Пояснительная записка
Из опыта работы учителя русского языка и литературы в школе-интернате V вида для детей с ограниченными возможностями здоровья, над развитием связной устной и письменной речи учащихся на примере урока «Сбор материала для написания сочинения на тему «Портреты заговорили»
Для того чтобы стать писателем, нужно многое: талант, призвание, умение по-особому видеть, воспринимать окружающую жизнь, способность к образному мышлению, – нужны знания, большая общая культура, наконец, работа писателя – это кропотливый и вдумчивый труд.
Моя школа – школа-интернат V вида для детей с ограниченными возможностями здоровья – не ставит своей целью подготовить писателей. Но умение обобщать свои наблюдения, последовательно и интересно излагать мысли необходимо людям любых профессий. Особое значение для нас, педагогов школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеет подготовка наших учеников к интеграции в жизнь, всемерная помощь им в решении этой важной социальной задачи.
Ребята, обучающиеся в школе, имеют определённые трудности с чтением. Многие из них страдают дислексией – нарушением чтения.
Дети читают в своей массе по слогам, путают буквы, неправильно ставят ударение в словах, изменяют структуру слова. Конечно, есть ребята, у которых данные нарушения с возрастом уходят, но у большинства учеников такие трудности всё же остаются. В этой связи уделяю большое внимание урокам литературы по развитию речи, особенно такому виду, как «Отбор материала для работы над сочинением». Я оптимист и считаю, что научить этому наших детей не только можно, но и нужно. Большую роль здесь играет применение обучающих технологий, использующих принцип наглядности.
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь не только научить ребят читать, понимать прочитанное, выражать свои мысли, но и грамотно строить предложения, связывая их, в свою очередь, в текст. В наиболее полном и многогранном виде эта работа реализуется учащимися при написании не только изложений, но и сочинений. Отсюда – работу над изложением и сочинением следует вести в строгой последовательности: сочинение определённой формы предварительно должно подготавливаться изложением текста, имеющего заданную форму.
Так, при изучении жизненного и творческого пути А.С. Пушкина на уроках литературы целесообразно и программу по русскому языку (развитие речи) соотнести с литературными темами. На уроке русского языка по развитию речи анализировали текст В. Ходасевича «Царскосельский лицей» с привлечением репродукции картины И. Репина «А.С. Пушкин в присутствии Г.Р. Державина читает «Воспоминания в Царском Селе» и портрета Г.Р. Державина кисти Боровиковского.
На уроке литературы по развитию речи учащимся было предложено написать сочинение на тему «Портреты заговорили» – о двух портретах А.С. Пушкина (работы Василия Тропинина и Ореста Кипренского, 1827 год).
За время работы в школе я твёрдо убедилась в том, что детям с речевыми нарушениями легче справляться с подобным видом работы, если перед их глазами будут иллюстрированные материалы. Я соединила воедино наглядность и разработанные мною табличные варианты работы по сбору материала.
Попробовала для учеников 10 выпускного класса (это 9 класс общеобразовательных школ) использовать на уроке слайд-фильм с одноимённым названием (автор слайд-фильма Брылова М.Н.) перед тем, как перейти непосредственно к сбору материала по сочинению. Ребята показали неплохие результаты. Слайд-фильм – это та же наглядность, но в сочетании с текстом.
Я учу ребят навыкам «чтения» с иллюстрации. Это прежде всего использование такой части речи, как прилагательное. Хочу здесь пояснить: именно эта часть речи крайне редко употребляется учащимися с речевыми нарушениями – учащимися школы-интерната V вида.
Итак, ученики пишут сочинение. Это их творчество. Задача учителя – помочь ученикам пробудить их творческие способности и соединить их с навыками, с умением. Для ученика это означает прежде всего:
- хорошее знание и понимание художественного материала;
- полное соответствие содержания работы выбранной теме и законченность в её раскрытии;
- точное, краткое, нешаблонное изложение мыслей;
- продуманный отбор цитат;
- убедительное доказательство каждой высказанной мысли;
- наличие логической связи между отдельными мыслями;
- стилистическую, орфографическую и пунктуационную грамотность.
На учителя, работающего в нашей школе, падает большая ответственность. Он подобен строителю, который возводит новое здание и творчески подходит к украшению этого здания. В процессе этой работы учитель знакомит учащихся с критическими статьями, объясняет их значение в жизни писателя и читателя, поясняет слово «критика» с позиций литературоведческой науки, учит, вплоть до выпускного класса, умело пользоваться критическими статьями, искать в них не только подтверждение своих мыслей, но, может быть, даже и опровержение своей точки зрения, учит читать статью с позиций требований действительности, обогащать свою речь, своё письмо умным, красивым, метким словом. Здесь напоминаю ученикам правила оформления цитат, объясняю назначение и значение эпиграфа.
Итак, этапы работы.
I
этапС группой учащихся собирала и готовила материал, предваряющий просмотр слайд-фильма.
Это:
1) С.Д. Соболевский. Краткие сведения о друге А.С.
Пушкина;
2) Одесса, графиня Е.К. Воронцова. Стихотворение «Талисман»;
3) К.И. Брюллов. Кто он? Найти репродукцию с картины
«Итальянское утро», познакомиться с ней;
4) почему два имени – Дельвиг и Брюллов – объединены одним
именем поэта – А.С. Пушкина;
5) стихотворения А.С. Пушкина «Кипренскому», «Памятник».
II
этапПросмотр слайд-фильма.
III
этапБеседа с классом с использованием мини-сообщений учащихся, подготовленных заранее.
IV
этапСобственно сбор материала к написанию сочинения с использованием таблиц (приведены в конце статьи). На данном этапе повторяются составные элементы композиции, особое внимание уделяется логическому переходу от одной части к другой и личностному выбору материала для заключения, а также уточняются основные позиции типов речи.
Примечание: таблица выводится на интерактивную доску, каждый ученик имеет свой табличный вариант.
Заканчивается данный вид работы традиционно – викториной.
В конце статьи приведён пример такой таблицы, которую использую при подготовке к написанию сочинения на заданную тему. В ней по каждой составной части сочинения (вступление, логический переход, основная часть и заключение) отражены используемые в каждом конкретном случае типы речи, даны соответствующие иллюстрации и пояснения. Они служат опорным логическим каркасом и создают у учащихся необходимый эмоциональный настрой для написания сочинения.
Работа, проводимая мною по данному вопросу, исчисляется не годом, это многолетний труд, это определённый накопленный опыт, который даёт свои положительные результаты.