Цели:
- обобщить знания детей, полученные о зимнем времени года;
- на основе коррекционных упражнений развивать память, внимание, мышление, речь;
- расширять словарный запас, формировать грамматический строй речи;
- воспитывать чувство бережного отношения к природе;
- эстетическое воспитание.
Оборудование: оформление кабинета по теме «Зима в лесу», картины природы, зверей, птиц, словарь, звукозапись, пианино.
ХОД УРОКА
I. Вводная часть
О.А. – Ребята, сегодня у нас необычный
урок. А какой урок вы скажите в конце урока. Этот
урок будут вести два учителя – я и Марина
Анатольевна.
– Ребята, что вы видите на доске? (Буквы)
А М
З И
– Буквы рассыпались, попробуйте составить из
них слово.
– Какое слово получилось? (Зима.)
– Что такое зима? (Время года.)
– Какие времена года вы знаете? (Зима, весна,
лето, осень.)
– Какое время года было до зимы? (Осень.)
– Какое время года наступит после зимы? (Весна.)
– Какое время года на дворе? (Зима.)
– Докажите.
– А вы любите зиму? За что вы её любите? (Дети
перечисляют зимние забавы, говорят о красоте
природы.)
II. Основная часть
М.А. – Ребята, я вижу, что вы очень
любите это время года. А вы хотите побывать в
зимнем лесу? (Да.)
– Сказочный зимний лес уже ждёт нас. Войдём в
него.
Звучит запись музыки П.И. Чайковского «Еловый лес зимой» из балета «Щелкунчик».
– Как здесь красиво. Ребята, что вы видите в
зимнем лесу? (Заснеженные деревья, ёлочки.)
– В лесу тишина, и только когда мы идём по снегу,
то слышим скрип под ногами. А почему снег скрипит?
(Ломаются лучики снежинок.)
– А что зимой произошло с деревьями? (Они
сбросили свой наряд и спят под белым одеялом)
– Ребята, а что мы слышим в нашем сказочном лесу? (Музыку.)
– Какая музыка по настроению, по характеру? (Мягкая,
пушистая, плавная, светлая, убаюкивающая.)
– А кто сочиняет музыку? (Композитор.)
– А кто помнит имя композитора, сочинившего эту
прекрасную музыку? (П.И.Чайковский.)
– Назовите название этого произведения. («Еловый
лес зимой».)
– Но вот в лесу появляется Дед Мороз. Что он
делает? (Он смотрит, все ли деревья укрыты
снегом, а если в лесу непорядок, то он
дотрагивается до них своим посохом и укутывает
их снегом, как одеялом.)
Дети хором читают стих.
Шёл по лесу Дед Мороз
Мимо клёнов и берёз.
Он по лесу проходил,
Ёлки в шубы нарядил.
– Каково растениям под снегом? (Им тепло.)
О.А. – Действительно, чем больше снега, тем растениям теплее. Снег чистый, искрящийся, снежинки переливаются. Вспомните стихотворение про сестрёнку Маринку, что у неё произошло?
У сестрёнки у Маринки
На ладонях две снежинки.
Всем хотела показать,
Глядь, снежинок не видать.
Кто же взял снежинки
У моей Маринки?
– Что же произошло со снежинками? (От тепла
ладони они растаяли и превратились в капельки
воды.)
– Подумайте и скажите, что произойдёт с водой,
если её вынести на мороз? (Вода замёрзнет и
превратится в лёд.)
– Где мы можем видеть лёд зимой? (На реках, на
водоёмах.)
– Как ласково назвать лёд? (Ледок.)
– Как называют маленький кусочек льда? (Льдинка.)
– Фигура сделанная изо льда, какая? (Ледяная.)
– А что такое ледянки? (Предмет для катания с
ледяной горки.)
М.А. – Ребята, что-то произошло в нашем лесу.
Звучит фрагмент из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» «Валь снежных хлопьев».
– Зимой погода часто меняется, что началось в
нашем сказочном лесу? (Метель.)
– Как ещё можно назвать зимний ветер? (Пурга,
вьюга, буран)
– Давайте представим, что мы снежинки. Мы
спокойно лежали на земле, но налетел ветер и
подхватил снежинку Лену, Костю, Серёжу, Анжелу,
Алёну. Марину Анатольевну.
Дети, изображая снежинок, кружатся под музыку.
– Какая музыка по характеру? (Отрывистая,
пугливая, вьюжная, метельная, острая, волшебная,
стремительная.)
– Но вот снежинок взлетело много-много,
и они стали танцевать.
– Какой танец танцуют снежинки? (Вальс.)
– А кто нам подарил эту замечательную музыку? (П.
И. Чайковский.)
– Как она называется? («Вальс снежных
хлопьев».)
– Утихла метель. Посмотрите вокруг.
Дети с учителем выполняют физминутку.
О.А.
Всё бело, бело,
Много снега намело.
Мы лопатки все возьмём
И в сугробы соберём.
– Соберите все снежинки. У кого сколько
получилось? У кого больше?
– Сколько собрали девочки? А мальчики? Сколько
все вместе?
– Ребята, посмотрите, кто-то ходил по нашему лесу.
Это же охотник. А что это он изучает на снегу? (Следы
зверей.)
– Помогите ему определить, чьи это следы.
Дети называют, чей это след и ставят его к картинке с изображением этого животного.
Заячьи следы – заяц.
Лисьи следы – лиса.
Лосиные следы – лось.
Птичьи следы – птица (синица).
– Чьих следов мы не увидим в зимнем лесу? (Медведя,
ежа, барсука.)
– Почему? (Они зимой спят.)
М.А. – А мы с ребятами знаем, почему нет
следов медведя.
Исполняется песня «Почему медведь зимой спит».
О.А. Разве медведи зимой спят из-за того, чтобы на хвосты не наступать? (Нет. Эта песня шутливая. Медведь накопил за лето и осень много жира в теле, и теперь спит в берлоге. К весне у него появятся медвежата. Зимой медведю трудно найти пищу.)
М.А. Зимой в лесу тихо. Но что за звуки
мы слышим? (Стук дятла.)
И зимой лесной доктор лечит деревья.
О.А. Трудно птицам зимовать, надо птицам
помогать. Каких птиц можем увидеть зимой? (Синицу,
воробья, снегиря, свиристель, сороку, ворону.)
III. Заключительная часть
М.А. Вот и подошло к концу наше
путешествие.
– Где мы были?
– Что вам понравилось в зимнем сказочном лесу?
– А какой урок у нас был? (Живой мир, музыка,
математика, развитие речи, ритмика, чтение.)
– Какое у вас настроение?
– Пора возвращаться домой.
– Молодцы. Урок окончен.
Звучит фрагмент песни «Три белых коня». Дети выходят из класса.