Цель: Просвещение родительской общественности об одном из вариантов клинической рефракции – близорукости, о специальных мероприятиях по профилактике близорукости у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Зрение – одна из важнейших функций нашего организма. Удивительный механизм – наши глаза! Именно благодаря глазам мы с вами получаем 70% информации об окружающем нас мире.
В глазах отражается все, что мы чувствуем: радость, страдания, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза являются не только зеркалом души, но и как бы зеркалом общего состояния здоровья. Значит, если организм не здоров, то может быть нарушение зрения. Одним из таких заболеваний является близорукость.
Близорукость (миопия) – вид аметропии (неправильной рефракции),при котором параллельные лучи, идущие от расположенных вдали предметов, соединяются впереди сетчатки.
Близорукость – это такое состояние, для которого характерно плохое зрение вдаль.
В последние десятилетия близорукость чаще стала развиваться у дошкольников, у которых в процессе воспитания была большая зрительная нагрузка в сочетании с малоподвижным образом жизни, несовершенным питанием и ослаблением организма вследствие частых болезней. Причиной возникновения близорукости также может быть и наследственный фактор.
Первые признаки миопии: понижение зрения вдаль, улучшающееся при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.
При близорукости рекомендуются ограничение зрительной нагрузки на близком расстоянии, специальные упражнения. При высокой близорукости (более 6,0дптр) противопоказаны физические нагрузки в виде подъема тяжести, прыжков.
Большое значение для детей имеет гигиена зрения, даже при отсутствии какой-либо глазной патологии.
– Уважаемые родители, знаете ли Вы, какие правила необходимо соблюдать с целью сохранения зрения, профилактики зрительных нарушений?
Особого внимания со стороны родителей требуют дети в возрасте 6–7-и лет, то есть во время поступления в школу. В этот период нагрузка на орган зрения резко возрастает. Родители должны об этом помнить и своевременно подготовиться к занятиям в школе, организовать рабочее место для ребенка дома. Рабочий стол нужно разместить напротив окна так, чтобы обеспечить оптимальное естественное освещение. При недостаточном естественном освещении обеспечивается искусственное. Источник света помещают сзади и слева от ребенка. Настольная лампа должна быть с абажуром, желательно темно – зеленым или непрозрачным. Мощность электрической лампочки должна быть не менее 60 вт.
Необходимым для поддержания физически рациональной позы является соответствие мебели росту ребенка. Родителям нужно строго следить за тем, чтобы ребенок сидел правильно. При правильной посадке ноги стоят всей подошвой на полу или на подставке для ног. Бедро на всю длину (до подколенной впадины) лежит на стуле, спину поддерживает спинка стула, а тяжесть головы приходится главным образом на позвоночный столб.
Точный ежегодный индивидуальный подбор размера стола, стула особенно необходим в случаях, когда имеется наследственный фактор риска.
Необходимым для поддержания физически рациональной позы является соответствие мебели росту ребенка. Нужно только помнить, что высота стула должна соответствовать высоте стола. При правильном их соотношении ребенок может свободно размещать на столе предплечья, не поднимая и не опуская их. Под ноги помещают подставку. Чтобы достичь правильной дистанции между столом и стулом, придвигают стул к столу на такое расстояние, при котором промежуток между спинкой стула и краем стола равнялся длине предплечья. Книга или тетрадь должны находиться на расстоянии 30–35 см. от глаз. Во время письма ребенок должен обе руки держать на столе, не поднимать плеч, не опускать низко голову и не сгибать спины. Если он сидит неправильно, то очень быстро наступает утомление, особенно устают глаза. Не рекомендуется читать лежа и в транспорте.
С раннего детства детей надо закаливать, привлекать к занятиям спорта.
Снижение остроты зрения на Севере встречается чаще, чем на Юге и в Средней полосе России. В силу сурового климата образ жизни детей имеет выраженные урбанистические особенности: дети мало бывают на воздухе, мало занимаются физическим трудом, склонны к гиподинамии, большую часть досуга посвящают чтению, телевизору или компьютеру.
Часто родители спрашивают: “Можно ли ребенку смотреть телевизионные передачи?” На этот вопрос следует ответить: можно рекомендовать детские передачи, которые имеют познавательное значение и соответствуют возрасту ребенка. Детям младше двух лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с влиянием на центральную нервную систему, что может привести к возбуждению ребенка. Особенно влияют на это рекламные ролики. Безусловно, они привлекают малыша яркими быстро сменяющимися картинками, он отвлекается на них, в этот момент ребенка легко накормить. Но пользы при этом подчас бывает меньше чем вреда.
Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизионных программ не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте можно разрешать смотреть телевизор до 1,5–3 часов в день. При этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов. Телевизор можно смотреть только сидя! Расстояние от экрана – не меньше 3 метров, размер экрана – 21 дюйм и более. Чем больше экран, тем дальше от него усаживайте ребенка. Если это проекционный экран, то сидеть ребенок должен на расстоянии 4–5 метров. Тип телевизора (обычный, “плоский” экран, жидкокристаллическая панель, плазменный телевизор) практически не влияет на переносимость зрительных нагрузок. При просмотре телевизора основным вредным фактором является длительная зрительная нагрузка на конечном расстоянии. То же самое можно сказать и о работе за компьютером.
Продолжительность работы за компьютером для детей дошкольного возраста должна составлять 7–10 минут два раза в день. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Если у малыша проблема со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. Ни в коем случае не разрешайте ребенку работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до монитора составляло 50–70 см. Размер шрифта: не менее 14 кегля “Arial”.
Немаловажным является выполнение режима зрительной нагрузки. Любая работа чередуется с отдыхом. После долгой ходьбы хочется сесть, когда долго стоим, то начинаем перемещаться с ноги на ногу. А вот маленькая мышца глаз работает без отдыха и в постоянном напряжении. Следовательно, у детей, физически недостаточно развитых, мало бывающих на свежем воздухе и солнце, подолгу занятых зрительной работой возникают нарушения зрения.
Снижению зрительного утомления способствует хорошая полиграфия книг, тетрадей, пособий. Небезразлично, какого качества бумага, используемая для письма. Благоприятно действует на глаза разлиновка зеленого цвета в тетради, широкое расстояние между строчек, большие поля.Нужно следить за тем, чтобы текст, рисунок, наглядное пособие, которыми пользуются дети, были достаточно контрастны с фоном. 50–70% на странице должен занимать рисунок (для детей 7–10 лет – 35%).
Вследствие длительной напряженной зрительной работы глаза краснеют, слезятся, возникает резь и ощущение инородного тела в глазах, размытое изображение, двоение в глазах, появляются давящие боли в висках и в области надбровных дуг. Наблюдается светобоязнь, глаза плохо видят в темноте.
И необходимо поставить преграду этим неблагоприятным воздействиям. А дети должны знать эти неблагоприятные факторы, чтобы бороться с ними, не дожидаясь изменений, которые могут возникнуть в результате неправильного образа жизни.
Родителям важно помнить, что зрение у ребенка снижается постепенно, и часто они этого не замечают. Даже при отсутствии жалоб желательно один раз в год показывать ребенка специалисту – детскому офтальмологу.
Одним из замечательных аспектов улучшения зрения, снятия зрительного напряжения является зрительная гимнастика.
Гимнастика для глаз – это простой, но чрезвычайно эффективный способ помощи самому себе в форме упражнений для расслабления глазных яблок. Такие упражнения способствуют усилению кровообращения в глазах, снимают глазное, нервное и мышечное напряжение, активизируют мыслительную деятельность, улучшают внимание и самочувствие.
Ведь ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывания ребенка за компьютером и у телевизора, где зрение получает огромную нагрузку. Не улучшают зрение и игры с мелкими деталями в сотовых телефонах и новомодных переносных приставках. Получая навык выполнения зрительной гимнастики, ребенок выполнит ее в течение нескольких минут, глаза отдохнут, падение зрения не будет такой близкой угрозой.
Зрительная гимнастика проводится в различных исходных положениях: сидя, стоя. Польза данных упражнений гимнастики для глаз для детей будет ощутима только при систематическом их выполнении.
В буклете“Играя, лечимся” мы представили простейшую гимнастику для глаз для детей дошкольного возраста для снятия зрительного утомления. В игровой форме осуществляется самомассаж, снятие физического, психического и зрительного напряжения, активизация глазодвигательных функций, формируются рациональные способы зрительного восприятия.
И в заключение следует добавить: многое, оказывается, зависит от нас самих. Глаза необходимо беречь с детства, ценить и оберегать этот важнейший и величайший дар природы на протяжении всей жизни, чтобы ощутить радость – радость ясного взора!
Список используемойлитературы:
- Аветисов Э.С., Ливадо Е. И., Курган Ю. И. Физкультура при близорукости. М., 1993.
- Глушкова Е. К. Береги зрение. М.:Медицина, 1984.
- Малева З. П. Здоровьесбергающее образование: охрана зрения. Челябинск, 2001.
- Шаповалова И. Н. Справочник по глазным болезням. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.