Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: восприятие, осознание нового материала, закрепление.

Задачи:

- формирование знаний об изменении температуры воздуха с высотой;

- знакомство с процессами образования облаков, видами осадков;

- расширение и углубление знаний учащихся о воздухе, полученные в начальной школе;

- развитие наблюдательности, внимания;

- расширение кругозора, воспитание любви к природе.

Методы:

1) cловесные – беседа, рассказ, объяснение;

2) наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО;

3) практические: работа с физической картой.

Средства обучения:

основные:

  • знаковые (рисунки, схемы, таблицы);
  • вербальные (карточки, инструкции, слово, учебник).

вспомогательные:  ТСО-презентация.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, физическая карта, карточки, книга С.Лагерлеф “Чудесное приключение Нильса с дикими гусями”.

План урока

  1. Снеговая линия.
  2. Практическая работа по карте
  3. Облака, причины их образования.
  4. Осадки. Виды осадков.

Этапы урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный этап
1. Дидактическая задача этапа Подготовка учащихся к работе на уроке. Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания.
2. Содержание этапа - Закройте глаза, представьте, что мы находимся в горах. Воздух чистый и свежий. Сделайте глоток свежего воздуха. Глазки откройте и тихо садитесь.

- У вас на столах учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

- Кого сегодня нет?

- Выполняют инструкции учителя
3. Условия достижения положительных результатов Кратковременность организационного момента (1-2 мин); полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.
Этап проверки домашнего задания
1. Дидактическая задача этапа Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися; устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

- На прошлом уроке мы говорили о нагревании воздуха от поверхности Земли. Давайте проверим, как вы усвоили этот материал.

 

 

 

 

- Слушают

2. Содержание этапа: Выяснение степени усвоения заданного на дом материала; определение типичных недостатков в знаниях и их причин; ликвидация обнаруженных недочетов.

1. Работа по карточкам. Индивидуальная работа.

2. Фронтальная беседа по вопросам.

3. Решение задач.

 

 

 

1. Один человек у доски готовит ответ по рисунку карточки.

2. Ответы детей.

3. Ответы детей.

3. Условия достижения положительных результатов: Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов (работа по карточке, фронтальная беседа, решение задач), позволяющих определить выполнение домашнего задания у учащихся
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: За короткий промежуток времени (5-6 мин) установление уровня знаний у учащихся и типичных недостатков; актуализация и корректировка опорных понятий, ликвидация недочетов; высокая степень выявления качества знаний изученного учащимися дома.

Похвала учащихся.

Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
Этап подготовки учащихся к активному
и сознательному усвоению нового материала
1. Дидактическая задача этапа Организация и направление к цели познавательной деятельности учащихся
2. Содержание этапа.

Слайд 1

Цель урока: восприятие, осознание и закрепление нового материала.

- Сегодня на уроке мы сформируем у себя представление об изменении температуры воздуха с высотой, узнаем причины образования снеговой линии, облаков, осадков; будем формировать у себя умение работать с картой, чтобы развивать у себя биологическую грамотность, познавательный интерес.

А для чего все нам это надо?

Слушают.

 

 

 

 

 

- Чтобы применять эти знания на практике

3. Условия достижения положительных результатов: Сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; мотивация, показ его практической значимости  

 

 

4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
Этап усвоения новых знаний
1. Дидактическая задача этапа Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, основной идее изучаемого вопроса, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.  
2. Содержание этапа

Слайд 2–7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

 

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организация внимания; активизация мыслительной деятельности через чтение отрывка из книги С. Лагерлеф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.

- Проблема: Почему замерз упрямый Троль? Чего он не знал?

- Объяснение учителя по слайду: при подъеме на каждые 1500 м температура воздуха понижается на 8 градусов. Поэтому за бортом самолета на высоте 9500 м температура воздуха - -29 градусов, а у поверхности Земли термометр в это же время показывает +27 градусов.

- Проблема: Почему?

- Обобщение ответов: Нижние слои воздуха, нагреваясь, расширяются, уменьшают свою плотность и, поднимаясь вверх, переносят тепло в верхние слои атмосферы. Следовательно, тепло, поступающее от поверхности Земли, плохо сохраняется. Вот поэтому-то и становится не теплее, а холоднее за бортом самолета, вот почему замерз упрямый Троль.

2. Демонстрация рисунка на слайде с изображением горы со снежной вершиной.

А) Проблема:

Почему вершины гор покрыты снегом, ледниками, а у подножия гор снега нет?

Б) Объяснение учителя:

- Появление ледников и вечных снегов на вершинах гор связано с изменением температуры воздуха с высотой, климат становится суровее, соответственно изменяется и растительный мир. На самом верху, вблизи высокогорных вершин, - царство холода, снега и льда. Горные вершины и в тропиках покрыты вечным снегом.

Границу вечных снегов в горах называют снеговой линией.

Запишите в тетрадь определение “снеговой линии”.

- Ее высота различна. На гористых островах полярных районов она достигает нескольких сот метров, а в тропиках – более 5 тысяч метров. На южных склонах гор она проходит выше, чем на северных. Там, где больше осадков, снеговая линия располагается ниже.

Слайд 7 (гора).

Ниже снеговой линии проходит зона, отличающаяся скудной растительностью, далее происходит закономерная смена состава растительности по мере приближения к подножию горы.

(В тетради зарисуйте схему горы и подпишите зоны).

3. Самостоятельная работа по карте.

Найти горы со снежными вершинами (они коричневого цвета).

 

 

4. Облака, причины их образования. (Объяснение учителем по слайдам)

А) повторение знаний из курса “Окружающий мир” 4 кл., о круговороте воды в природе, об испарении воды с поверхности суши, морей и океанов.

Б) Проблема.

- Из какого вещества состоят облака?

- Как образуются облака?

В) Объяснение по схеме.

Рано утром солнечные лучи прогревают поверхность почвы, растения, воду в водоемах. От земной поверхности прогреваются и нижние слои воздуха. При этом нагретому воздуху отдается часть влаги. Нагретый воздух, поднимаясь, уносит невидимый для глаза водяной пар в более высокие слои атмосферы. По мере удаления от земной поверхности температура воздуха падает, водяной пар в нем охлаждается, образуются мельчайшие капельки воды. Следовательно, скопление в атмосфере мельчайших капелек воды или кристалликов льда, выделившихся при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами, приводит к образованию облаков.

Г) Характеристика облаков (рисунок на слайде).

- Облака очень красивы и имеют причудливые формы. Облака различают по высоте образования, по форме:

1) кучевые – располагаются на высоте 2-4 км и напоминают снежные горы, состоят из капелек воды;

2) слоистые – 6-7 км, покрывают небо в виде сплошной пелены, состоят из капелек воды;

3) перистые – 8-10 км, похожи на перья, состоят из кристалликов льда.

Запишите классификацию облаков.

 

 

 

5. Осадки. Виды осадков.

При определенных состояниях атмосферного воздуха из облаков выпадают осадки.

- Перечислите известные вам атмосферные осадки.

- Молодцы! Да, на поверхность Земли осадки выпадают в виде дождя, снега, града, росы и т.д. Схема на слайде.

Мельчайшие капельки воды, из которых состоят облака, сливаясь друг с другом, постепенно увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю.

Давайте рассмотрим некоторые виды осадков:

А) дождь.

Дождевое облако, как гигантская воздушная цистерна, наполнено миллионами тонн воды. Казалось бы, во время дождя ее запасы должны истощаться, но не тут-то было: дождь льет и льет. Откуда же у облака столько воды? Секрет в том, что запасы воды пополняются за счет конденсации водяных паров, приносимых в облако восходящими потоками воздуха. Когда пары перестают питать облако, дождь идет на убыль. Дожди бывают разные: ливневые, обложные, моросящие.

Во время ливня за короткий срок выпадает много воды, до 100 миллилитров в час. Ливень внезапно обрушивается водяными каскадами и так же резко прекращается. Любопытно, что в одном месте может лить как из ведра, а рядом – еле капать. В центре города ливень может превратить улицы в бушующие реки, а на окраине города – едва смочить землю.

Обложные дожди полностью оправдывают свое название: они длительны, устойчивы и распространяются на обширные пространства в сотни тысяч квадратных километров. Были случаи, когда растягивались они от Уральских гор до Дальнего Востока.

Морось, или моросящий дождь, характерен для осени. Крохотные водяные капельки высеваются из слоисто-кучевых облаков, словно из мелкоячеистого сита. Про такой дождь в народе говорят: “Нудный, надоедливый, противный”. Но выглянет солнце – и от мороси не останется и следа.

Красив слепой дождь. Светит солнце, а дождичек, как ни в чем не бывало, накрапывает и накрапывает. Так припустит – нитки сухой не оставит.

Такой дождь мимолетен. Намочит – не бойся простудиться. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Увидишь такой дождик, поймешь, какое это счастье жить и наслаждаться прекрасным в природе. Капли слепого дождя крупные, они сверкают на солнце краше бриллиантов. В народе говорят: “Это царевна плачет”. “Почему она плачет?” - спросишь ты. “От радости”.

Б) град.

Нередко в теплое время года во время ливней выпадает град – атмосферные осадки в виде кусочков льда, чаще всего неправильной формы.

- Как образуется град?

Капельки воды, попадая на большую высоту, замерзают, на них нарастают ледяные кристаллы. Падая вниз, они сталкиваются с каплями переохлажденной воды и увеличиваются в размерах.

- Какой вред приносит град?

Справка: о граде из книги А.П. Муранова “В мире необычных и грозных явлений природы”.

В) снег.

Снег состоит из ледяных кристалликов разной формы – снежинок, в основном шестилучевых звездочек, выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0 градусов.

Справка: о снеге из книги А.П. Муранова “В мире необычных и грозных явлений природы”.

- По памяти запишите классификацию осадков в виде схемы.

- А теперь проверим по слайду.

Слушают.

 

 

 

Ответы детей.

 

Слушают.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети пытаются ответить, есть и правильные ответы.

 

Слушают.

 

 

 

 

 

Записывают в тетради определение “снеговой линии”.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети рисуют схему горы в тетради и делают надписи: снеговая линия, зона скудной растительности.

- 2 человека у доски работают по карте, остальные записывают под диктовку названия гор.

 

 

Отвечают.

 

 

Ответы детей.

 

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают схему.

Облака:

- Кучевые.
- Слоистые.
- Перистые.

 

 

Дети называют.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пытаются ответить.

Слушают.

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

Слушают.

 

 

 

 

 

Дети самостоятельно записывают.

Сверяют со слайдом

3. Условия достижения положительных результатов: Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала, полное и точное определение отличительных признаков объектов; запись в тетрадь определений, опорных пунктов плана; схем; использование приемов мышления, анализа, синтеза; постановка перед учащимися учебной проблемы, создание проблемных ситуаций, постановка вопросов.
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие учащихся в самостоятельной работе, а также качество знаний учащихся на последующих этапах обучения.
Физкультминутка
  Учитель проводит физкультминутку для снятия напряжения Выполняют по инструкции учителя

Этап закрепления нового материала

1. Дидактическая задача этапа Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

- Давайте закрепим изученный материал

 
2. Содержание этапа:

Слайд 13

Закрепление полученных знаний и умений.

Фронтальная беседа:

- Почему, чем ближе к поверхности Земли, тем воздух теплее, а с высотой становится холоднее?

- Что такое снеговая линия?

- Назовите горы со снежными вершинами.

- Какие осадки выпадают на земную поверхность?

- Надо ли альпинистам, поднимающимся на вершины гор Средней Азии, опасаться обморожения?

Ответы детей
3. Условия достижения положительных результатов: Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия; умения воспроизводить основные идеи нового материала; активность учащихся.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слайд 14 Оценка деятельности класса в целом, показ успешности овладения материалом урока, указание на недостатки, показ причин их возникновения и путей преодоления Анализируют свою работу, работу одноклассников, определяют меры для последующей работы.
Этап информации учащихся о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению
1. Дидактическая задача этапа Сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения и подведение итога урока  
2. Содержание этапа.

Слайд 15, 16

Информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению. Оценивание.

- Наблюдать за облаками, учиться определять их форму.

Подготовить сообщения из СМИ об осадках.

Записывают домашнее задание в дневниках.
3. Условия достижения положительных результатов: Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности их выполнения; включение в состав домашнего задания – познавательная задача (СМИ)
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: Правильное выполнение домашнего задания всеми учащимися

Неожиданных моментов на уроке не было. Цель достигнута. В конце урока осталось время (3 минуты) – чтение отрывков “Феноменальные и грозные осадки” стр. 32. Из книги “Природа. Материалы к урокам”, 5 кл.