой работы стала низкая заболеваемость детей. Средний показатель по группе составил 14,8%, что на 48,1% меньше чем средний по детскому саду. Стимулировали родителей к активному оздоровлению детей через доступные формы работы, ориентирование семьи на здоровый образ жизни. Совместно с родителями и детьми организовывались и проводились спортивные праздники. Были совместные прогулки выходного дня на природу, с подвижными играми и соревнованиями. После которых выпускались стен газеты, в которых помещались фотографии и свои впечатления. Родителями совместно с детьми были сделаны фотоколлажи о знаменитых спортсменах нашего города и края.
«Эмоциональное благополучие»
Главная задача: развивать эмоционально чувственную сферу детей. Если ребенок будет уметь управлять своим эмоциональным состоянием, это будет являться важнейшим условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. То есть, если дети будут уметь контролировать свои эмоции, и будут уметь общаться с окружающими, создастся в группе особая эмоциональная атмосфера, которая так же будет благотворно действовать в первую очередь на психику самого ребенка. Само по себе обучение во многом зависит от того уровня комфорта, который испытывает ребенок, находясь в коллективе сверстников, на то, как реагируют воспитатели и сверстники на успехи и неудачи ребенка. Развитие эмоциональных процессов тесно связанно с развитием нравственных чувств ребенка, умение понять плюсы и минусы разных поступков, выбрать свою линию поведения. Именно благодаря развитию всех этих процессов у ребенка в дошкольном возрасте, проработка этих моментов на групповых занятиях способствует более глубокому и осознанному переходу к волевому поведению, к переходу от внешней регуляции к внутренней. Конечно же, такой быстрый переход к осознанному и сознательному регулируемому поведению, в рамках норм и правил субкультуры не может быть совершен в короткие сроки, мы подготавливали детей к этому периоду, который может наступить несколько позже. Создали некий фундамент, на котором будет строиться отношение ребенка к самому себе и другим детям. И способствуем, чтобы полученные навыки дети переносили из игровой деятельности в обычную жизнь.
Проект реализовывался через проведение ролевых игр, психологические этюды, беседы, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, пение песен, танцы. Через создание благоприятных условий для развития эмоцилнально-чувственной сферы ребенка. Вся работа с родителями была направлена на охрану психического здоровья детей и неблагополучий в семье.
«Ребенок на улицах города»
Главная задача: знакомство с проезжей частью, тротуаром, пешеходным переходом и их назначением, познакомить с опасностью, исходящей от транспорта на улицах города. К старшему возрасту, дети становятся более самостоятельными, многие одни гуляют во дворе, даже ходят в ближайшие магазины.
Поэтому мы решили, познакомить детей с правилами поведения на улице, и правилами дорожного движения. Проект реализовывался через познавательные занятия, прогулки, в том числе целевые. Изобразительную деятельность, ролевые, дидактические, строительные, подвижные игры. Были проведены развлечения, рассматривание картинок, иллюстраций. Чтение художественной литературы: «Светофор», «Там, где шумный перекресток» и другие.
Первыми помощниками во всех наших начинаниях и работе были родители. Родителями совместно с детьми была создана книга правил дорожного движения, некоторые правила, они придумывали сами. Эта книга была представлена на городском конкурсе «Дорожная азбука» по правилам дорожного движения, в котором были награждены Дипломом и ценным подарком.
«Ребенок и природа»
Главная задача: знакомство детей с объектами и явлениями природы, представляющие угрозу здоровью и жизни человека (ядовитые грибы, бездомные животные, немытые овощи и фрукты, грязная вода и другое). Обучать безопасному и осторожному поведению в природе. Реализация проекта проходила через наблюдения на прогулках. Проводились элементарные опыты. Целевые прогулки и занятия по познавательному развитию, направленные на формирование экологически правильного и безопасного поведения в природе.
Труд в природе, дидактические и игровые упражнения. Чтение художественной литературы о природе. В беседах с родителями нацеливали их на положительный пример отношения к природе. Дети группы принимали участие в городском конкурсе «Зеленая планета» посвященный Международному празднику День Земли, организованном Станцией Юных Натуралистов, за что получили свидетельство участника.
В результате проделанной работы дети получили представления об опасных для человека ситуациях поведения в них; приобщились к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведению; дети получили знания о правилах дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Сформированы основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице и дома. А по оценкам своих детей, родителями было отмечено успешное приобретение навыков безопасного поведения, по сравнению с началом проводившейся работы. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Все это позволяет думать нам и родителям, о том, что наши дети стали более ответственными и самостоятельными в применении полученных навыков в реальной жизни.