Место урока в изучении темы: второй урок по теме: «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» курса всеобщей истории.
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
Цели по содержанию:
- Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с отделением ремесла от сельского хозяйства и возникновением мастерских ремесленников, выяснением причинно-следственных связей между социально-экономическим развитием и возникновением городов как центров политической и духовной жизни.
- Воспитательный аспект: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, формирование толерантного отношения к личности.
- Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся, умений работать с историческими источниками и систематизировать информацию, задавать вопросы различного типа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Для работы на уроке класс делится на 5 групп по
5-6 человек (каждая группа – цех ремесленников).
Самые популярные специальности ремесленников –
булочники, кондитеры, ювелиры, кузнецы,
сапожники. Ученики заранее получают задание
узнать, что такое «цех», «герб», «устав» и
«шедевр».
Каждый цех выбирает мастера, готовит герб, устав
и шедевр. Поскольку в этом году уроки прошли
накануне Нового года, то в каждом классе был
создан цех по изготовлению ёлочных игрушек.
Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор
2. Раздаточный материал (рабочие листы).
3. Игровое поле и карточки для игры « Как вы
думаете?»
4. «Чудо-дерево», «выращенное» с помощью листьев
из цветной бумаги и магнитов на магнитной доске
(ствол и ветки рисуются мелом). На листочках с
обратной стороны написаны вопросы.
5. Карта «Западная Европа в IX-XIII вв.»
Особый настрой может создать оформление кабинета. На пути следования к кабинету можно разместить стрелки-указатели «Мастербург». Учитель должен продумать, как расположить парты в кабинете, чтобы «ремесленникам» было удобно работать на уроке. На доске представлены цеховые гербы и уставы.
1 этап – вызов.
Задачи фазы вызова:
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету;
- Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Учитель: Добрый день, достопочтенные
бюргеры и бюргерши! Мы рады приветствовать вас в
нашем замечательном городе с красноречивым
названием Мастербург. Здесь действительно живут
мастера своего дела, которые умеют трудиться и
прибыльно вести своё дело.
– Как вы думаете, в какой стране Западной Европы
находится наш город?
Ученики выдвигают различные версии.
Учитель: Вы выдвинули столько предположений! Однако в эпоху, когда в Европе ХII-ХIII вв. города растут как грибы после дождя, особого значения это обстоятельство не имеет.. Взгляните на карту, и вы убедитесь в этом.
Учитель: Ни в какую другую эпоху не возникало столько новых городов, сколько тогда», – скажут о том времени далёкие потомки (Цитируются слова французского историка Ф.Броделя). Как известно, города Средневековья своим появлением были обязаны различным обстоятельствам. Предположите, каким образом и в связи с чем возник город Мастербург.
Ученики выдвигают гипотезы о возникновении Мастербурга.
– Итак, добро пожаловать в Мастербург! Но, вы, наверное, обратили внимание, на чудо-дерево, которое растёт у городских ворот? Здесь пройдут испытания мастера.
Мастера (главы цехов) выходят к доске, «срывают» по одному листочку с дерева, отвечают на вопрос. После этого они торжественно входят в город. (Приложение 1)
Учитель: А теперь пришла пора узнать,
какие цехи созданы в нашем городе.
По очереди ремесленники представляют герб,
девиз, устав и шедевр. Защита и представление
цеха может быть в форме презентации.
2 этап урока – стадия осмысления.
Задачи фазы реализации смысла:
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал;
- Помочь соотнести старые знания с новыми.
Учитель: Мы убедились, какие
замечательные мастера живут в Мастербурге. А
теперь вам предстоят состязания в
сообразительности и смекалке.
Испытание 1. Работа с источником. (Приложение 2)
Испытание 2. Понятийный диктант. (Приложение 3)
Испытание 3. Игра «Как вы думаете?»
Для этой игры понадобится специально изготовленное трёхцветное игровое поле. Но можно «сделать» его из подручного материала. Например, парты, тетради и дневника.
Игровое поле:
Каждая группа получает игровое поле и набор карточек.
Ход игры:
1. Один человек из группы должен перемешать
карточки и раздать их.
2. Не советуясь ни с кем, каждый читает текст на
карточках, затем кладёт каждую из них
"лицом" вверх на то поле на листе, где, по его
мнению, она должна находиться.
3. Когда все члены группы разложат свои карточки,
необходимо – все еще не советуясь ни с кем –
внимательно посмотреть на карточки, разложенные
другими членами группы. Если кому-то из членов
группы покажется, что карточка расположена
неправильно, он переворачивает ее "лицом"
вниз.
4. Когда этот этап завершен – анализируем
результат: карточки, которые остались не
перевернутыми, выражают мнение группы.
5. Следующий этап – обсуждение каждой
перевернутой карточки. Группа выясняет, кто
положил карточку на это поле, а кто ее перевернул.
Затем идет обсуждение: где должна находиться
данная карточка.
Карточки для игры:
- Цех имел свои церковь и кладбище
- Цех помогал больным и впавшим в нужду ремесленникам
- Цех имел герб и знамя
- Из города изгоняли ремесленников, не входивших в цехи
- Ремесленники, входившие в цехи, устраивали совместные праздники
- Все мастера делали вещи по определённому образцу
- Цех запрещал работу в тёмное время суток
- Цех разрешал иметь только определённое количество станков
- Цех определял количество учеников и подмастерьев, работающих в мастерской
- Цех заботился о качестве изделий
3 этап урока – рефлексия.
Задачи фазы рефлексии:
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;
- Помочь самостоятельно определить направления дальнейшего изучения материала.
Учащиеся делают самостоятельные выводы и заполняют таблицу.
Цех_________________ Мастер__________________
Что мне понравилось в средневековом городе | Что мне не понравилось в средневековом городе |
Литература:
1. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних
веков. Учебник для общеобразовательных
учреждений. – М.: «Просвещение», 2007.
2. И. Муштавинская. Ремесло в средневековом
городе. – «Перемена», лето 2001, № 5.
3. О.Ю.Стрелова. Уроки в 6 классе к учебнику
М.Ю.Брандта «История средних веков». – М., 2007.