Образовательные задачи:
- объяснить учащимся, что с VI века начинается закабаление крестьянства в странах Европы;
- раскрыть причины и условия формирования основных слоев феодального общества, показать их роль;
- выделить социально-экономические основы складывания отношений между феодалами и крестьянами в ходе урока;
- сформировать у учащихся представление об образе жизни средневекового крестьянина;
- уяснить причины усиления влияния католической церкви на крестьянство;
- сравнить положение рабов в древности и крестьян в средние века.
Развивать у учащихся:
- анализацию ранее полученных знаний при изучении нового материала;
- навыки аналитической деятельности;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение выделять главные и второстепенные факты;
- умение работать с дополнительными источниками;
- умение обобщать и делать вывод.
Через показ и анализ массового закабаления крестьянства, их борьбы за свободу.
Воспитывать:
- сочувствие к угнетенным, непримиримое отношение к эксплуатации;
- толерантность;
- гордость и уважение к людям, которые стремились отстоять себе свободу;
- заинтересовать учащихся в дальнейшем углубленном изучении этой темы.
Основные знания:
- признаки феодальной зависимости;
- пути роста и результаты крупного землевладения;
- организация и рост земельных владений христианской церкви.
Основные понятия: сословия, сеньор, личная зависимость крестьян, феодальное общество, феодальная лестница.
Оборудование и наглядность урока: интерактивная доска, учебник, атлас, хрестоматия, исторические документы.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами урок изучения нового материала.
II. Актуализация знаний учащихся.
- Вспомните характерные черты общественных отношений на примере Франкского королевства вVI веке.
Вывод: свободные общинники составляли большинство населения, но появлялись крупные земельные владения, в которых использовался труд зависимых людей.
III. Сообщение целей, задач, плана урока.
Тема урока: “Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян”.
- Сегодня мы познакомимся со структурой феодального общества, рассмотрим складывание сословий. Но главной целью урока является …
Создание проблемного задания.
ПЗ: Почему происходит процесс закабаления крестьян?
ППЗ: Сравните положение рабов в древности и крестьян в средние века.
IV. Изучение нового материала.
Применяется метод картинного рассказа с использованием иллюстраций (интерактивная доска).
План и приемы | Основное содержание новой темы | Вопросы и задания классу |
1. Пути роста и результаты
крупного землевладения А) образ жизни знати; Б) причины закабаления крестьян.
- описание картины;
- ролевая игра по содержанию. |
Крестьянские земли со всех
сторон окружены владениями богатых и сильных
соседей. С каждым годом все труднее становится
общиннику вести свое хозяйство. Нередко в самую
страдную пору, когда нужно убирать урожай, граф
созывает войско в поход. снарядиться общиннику
надо за свой счет. А возвратясь из похода, он
находит свое поле нескошенным, жену и детей
голодными. бывает и так: зайдет скотина на поле
богатого соседа, а тот тянет крестьянина в суд,
где на него накладывают высокий штраф за потраву.
Ростут и королевские налоги из года в год. В
отчаянии крестьянин обращается за “помощью” к
одному из сильных соседей. Вот он приходит в
усадьбу к графу (учащиеся по рисунку описывают
усадьбу): - Она ограждена высоким деревянным забором; большой дом с деревянной башней для наблюдения за окрестностями; много хозяйственных построек. Долго стоит крестьянин в ожидании, пока граф соблаговолит выйти. Наконец, хозяин усадьбы появляется на крыльце. Крестьянин склоняется перед ним в глубоком поклоне и говорит: “Господин возьми и меня под свою защиту. Буду служить своим имуществом и своим трудом”. - Хорошо,- надменно произносит граф, ты теперь будешь моим человеком. Отныне тебя не будут брать в войско, ты не будешь платить налоги. Но твоя земля будет принадлежать мне, работай на ней и дальше. А за то, что ты будешь ею пользоваться, обработаешь участок моего поля около леса, а на Рождество и на Пасху принесешь мне барана и двух кур. Крестьянину приходилось подписывать грамоту, в которой были перечислены все работы и приношения для господина. Захват земли силой, закабаление за долги рассматривается аналогично. |
- Откуда у знати была земля? - Какими правами обладала знать? - Какие привилегии имела знать? - Какими способами происходило закабаление крестьян? |
2. Образование класса зависимых
крестьян. А) Признаки феодальной зависимости.
Составление таблицы по ходу изучения материала.
Б) поземельная зависимость. В) личная зависимость. Г) крепостные крестьяне. Д) сопротивление крестьян. (Работа с источником) |
Основная масса крестьян
попадала в зависимость вместе со своими
хозяйствами. Признаки феодальной зависимости: - переход крестьян под власть крупных землевладельцев; - утрата ими собственности на землю; - наличие у него своего хозяйства; - работа на владельца земли. Составление таблицы Пути роста крупного землевладения результаты Захват земли силой Рост крупных земельных владений знати Отдача под покровительство Потеря крестьянами собственности на землю и личной свободы Закабаление за долги Образование классов крупных землевладельцев и зависимых крестьян Не все зависимые крестьяне оказались в одинаковом положении. Одни из них, утратив собственность на землю, сохранили личную свободу и попали лишь в поземельную зависимость, оставив надел, они имели право уйти из деревни. Другие же лишились и земли и личной свободы, т.е. попали в поземельную и личную зависимость от землевладельца. Они полностью зависели от господина и не могли распоряжаться своим имуществом. Такие крестьяне, чаще всего из прежних рабов, были прикреплены обычно к земле и назывались крепостными. Потомство этих крестьян оставалось в личной зависимости от землевладельцев. Крестьяне сопротивлялись закрепощению, нередко они отказывались работать на господ, поджигали их дома, амбары, убегали из родных мест, селились на пустующих землях. Но, какое бы сопротивление не оказывали угнетенные, сила была на стороне крупных землевладельцев, они имели хорошо вооруженные отряды воинов, их поддерживала церковь. |
- Назовите признаки феодальной
зависимости.
- Кто такой зависимый крестьянин? - Укажите виды зависимости. - Каких крестьян мы называем крепостными? - Как крестьяне относились к закрепощению? - Какими способами крестьяне вели борьбу? Докажите! Кто боролся более сплоченнее: рабы в древности или крестьяне в среднее века? |
3.Организация христианской
церкви и рост ее владений. А) Структура церкви; (работа со схемой и иллюстрациями) Б) образование монастырей; В) причины зависимости крестьян от церкви. |
Церковь была очень сильной
организацией. Почти в каждой деревне был священник. Церковными делами в больших областях управляли епископы и архиепископы. Во главе христианской церкви в Западной Европе стоял римский епископ – папа. Все служители церкви составляли особый слой населения – духовенство. (Иллюстрация) Ребята описывают систему монастыря. - Что вы знаете о монахах, почему их так называют? Время, которое мы рассматриваем, было очень неспокойное. Войны внутри страны, нападение внешних врагов. Потеряв близких или имущество, люди нередко искали утешение в религии. Некоторые уходили в незаселенные места, давали обещание отречься от “мирской суеты” и посвятить свою жизнь молитвам. Таких людей называли – монахами от греч. “одинокий”. Позднее монахи стали жить группами в специальных поселениях –монастырях, где они давали обещание не иметь семьи, жить в бедности и подчиняться своему начальнику – аббату (отцу). Широко раскинулись владения монастыря: пустоши, луга, леса, подаренные королями и знатными людьми. А недалеко от монастыря расположена деревушка. Подрастают и становятся взрослыми крестьянские дети, а земли им уже не хватает, со всех сторон подступили к деревне монастырские владения. Приходится крестьянину идти к аббату, просить помощи: “Святой отец, молю вас Богом, сделайте нам милость, уступите участок земли. все что не попросите, сделаем для вас”. Лицо важного монаха излучает доброжелательность, на губах хитрая, довольная улыбка: “Хорошо, сын мой! Монастырь дает тебе участок пустоши, а ты расчистишь и засеешь его. За это ты будешь отдавать с него четверть урожая, передашь нам свой надел. Станешь ты теперь нашим монастырским человеком”. Что оставалось делать бедному крестьянину? Он соглашался на передачу своей земли. Ему приходилось подписывать грамоту, в которой перечислялись его обязанности в отношении монастыря. проходили годы, и постепенно вся деревня попадала в зависимость к монастырю. |
- Как вы думаете, какое положение
занимала церковь в средние века? - Кто стоял во главе христианской церкви в Европе? - Кто стоял во главе церкви в деревне? - Где управляли епископы и архиепископы? - Как мы называем всех служителей церкви? - Как образовывались монастыри? - За счет чего происходило обогащение монастырей? - Почему последние римские императоры поддерживали церковь? |
4.Складывание нового устройства
общества. - Работа с текстом учебника а) О возрастании роли дружины, магнатов; Б) о различных повинностях крестьян. |
Благодаря причинно-следственным
связям, учащиеся, работая с текстом,
самостоятельно выделяют причины формирования
феодальных отношений. Прокомментирую рисунок
“Трапеза сеньоров”, и рисунок на стр.110, ребята
называют повинности крестьян. Учитель делает вывод о складывании сеньориальной системы отношений. |
- Вспомните понятия
“бенефиций”, “феод”. - Какие элементы составляли сеньориальную систему отношений. |
5. Историческое значение закабаления крестьян и складывание новых сословий. | Укрепление крупного землевладения, усиление эксплуатации крестьян, ухудшение их жизни. | Вывод: К IX веку в западной Европе образовалось два класса: крупные землевладельцы и зависимые крестьяне. |
Б) Оценка деятельности детей.
- Из каких слоев населения образовались эти классы?
VI. Домашнее задание. Читать параграф, выучить слова, ответить на вопросы.
VII. Рефлексия. Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока, насколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке.
Методическая литература.
1. Вагин А.А. “Приемы картинного рассказа” Преподавание истории в школе.1998 г.
2. Запорожец Н.И. Изучение темы “Установление феодального строя в Европе”. - М. - 2002 г.
3. Книга для чтения по истории средних веков. - М. - 2005 г.