Сбор материала к написанию сочинения на тему "Портреты заговорили"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Из опыта работы учителя русского языка и литературы в школе-интернате V вида для детей с ограниченными возможностями здоровья, над развитием связной устной и письменной речи учащихся на примере урока «Сбор материала для написания сочинения на тему «Портреты заговорили»

Для того чтобы стать писателем, нужно многое: талант, призвание, умение по-особому видеть, воспринимать окружающую жизнь, способность к образному мышлению, – нужны знания, большая общая культура, наконец, работа писателя – это кропотливый и вдумчивый труд.

Моя школа – школа-интернат V вида для детей с ограниченными возможностями здоровья – не ставит своей целью подготовить писателей. Но умение обобщать свои наблюдения, последовательно и интересно излагать мысли необходимо людям любых профессий. Особое значение для нас, педагогов школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеет подготовка наших учеников к интеграции в жизнь, всемерная помощь им в решении этой важной социальной задачи.

Ребята, обучающиеся в школе, имеют определённые трудности с чтением. Многие из них страдают дислексией – нарушением чтения.

Дети читают в своей массе по слогам, путают буквы, неправильно ставят ударение в словах, изменяют структуру слова. Конечно, есть ребята, у которых данные нарушения с возрастом уходят, но у большинства учеников такие трудности всё же остаются. В этой связи уделяю большое внимание урокам литературы по развитию речи, особенно такому виду, как «Отбор материала для работы над сочинением». Я оптимист и считаю, что научить этому наших детей не только можно, но и нужно. Большую роль здесь играет применение обучающих технологий, использующих принцип наглядности.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь не только научить ребят читать, понимать прочитанное, выражать свои мысли, но и грамотно строить предложения, связывая их, в свою очередь, в текст. В наиболее полном и многогранном виде эта работа реализуется учащимися при написании не только изложений, но и сочинений. Отсюда – работу над изложением и сочинением следует вести в строгой последовательности: сочинение определённой формы предварительно должно подготавливаться изложением текста, имеющего заданную форму.

Так, при изучении жизненного и творческого пути А.С. Пушкина на уроках литературы целесообразно и программу по русскому языку (развитие речи) соотнести с литературными темами. На уроке русского языка по развитию речи анализировали текст В. Ходасевича «Царскосельский лицей» с привлечением репродукции картины И. Репина «А.С. Пушкин в присутствии Г.Р. Державина читает «Воспоминания в Царском Селе» и портрета Г.Р. Державина кисти Боровиковского.

На уроке литературы по развитию речи учащимся было предложено написать сочинение на тему «Портреты заговорили» – о двух портретах А.С. Пушкина (работы Василия Тропинина и Ореста Кипренского, 1827 год).

За время работы в школе я твёрдо убедилась в том, что детям с речевыми нарушениями легче справляться с подобным видом работы, если перед их глазами будут иллюстрированные материалы. Я соединила воедино наглядность и разработанные мною табличные варианты работы по сбору материала.

Попробовала для учеников 10 выпускного класса (это 9 класс общеобразовательных школ) использовать на уроке слайд-фильм с одноимённым названием (автор слайд-фильма Брылова М.Н.) перед тем, как перейти непосредственно к сбору материала по сочинению. Ребята показали неплохие результаты. Слайд-фильм – это та же наглядность, но в сочетании с текстом.

Я учу ребят навыкам «чтения» с иллюстрации. Это прежде всего использование такой части речи, как прилагательное. Хочу здесь пояснить: именно эта часть речи крайне редко употребляется учащимися с речевыми нарушениями – учащимися школы-интерната V вида.

Итак, ученики пишут сочинение. Это их творчество. Задача учителя – помочь ученикам пробудить их творческие способности и соединить их с навыками, с умением. Для ученика это означает прежде всего:

  1. хорошее знание и понимание художественного материала;
  2. полное соответствие содержания работы выбранной теме и законченность в её раскрытии;
  3. точное, краткое, нешаблонное изложение мыслей;
  4. продуманный отбор цитат;
  5. убедительное доказательство каждой высказанной мысли;
  6. наличие логической связи между отдельными мыслями;
  7. стилистическую, орфографическую и пунктуационную грамотность.

На учителя, работающего в нашей школе, падает большая ответственность. Он подобен строителю, который возводит новое здание и творчески подходит к украшению этого здания. В процессе этой работы учитель знакомит учащихся с критическими статьями, объясняет их значение в жизни писателя и читателя, поясняет слово «критика» с позиций литературоведческой науки, учит, вплоть до выпускного класса, умело пользоваться критическими статьями, искать в них не только подтверждение своих мыслей, но, может быть, даже и опровержение своей точки зрения, учит читать статью с позиций требований действительности, обогащать свою речь, своё письмо умным, красивым, метким словом. Здесь напоминаю ученикам правила оформления цитат, объясняю назначение и значение эпиграфа.

Итак, этапы работы.

I этап

С группой учащихся собирала и готовила материал, предваряющий просмотр слайд-фильма.

Это:

    1) С.Д. Соболевский. Краткие сведения о друге А.С. Пушкина;
    2) Одесса, графиня Е.К. Воронцова. Стихотворение «Талисман»;
    3) К.И. Брюллов. Кто он? Найти репродукцию с картины «Итальянское утро», познакомиться с ней;
    4) почему два имени – Дельвиг и Брюллов – объединены одним именем поэта – А.С. Пушкина;
    5) стихотворения А.С. Пушкина «Кипренскому», «Памятник».

II этап

Просмотр слайд-фильма.

III этап

Беседа с классом с использованием мини-сообщений учащихся, подготовленных заранее.

IV этап

Собственно сбор материала к написанию сочинения с использованием таблиц (приведены в конце статьи). На данном этапе повторяются составные элементы композиции, особое внимание уделяется логическому переходу от одной части к другой и личностному выбору материала для заключения, а также уточняются основные позиции типов речи.

Примечание: таблица выводится на интерактивную доску, каждый ученик имеет свой табличный вариант.

Заканчивается данный вид работы традиционно – викториной.

В конце статьи приведён пример такой таблицы, которую использую при подготовке к написанию сочинения на заданную тему. В ней по каждой составной части сочинения (вступление, логический переход, основная часть и заключение) отражены используемые в каждом конкретном случае типы речи, даны соответствующие иллюстрации и пояснения. Они служат опорным логическим каркасом и создают у учащихся необходимый эмоциональный настрой для написания сочинения.

Работа, проводимая мною по данному вопросу, исчисляется не годом, это многолетний труд, это определённый накопленный опыт, который даёт свои положительные результаты.

Приложение 1, Приложение 2