Цель урока: начать формировать знания о швейном материаловедении, о процессе получения волокон, их классификации, получению из волокон пряжи, ознакомить учащихся с изделиями из пряжи и ниток, изучить процесс ткачество.
Задачи урока:
- Образовательная – добиться усвоения учащимися нового понятия швейное
материаловедение; сформировать знания о процессе получения волокон, их
классификации, изучить процесс получения пряжи из волокна; ознакомить
учащихся с разнообразием изделий из ниток; изучить процесс ткачество.
- Воспитательная
– воспитывать интерес к изучению нового раздела предмета “Технология”, прививать аккуратность в оформлении рабочих тетрадей, воспитывать уважение к людям труда.- Развивающая
– способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, познавательного интереса, самостоятельности, обучать умению сравнивать, сопоставлять, мыслить творчески.
Средства обучения.
Наглядные:
- Плакат “Классификация текстильных волокон”.
- Наглядные пособия: “Изделия из ниток”, “Схема ткацкого станка”.
- Компьютерная презентация.
Учебные:
- Симоненко В.Д. “Технология” для 5 классов. Москва, “Вентана-Граф”, 2007г., стр. 5–7, 11–12.
- Рабочая тетрадь.
Раздаточный материал. Лупа, вата, кусочки ткани, бланк для контроля знаний.
Ход урока
I. Вводная часть урока.
Организация начала занятия (проверяю учащихся по списку, объявляю тему, цель урока и учебные вопросы).
Тема: Швейное материаловедение. Классификация волокон. Первый и второй этап получения ткани. (Слайд 1)
Цель урока: начать формировать знания о швейном
материаловедении, о процессе получения волокон, их классификации,
получению из волокон пряжи, ознакомить учащихся с изделиями из пряжи и
ниток, изучить процесс ткачество. Учебные вопросы: 1. Швейное материаловедение. |
II. Основная часть урока.
Учебный вопрос № 1 “Швейное материаловедение”.
Современного человека окружает множество различных материалов, из которых можно изготовить огромное количество полезных предметов. Предлагаю разобрать некоторые материалы, которые наиболее известны учащимся: древесина – материал для изготовления мебели, постройки домов, получение бумаги; металл – материал для изготовления машин, самолетов, деталей, мостов; бетон – материал для постройки домов, электростанций, каналов; стекло – материал для окон, посуды; пластмасса – материал для посуды, мебели, канцелярских товаров и т.д. Для того чтобы использовать эти материалы их нужно изучать. Чтобы построить здание, строители будут изучать строительные материалы. Чтобы собрать машину, инженеры и конструкторы будут изучать различные виды металлов. (Слайд 2)
На уроках технологии учащиеся занимаются изготовлением швейных изделий, таких как: юбки, шорты, платья, фартуки, которые изготавливаются из ткани. Этот материал хорошо всем знаком, все люди одеваются в одежду сшитую из ткани. Приведите примеры изделий изготовленных из ткани кроме одежды (мебельная ткань, ткань для обуви, палатки, сумки, парашюты ит.д.). (Слайд 3)
А всегда было так? Древние люди не знали что такое ткань, они прикрывали тело кусками звериных шкур, листьями растений. Каким же образом появилась ткань? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим кусочек ткани, и определим: из чего состоит ткань?
Ткань ----------- из нитей ------------ из волокна (Слайд 4)
Еще в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные нити – пряжу и делать из нее ткань. Чтобы изготовить пряжу, люди сначала использовали волокна диких растений, потом шерсть животных, волокна льна и конопли. С развитием земледелия начали выращивать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно. В дальнейшем ткани стали делать не только из волокон натуральных, но и получаемых химическим путем.
Давайте с вами повторим: Какие материалы вы будете изучать на уроках технологии? (ткани, нити, пряжу, волокна); Для изготовления каких изделий используются эти материалы? (изготовление швейных изделий).
Делаем вывод (запись в рабочую тетрадь): (Слайд 5)
Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. Это – волокна, пряжа, нити и ткань. |
Учебный вопрос № 2 “Классификация волокон. Л.П.Р. Знакомство с волокнами на примере хлопка”.
Повторим схему получения ткани (запись в рабочую тетрадь):
Ткань ----------- из нитей ------------ из волокна
Для того чтобы получить ткань, нам нужно получить волокно. Давайте с вами разберем пути получения волокна для производства ткани. В зависимости от происхождения или способа изготовления текстильные волокна делятся на два больших класса: натуральные, которые существуют в природе, и химические, вырабатываемые человеком искусственным путем на фабриках и заводах. Натуральные волокна могут быть растительного и животного происхождения. (Изучение плаката “Классификация волокон”)
Давайте составим схему классификации волокон (запись в рабочую тетрадь). (Слайд 6)
Волокна.
Натуральные существуют в природе | Химические получают на заводах химическим путем | |
Волокна растительного происхождения | Волокна животного происхождения |
Л.П.Р. Изучение внешнего вида волокон хлопка. (Слайд 7)
Оборудование: лупа, вата, клей.
Под лупой разглядеть отдельные волоконца хлопка, определить их цвет, блеск, прочность, размер. Образец приклеить в рабочую тетрадь, рядом с определением.
Вывод:
Волокна – это маленькие, тонкие, гибкие и прочные тела. Волокно – это сырье для получения пряжи. |
Подведение итогов по учебному вопросу № 2.
Контрольные вопросы для учащихся:
Для чего нужно волокно? Какие волокна называются натуральными? Какие волокна получают на заводах? На какие группы делятся натуральные волокна по происхождению?
Учебный вопрос № 3 “Первый этап получения ткани”.
Изобретение веретена относится к IV тысячелетию до н.э. и упоминается в Древнем Египте как приспособление для прядения льна. В Древней Греции развивалось прядение шерсти на веретено. Еще 2000 лет до н.э. в Индии прядение хлопка на веретено выделилось в самостоятельное ремесло и достигло высокого уровня развития. (Слайд 8)
Около 1530 г. Появилась так называемая самопрялка с рогуличным веретеном. До сих пор таким способом наши бабушки прядут пряжу в деревнях. (Слайд 9)
Первым этапом получения ткани является процесс прядения – получение пряжи из волокна. Волокно – это сырье для получения пряжи. Пряжа – это тонкая нить, полученная путем скручивания волокна на прядильных машинах. Волокна, поступающие на прядильную фабрику, разрыхляют на различных машинах, очищают от сора, перемешивают, расчесывают, а затем вытягивают в тонкую, ровную, непрерывную ленту. Эту ленту выравнивают и слегка перекручивают – получается ровница. На прядильных машинах с помощью веретен из ровницы вырабатывают пряжу. Готовую пряжу наматывают на шпули и бобины. (Слайд 10)
Процесс, в результате которого из волокон получают пряжу, называют прядением. |
Однокоренные слова: прялка, пряха, пряжа, прядение, прядильная фабрика, прядильный станок, прядильщик.
Из полученной пряжи на специальных станках можно получить разнообразные изделия из ниток: нитки, ткани, тесьму, ленты, кружева, шитье, шнурки, резинки и т.д.. Давайте рассмотрим примеры таких изделий. Все они используются при изготовлении швейного изделия. (Изучение плаката “Изделия их ниток”). (Слайд 11)
Вопросы учащимся:
Как называется первый этап получения ткани? Что происходит на этом этапе? На какой фабрике происходит процесс прядения? Как называется профессия человека работающего на прядильной фабрики? Как называется лента, в которую вытягивают волокно? Что такое пряжа? Какие изделия можно получить из пряжи?
Учебный вопрос № 4 “Второй этап получения ткани – ткачество”. (Слайд 12)
Прядение и ткачество принадлежали к наиболее распространенным занятиям славянских женщин в каждой семье. Ткацкие станки – благодаря своей простоте – имелись в каждом доме. (Слайд 13)
Вертикальный станок более древний, внем нити основы располагались вертикально относительно земли. Изображения таких станков нашли на древнегреческих вазах. Горизонтальный станок намного эффективнее, исторические находки указывают на то, что в южнорусских землях славяне во второй половине первого тысячелетия уже использовали горизонтальный ткацкий станок. (Слайд 14)
Такой принцип получения ткани до сих пор сохранился в современном ткацком оборудовании. (Слайд 15)
Однокоренные слова: ткань, ткать, ткачество, ткацкая фабрика, ткацкий станок, ткачиха.
Готовая пряжа поступает на ткацкую фабрику, где на ткацких станках вырабатывают ткань. Ткань получается путем переплетения нитей: долевых и поперечных.
Долевые нити называют нитями основы, поперечные – нитями утка.
Давайте рассмотрим устройство ткацкого станка и познакомимся с принципом получения ткани на ткацком станке. (Слайд 16)
Теперь разберем строение ткани и запишем новый материал в рабочую тетрадь.
Нити основы – идут вдоль ткани. Они прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют длины, более скрученные и более гладкие.
Нити утка – идут поперек ткани. Они менее прочные, более толстые, короткие, извитые. При растяжении увеличивают свою длину.
С двух сторон ткани по долевой нити получаются неосыпающиеся края – кромки. Расстояние от кромки до кромки называется шириной ткани. (Слайд 17)
II. Заключительная часть урока.
Контроль знаний по уроку.
- Повторить основные текстильные материалы (Слайд 18).
- Повторить технологическую цепочку получения ткани (Слайд 19).
- Повторить основные понятия, изученные на уроке (Слайд 20).
- Познакомиться с профессиями прядильного и ткацкого производства (Слайд 21).
На прядильной фабрике работают люди различных профессий. Основная профессия прядильного производства – прядильщик. Прядильщики обслуживают одновременно несколько прядильных машин. Они ликвидируют обрыв ровницы и пряжи, меняют катушки или бобины, выполняют работу по уходу за оборудованием. Чтобы хорошо работать, прядильщик должен знать требования, предъявляемые к пряже и ровнице.
В цехах современных прядильных фабрик установлены высокопроизводительные машины безверетенного прядения. В этих машинах поток расчесанных волокон подается струей воздуха в быстро вращающуюся камеру, в которой образующаяся лента скручивается в пряжу.
На ткацких станках работают ткачи. Они обслуживают одновременно несколько станков. Ткачи заменяют пустые шпули полными, ликвидируют обрывы нитей, снимают готовую ткань со станка. На автоматических станках смена шпули осуществляется автоматически. Ткач должен знать требования, предъявляемые к ткани, ее пороки, причины обрывности нитей и пр.
Челночные ткацкие станки имеют небольшую производительность. Более современные ткацкие станки – бесчелночные. Уточная нить в таких станках прокладывается разными способами: при помощи струи сжатого воздуха, капельной струей воды и пр. Производительность таких станков в 2–3 раза выше по сравнению с челночными.
Провести контроль знаний по изученному материалу. (Приложение 1)
В завершении урока: повторить тему урока, отметить активных учащихся, выставить оценки, дать домашнее задание, убрать рабочие места.
Литература к уроку:
- Симоненко В.Д. “Технология” для 5 классов. Москва, “Вентана-Граф”, 2002 г., стр. 5–7, 11–12, рабочая тетрадь по технологии.
- http://otvet.mail.ru
- http://telarian.ru
- Big-kugel.jpg (www.tozak.org.ua)
- http://www.eltexkol.uz/tkackoe_proizvodstvo.html
- http://www.koalas.ru/interlocking.html