Работа с текстом на уроках русского языка при подготовке к ГИА

Разделы: Русский язык


Настоящие рекомендации будут полезны не только учителям, работающим в 9-х классах, так как речь пойдет о конкретных этапах подготовки к итоговой аттестации в форме ГИА, а также о подходах к комплексному анализу текста, о работе над сжатым изложением, над сочинением-рассуждением, о методах и приемах, формирующих языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенции.

Напомним, что экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей, на выполнение которых в общей сложности отводится 4 часа (240 минут). За это время девятиклассники последовательно выполняют на экзамене следующую работу.

  1. Примерно 80 минут выпускники пишут сжатое изложение прослушанного дважды текста. Исходный текст состоит примерно из 250–300 слов, изложение же ученика должно включать не менее 90 слов.
  2. Затем в течение 60 минут выпускники работают с напечатанным на бланке текстом. Сначала они читают его, стараясь как можно глубже понять содержание, а затем выполняют 20 заданий на основе этого текста: 6 тестов с выбором ответа (задания группы А) и 14 тестов с кратким ответом (задания группы В). При этом нужно помнить, что к каждому тестовому заданию с выбором ответа (задания А1–А6) предлагается четыре варианта ответа, и только один из них является правильным. При выполнении тестов с кратким ответом (задания В1–В14) сначала придется сформулировать ответ, а затем вписать его в нужное место на бланке.
  3. Примерно в течение 100 минут учащиеся пишут небольшое по объему сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста (сочинение должно содержать не менее 50 слов). Однако ученику нужно сначала выбрать одно из предлагаемых заданий: написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1), либо на морально-нравственную тему (задание С2.2). В том и другом сочинениях требуется привести не менее двух аргументов из прочитанного текста, подтверждающих рассуждения автора сочинения. Приводя примеры, нужно указывать номера предложений и применять цитирование.

Таким образом, в течение 4 часов (240 минут) выпускник выполняет разнообразную работу, демонстрируя при этом, как он овладел важнейшими практическими навыками во всех областях родного языка.

На экзамене проверяется подготовка учеников по всему курсу русского языка и в соответствии с этим – разнообразные умения и навыки:

  • использовать орфографический словарь при написании изложения и сочинения;
  • читать текст и анализировать его содержание;
  • проводить разнообразные виды анализа языковых явлений, представленных в прочитанном тексте;
  • писать небольшое по объему сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста; аргументировать свою точку зрения, приводя не менее двух доказательств; уместно употреблять цитирование;
  • использовать орфографический словарь при написании изложения и сочинения.

Письменный экзамен по русскому языку в 9 классе проверяет также орфографическую и пунктуационную грамотность, поэтому при подготовке обучающихся к экзаменам следует уделить внимание работе над ошибками, которые они допускают при написании диктантов, изложений, сочинений, при выполнении разнообразных упражнений и заданий на уроках русского языка.

Так как наиболее трудными видами заданий экзаменационной работы являются сжатое изложение и сочинение-рассуждение, в методических рекомендациях подробнее будут рассмотрены подходы к данным видам деятельности выпускников 9-х классов.

Речевая подготовка школьников

Сегодня обучение русскому языку отличается повышенным вниманием учителя к речевой подготовке школьников. Это понятно, так как примерно 70–80% времени человек бодрствует, слушает, говорит, читает, пишет, то есть занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.

Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества как средства передачи знаний и опыта, как средства духовного развития, воспитания, образования, как средства установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга.

Механизм порождения связной письменной речи достаточно сложен и требует от пишущего и читающего комплекса речевых умений и навыков. Навыки письменной речи формируются постепенно. Они складываются и совершенствуются в процессе целенаправленного воздействия в ходе обучения.

К 9-му классу обучающийся должен понять, что текст – это законченная (или относительно законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора, что текст должен обладать членимостью, смысловой цельностью, структурной связностью.

Немаловажным в работе над текстом является оперирование понятием “тип речи” и “стиль речи”. На них опираются при обучении как рецептивной, так и продуктивной речевой деятельности.

Развивая речь обучающихся, учитель ориентируется на четко определенные характеристики речи, к которым следует стремиться. Точность и лаконичность высказываний – необходимые условия при оценке сжатого изложения и сочинения-рассуждения.

В методической литературе точность речи определяется как оптимальное словоупотребление, то есть выбор таких языковых средств, которые ясно выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и идею.

Для того чтобы речь была точной, необходимо, во-первых, знать предмет речи, во-вторых, ориентироваться в языковой системе, в-третьих, иметь такие речевые навыки, которые помогли бы соотнести знание предмета со знанием языковой системы в конкретной речевой деятельности.

Нарушение точности речи наблюдается в основном из-за недостаточного знания особенностей русского языка, чаще всего неверной сочетаемости слов.

Типичные ошибки:

- употребление слов в несвойственном им значении;

- не устраненная контекстом многозначность;

- смешение паронимов, омонимов, неразличение синонимов;

Именно поэтому для создания точности речи необходимо знание лексической системы языка, в которую входят многозначность, синонимия, паронимия, антонимия.

Лаконичность (краткость) речи предполагает четкость изложения мысли и выражается умением передать ее наименьшим количеством слов. Нарушение лаконичности речи ведет к многословию. Выделяются следующие ошибки:

- плеоназм;

- использование лишних слов;

- тавтология;

- “слова – паразиты”.

Подготовка к сжатому изложению.

При подготовке к экзаменам в 9-м классе необходимо обращать особое внимание на анализ текста, так как и сочинение, и изложение проверяют уровень сформированности лингвистической, языковой, коммуникативной компетенций.

Изложение – обобщенное название одного из видов связной речи (в письменной или устной форме).

Сейчас одной из частей экзаменационной работы является сжатое изложение.

Сжатый пересказ требует отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. В результате должен получиться новый текст, который, как и любой другой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Но в отличие от “обычного”, в нем максимально точно должен быть выражен смысл исходного текста при минимальной затрате речевых средств. Сжатое изложение – короткий по форме, но не бедный по содержанию текст.

В процессе работы над изложением учащиеся должны продемонстрировать следующие умения и навыки:

- верно понимать и передавать основную мысль исходного текста;

- правильно выделять микротемы;

- владеть навыками компрессии текста;

- логично, без искажения передавать содержание исходного текста;

- выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы;

- строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме.

Анализ экзаменационных работ показал, что многие ученики не умеют определять в прослушанном или прочитанном тексте основную мысль, затрудняются ее точно и четко сформулировать, плохо справляются с делением текста на смысловые части и составлением плана. Далеко не все умеют подбирать выбирать лексические и грамматические средства, наиболее уместные при кратком изложении материала. Таких учеников в 9-м классе, по подсчетам специалистов, почти 80%! А между тем краткое изложение смысла текста является одним из основных показателей понимания прочитанного. Вот почему сжатию текста необходимо специально обучать.

Прежде всего, нужно знать разные способы сжатия исходного текста – как с точки зрения содержания, так и с точки зрения поиска оптимальных языковых средств.

Назовем содержательные и языковые способы сокращения текста.

1. Содержательные приемы компрессии текста:

1.1. разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

1.2. свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

2. Языковые приемы компрессии исходного текста:

2.1. Замены:

- замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

- замена сложноподчиненного предложения простым.

2.2. Исключения:

- исключение повторов;

- исключение фрагмента предложения;

- исключение одного или нескольких синонимов.

2.3. Слияния:

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена прямой речи косвенной.

Пошаговая деятельность обучающихся при подготовке к изложению помогает им правильно сориентироваться на предстоящих экзаменах.

Последовательность работы должна быть такой:

  1. Внимательно прослушайте текст.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Вдумайтесь в название текста, если оно есть (именно в нем обычно заключается тема и идея).
  4. Установите причинно-следственные связи в содержании текста.
  5. Определите, к какому типу речи относится текст (описание, повествование, рассуждение), и обязательно сохраняйте особенности этого типа при написании изложения.
  6. Разделите текст на композиционные и смысловые части.
  7. Начинайте работу по сжиманию текста. Выполняя это задание, помните, что, сжимая текст, вы должны передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом; заменить конкретное и отдельное обобщающим, а также исключить несущественное.
  8. Постарайтесь сохранить особенности языка данного произведения и сохранить его в изложении. Напоминаем: перед вами не ставится задача сохранения авторского стиля, однако вы должны использовать авторские ключевые слова и словосочетания.
  9. Напишите черновик изложения, затем после исправлений и проверки перепишите его начисто.

За 30 минут до окончания работы над изложением можно пользоваться орфографическим словарем.

В учебно-методическом пособии под редакцией Н.А. Сениной приводится пример работы с отрывком из рассказа М. Шолохова “Судьба человека” при подготовке к написанию сжатого изложения.

Отрывок из рассказа М.Шолохова “Судьба человека”

На четвертый день прямо из совхоза, груженный хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: "Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем". Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: "А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?" И глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и все знаю.

Зашел он с правой стороны, я дверцу открыл, посадил его рядом с собой, поехали. Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научилась вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: "Где же твой отец, Ваня?" Шепчет: "Погиб на фронте". - "А мама?" - "Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали". - "А откуда вы ехали?" - "Не знаю, не помню..." - "И никого у тебя тут родных нету?"

- "Никого". - "Где же ты ночуешь?" - "А где придется".

Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети". И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: "Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?" Он и спросил, как выдохнул: "Кто?" Я ему и говорю так же тихо: "Я - твой отец".

Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабине глушно: "Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!" Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся... Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Но в кювет все же нечаянно съехал, заглушил мотор. Пока туман в глазах не прошел, - побоялся ехать, как бы на кого не наскочить. Постоял так минут пять, а сынок мой все жмется ко мне изо всех силенок, молчит, вздрагивает. Обнял я его правой рукою, потихоньку прижал к себе, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру. Какой уж там мне элеватор, тогда мне не до элеватора было.

Работа над содержанием сжатого изложения
по рассказу М.Шолохова “Судьба человека”

Чтобы проверить, правильно ли определены абзацы, вам поможет логика построения текста. Прочитайте первые предложения ваших абзацев и посмотрите, представляют ли они собой текст. Если логика не нарушена, то абзацы выделены правильно.

План текста

  1. Завязка. Приезд героя к мальчику. Обстоятельства знакомства.
  2. Разговор с малышом, его судьба.
  3. Решение героя усыновить ребенка.
  4. Кульминация:
  5. а) реакция мальчика на сообщение взрослого;
    б) переживания героя.

Можно составить цитатный план:

  1. “Подворачиваю к чайной: “Эй, Ванюшка!”
  2. “Такая птаха, а уже научился вздыхать”.
  3. “Возьму его к себе в дети”.
  4. “Папка, родненький!”:
    а) мальчик: “дрожит, будто травинка”, “жмется изо всех силенок”;
    б) герой: “в глазах туман”, “заглушил мотор”, “прижал к себе”.

Пример сжатия текста (второй абзац).

Я дверь ему открыл и посадил рядом с собой. Когда поехали, мой шустрый парнишка вдруг притих, то взглянет на меня, то вздохнет. Такая птаха, а уже научился вздыхать. Стал я спрашивать о родных. Оказалось, что их у мальчонки не было – всех убило. Ночевал он где придется.

Рекомендации выпускникам 9-х классов
при подготовке к написанию сжатого изложения

Помните, что при составлении плана следует учитывать тип текста (описание, рассуждение или повествование), так как функционально-смысловые типы текстов строятся по-разному:

Художественное описание:

  • общее впечатление от предмета;
  • описание его отдельных признаков.

Деловое (научное) описание:

  • назначение предмета;
  • главные признаки предмета:
    а) форма, размер;
    б) материал, из которого сделан предмет;
    в) устройство.

Повествование (рассказ):

  • начало действия (завязка);
  • развитие действия;
  • самый острый момент в развитии действия (кульминация);
  • конец действия (развязка).

Дедуктивное рассуждение:

  • основное положение (тезис);
  • доказательства с привлечением аргументов;
  • вывод.

При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.

Можно при подготовке к изложению использовать тексты сочинений, написанных самими учениками. Это помогает и в подготовке к сочинению-рассуждению. Приведем фрагмент урока в 9-м классе учителя русского языка и литературы МОУ “Средняя общеобразовательная школа №9” Кочарян Н.Е.

Работа с текстом сочинения ученицы (сочинение приводится без исправления речевых и грамматических ошибок).

Я ненавижу себя за то, что являюсь “средненькой” и иногда не хочу жить.

Если быть честной, нет во мне ничего такого, чем можно было бы гордиться. Человек со средними знаниями во всем разбирающийся поверхностно, а по многим предметам и того хуже. Как я завидую людям одержимым, с твердым характером, умеющим добиваться цели и бороться.

Что греха таить, недобросовестно мы учимся в школе, на “3”. Если раньше мечтали стать героями, космонавтами, артистами, то теперь мои сверстницы хотят быть кто парикмахером, кто танцовщицей в ночном баре, а кто продавцом косметики.

У большинства из нас нет великой цели. Мы не понимаем, зачем мы в этом мире. Отсюда сознательный выбор усредненного стиля жизни и линии поведения.

Задания:

  1. Какова тема текста?
  2. Определите тип речи.
  3. Какую проблему поднимает автор сочинения?
  4. Запишите 5-6 ключевых слов, которые помогут вам передать содержание.
  5. Что, по вашему мнению, означает выражение “средненький человек”?
  6. Передать содержание текста тремя предложениями.

Задания такого типа могут быть использованы на каждом уроке, они развивают навыки точного отбора ключевых слов, которые отражают не только тему текста, но и его идею, с их помощью можно показать отношение автора к тому, о чем идет речь.

Еще один прием подготовки к сжатому изложению. Прочитать исходный текст и вариант его сжатия. Проанализировать, как раскрываются микротемы, какие приемы компрессии текста использованы.

Текст для изложения

Наш двор был как будто нарочно предназначен для мальчишеских игр. Два этажа покинутого и запущенного завода, обветшалое здание какого-то склада с шаткими площадками без перил и трясущимися от каждого шага лестницами, овраг в конце двора - все это как нельзя более подходило для непрерывной игры в войну, в индейцев, в пиратов, в рыцарей.

Но была у нас еще одна игра, которую выдумали мы сами, - я и мой старший брат.

В этой игре наш двор превращался в какую-то огромную, еще не до конца исследованную страну. Овраг был морем, заросли лопухов и бурьяна вставали непроходимыми лесами. А на всем пространстве двора были разбросаны деревни, сложенные из маленьких дощечек или щепочек, уездные городишки, построенные до мелких обломков кирпичей и, наконец, большие города с рядами домов в четверть или даже в половину кирпича.

Суть игры заключалась в следующем. Где-то в одной из самых глухих деревушек, затерянных среди просторов нашего двора, рождался на свет мальчик, главный герой этой повести-игры. Он подрастал и отправлялся в первое свое путешествие - в ближайший уездный городок. Там он учился, а затем его ждали бесконечные странствия и приключения. Постепенно на его пути вставали все большие и большие города. В конце концов он попадает в столицу, о которой, по правде сказать, у меня у самого было в то время весьма смутное представление. Судьба моего героя складывалась каждый раз по-иному. Он становился то путешественником, то великим полководцем, то капитаном корабля, то знаменитым дрессировщиком львов, тигров, пантер, мустангов и орангутангов. Но во всех этих разнообразных вариантах игры было и нечто общее. Преодолевая препятствия, герой выходил из дремучей глуши, из нужды и безвестности на широкую дорогу жизни.

(По С.Я. Маршаку)
251 слово

Возможный вариант сжатого изложения по этому тексту

Наш двор был как будто нарочно предназначен для мальчишеских игр. В нашем распоряжении находились два этажа брошенного завода, обветшалый склад с шаткими площадками и лестницами и откос в конце двора. Здесь мы играли в войну, в индейцев, в пиратов.

Но мы со старшим братом придумали еще одну, где наш двор превращался в огромную, малоисследованную страну. Овраг был морем, заросли лопухов – непроходимыми лесами, “постройки” из дощечек и щепочек – уездными городишками, а из обломков кирпичей – большими городами.

Мы представляли, что где-то в глухой деревушке рождался мальчик, он подрастал и отправлялся в первое путешествие – в уездный городок. Затем его ждали бесконечные странствия, приключения. Наконец он попадал в столицу. Несмотря на разные варианты судьбы героя, важно было одно: он, преодолевая препятствия, выходил из дремучей глуши на широкую дорогу жизни.

Подготовка к сочинению-рассуждению

Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-то выводу, суждению.

Способность думать, рассуждать, размышлять, объяснять – основа учения, поэтому данный тип речи чрезвычайно востребован научным стилем. Текст – рассуждение обобщает наши наблюдения, знания, мысли. Таким образом, основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.

Текст – рассуждение четко структурирован и строится по схеме:

- тезис (утверждение, положение) – выражает основную мысль текста, которую требуется доказать;

- аргументы (факты, доказательства);

- вывод.

Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, - это вопрос почему? Аргументы, как правило, и содержат ответ на этот вопрос.

Обучающимся может быть предложена “памятка” по написанию сочинения-рассуждения. Приведем ее пример.

Памятка. Как писать сочинение-рассуждение

1. Помните о том, что вы должны продемонстрировать не только способность думать, рассуждать, размышлять, но и объяснить и убедить, что текст – рассуждение четко структурирован по схеме: тезис – аргументы – вывод.

ТЕЗИС – главная мысль автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.

АРГУМЕНТЫ – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса.

ВЫВОД (концовка) завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид.

2. Продумайте, какой тезис вы будете формулировать и какими доказательствами аргументировать свою позицию, позицию автора. Составьте план сочинения, отразив в нем количество и содержание аргументов.

ПОМНИТЕ: от тезиса к аргументам можно поставить вопрос “Почему?”, а аргументы отвечают: “Потому что…”.

3. Приступая к написанию сочинения, следуйте составленному плану. С помощью языковых средств выражайте логические отношения между частями текста. (Используйте основные языковые средства оформления рассуждения: вводные слова, союзы, речевые обороты).

4. Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обороты. Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений.

5. Одним из способов аргументации является цитирование. Соблюдайте пунктуационные правила при цитировании. Но вы можете и назвать только номер предложения, к котором, по- вашему, содержится доказательство.

6. Напишите сочинение сначала на черновик. Прежде чем переписать на чистовик, внимательно прочитайте каждое предложение, определите, есть ли в нем мысль, достаточно ли она выражена. Больной вопрос – тавтология. Нет ли у вас такой грубой ошибки? Проверьте еще раз. Исправьте все недостатки и только тогда приступайте к переписыванию.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1) достаточно сложное задание, оно обусловлено стандартами образования. Одно из направлений методической работы учителя русского языка – обеспечение компетентностного подхода в обучении предмету. И именно сочинение на лингвистическую тему позволяет сделать вывод о сформированности ключевых компетенций по русскому языку: лингвистические, языковые, коммуникативные.

Какие же умения должны обнаружить выпускники 9-го класса в сочинении на лингвистическую тему?

- Умение рассуждать на лингвистическую тему.

- Умение создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения-рассуждения.

- Умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал.

- Умение и навыки точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании.

- Умение пользоваться лингвистической терминологией.

- Практическую грамотность.

В 9-м классе необходимо дать учащимся прежде всего теоретические сведения по лингвистике на уровне школьной программы:

- что изучает лингвистика;

- разделы лингвистики;

- основные понятия, которые могут быть представлены в сочинении на лингвистическую тему.

В работе Заслуженного учителя РФ г. Москвы Лаврищевой С.В. приведены речевые “формулы” для обучения сочинению на тему “Роль знаков препинания”. Таблица

Приведем пример задания и возможный вариант сочинения на лингвистическую тему.

С2.1

Помогите Косте вспомнить тему “знаки препинания в предложениях с обособленными определениями”.

Учитель: В основном, ребята, все справились с заданием контрольной работы и верно расставили знаки препинания в предложениях с обособленными определениями. Все, кроме Кости… Давайте поможем ему вспомнить эту тему, приводя примеры из текста.

Возможный вариант сочинения на лингвистическую тему (С2.1)

В письменной речи существуют различные знаки препинания, которые помогают устанавливать связи между ее компонентами.

Обособленное определение отделяется запятыми от основного высказывания с различной целью: выделения или уточнения части высказывания.

Рассмотрим два примера из текста. В предложении N обособленное определение выражено причастным оборотом “составляющих совокупность близко известного нам места”. Оборот стоит после определяемого слова в середине предложения, поэтому обособляется с обеих сторон. В предложении N представлено несогласованное обособленное определение “в виде множества каких-то странных существ”, которое стоит после определяемого слова и тоже обособляется. В данном случае определение выражено существительным с предлогом (“в виде множества”).

Обособленные определения уточняют, расширяют первоначальное представление о предмете.

В заключение хотелось бы отметить, что знаки препинания помогают и пишущему, и читающему: первому – выразить мысли и чувства, а второму – понять их.

При написании сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему обучающиеся должны продемонстрировать понимание основной мысли, логично, последовательно и связно поддержать версию автора или доказать свою, приведя аргументы из прочитанного текста. На уроках развития речи школьники приобретают навыки по комплексному анализу текста, которые именно необходимы при выполнении задания С2.2.

Приведем фрагмент урока русского языка учителя МОУ “Средняя общеобразовательная школа №12” Летка И.В., которая при работе с текстом очень часто обращает внимание учеников на произведения писателей Тульского края. При подготовке к написанию сочинения на данном уроке анализировался текст писателя М.И. Ростовцева “Где шумят дубравы”. В приглашении к книге М. Ростовцев написал: “В радости и печали, после близких и дальних дорог, если не наяву, то мысленно, снова и снова возвращаюсь туда, где у самых засек притулилась родная деревенька, в которой я впервые открыл глаза, сказал первые слова, сделал первые шаги в большую жизнь, где человеком стал”.

Анализируя текст, ученики повторяют не только особенности функциональных стилей, но и художественные особенности произведения.

Отрывок из книги М.И. Ростовцева “Где шумят дубравы”

(1)С детства в каждом из нас живут строки поэта И. Сурикова: “Вот моя деревня, вот мой дом родной…”. (2) Говорят, люди, где родились и вскормлены, к тому месту великую любовь имеют. (3) Сыновняя привязанность к родным местам – живое, деятельное чувство.

(4) Воздремо – моя малая родина, родная деревня, здесь родился, здесь мое детство прозвенело. (5) Тут возникли первые чувства, мысли, мечты… (6) О, как давно это было! (7) Много лет не бывал я в родной деревеньке. (8) И понятно, с каким чувством радости услышал слова водителя автобуса: “Следующая остановка “Воздремо”.

(9) Любили в былые времена люди селиться вблизи леса, у воды на берегу. (10) Не были исключением и мои предки. (11) Место для поселения выбрали такое, что лучше и не надо. (12) Лес, луг, вода – рукой подать. (13) На холме раскинулась деревня. (14) На посторонний взгляд местность эта может показаться однообразной, только ведь сами воздремцы смотрят на нее не со стороны. (15) И если кому пришлось покинуть родное место на срок или навсегда, каждый воздремец непременно вспоминает то речушку безымянную, в которой ловил пескарей, то выгон на краю деревни, где он ждал в детстве ранними сумерками корову из стада.

(16) Сколько лет Воздремо точно не знает никто. (17) Много. (18) Не одна сотня лет. (19) Ни в летописи, ни в архивах не найти ничего, что пролило бы хоть слабый свет на историю деревни. (20) Расположенная в стороне от столбовых дорог, она в течение веков ничем среди многих сел и деревень достославной Тульской земли не выделялась. (21) Легенда передает: когда засеки были охранной зоной Московского государства, здесь поселились служилые люди – братья Ростовцевы. (22) Поселение росло, все его жители имели одну фамилию. (23) И теперь есть семьи в деревне, носящие фамилию предков.

(24) Земля, на которой стоит деревня, холмиста, исчерчена оврагами, оплетена тропками и чем-то напоминает огрубевшую от тяжелой работы бугристую человеческую ладонь. (25) Старожилы помнят дедов своих и прадедов, которые пахали, поливая потом, всё ту же скудноватую воздремскую землю. (26) Помнят, как проездом бывал здесь Л.Н. Толстой. (27) О Воздреме упоминает писатель в романе “Анна Каренина”.

(28) Здесь, вблизи вековых дубов Тульских засек, узнал я притягательную силу живой природы, ее поэзию, очарование. (29) Засека для нас, детей, была в некотором роде храмом, где всё торжественно- красиво и неприкосновенно. (30) Мы приходили в засеку, как к доброй хозяйке, которая радушно встречает и дарит подарки. (31) И вели себя, как порядочные люди в гостях.

(32) Много воспоминаний о чудных общениях с природой подарила мне бабушка. (33) Она бессознательно и наивно открывала мне с раннего детства прекрасное в родной природе, приобщала меня к ее краскам, предметам и явлениям. (34) Сейчас, когда от детства отделяют десятки лет, мне вспоминаются яркие картины увиденного и услышанного в ту далекую пору. (35) Теперь могу с уверенностью сказать: мне повезло – мое детство прошло рядом с русской природой.

(36) Надо очутиться где-нибудь далеко, чтобы понять и оценить красоту родной земли. (37) Много раз бывал я на море, поднимался в горы, восторгался Венским лесом… (38) Никогда не забудется увиденное. (39) Но ничто, даже побережье Швейцарского Лемана не заменит мне пейзажа родной деревни.

А) Знакомство с текстом. Выразительное чтение текста ученицей.

Примечание: учитель перед чтением формирует задачу: определить тему, основную мысль и стилистическую принадлежность текста.

Б) Беседа с классом.

- Каким настроением проникнут текст?

(Возвращение в родные места, связанные с этим воспоминанием, ностальгия).

- Определите тему текста.

(Малая родина)

- Выделите микротемы.

(1. Воспоминания из детства; 2. История родной деревни, ее географические особенности; 3. Радость общения с природой).

- А в чем заключается основная мысль? Найдите доказательства в тексте.

(Первый и последний абзацы. Всё начинается с родины, значение родины в жизни каждого человека. С этой мысли начинает разговор автор, постепенно углубляя ее, ею и заканчивает. Автор сознательно выбирает такую композицию – кольцевую).

- Озаглавьте текст.

(См. предложение 4. “Воздремо – моя малая родина”, “Родная деревня”, “Сыновняя привязанность”). Запись в тетради.

- Какой тип речи является преобладающим в этом тексте? (Рассуждение).

- Докажем это, обратив внимание на композиционные, языковые особенности текста, на содержание. (Текст содержит размышления по определенной теме, подтверждение, что автор возвращается в родную деревню, так как здесь его корни, ему хочется побывать в родных местах).

- Что представляет собою текст композиционно?

(Рассуждение строится по схеме: тезис – аргументы, доказательства – вывод. В первых трех предложениях содержится тезис, а в последнем абзаце делается вывод по всему сказанному выше).

Несколько слов по языковым особенностям. Что обращает на себя внимание в этом плане?

(Обращает на себя внимание абстрактная лексика: родина, детство, любовь, чувства. Кроме того, обилие сложных синтаксических конструкций с вводными словами, обособленными членами предложения).

- Аргументов в пользу рассуждения прозвучало достаточно. Скажите, а какую цель ставит автор, обращаясь с этим рассуждением к читателю?

(Автор передает информацию читателю, рассказывает о своей малой родине, он словно внушает нам, что человек рано или поздно возвращается к своим корням).

- Значит ли это, что автор в какой-то мере воздействует на нас, читателей? Исходя из этого, какими будут ваши предположения о стилистической принадлежности текста?

(Публицистический стиль. В 24–31 предложениях имеет место словесная живопись, как элемент художественного стиля).

- Публицистический стиль имеет много жанров. Назовите известные вам.

(Статья, фельетон, очерк, заметка, реклама).

- Какого жанра перед нами текст? Почему?

(Очерк. Потому что в нем подлинные имена и названия, указывается реальное место – деревня Воздремо и др.)

- Докажем, что перед нами текст публицистического стиля. Для этого обратим внимание на лексические, морфологические, синтаксические, морфемные особенности текста.

Примечание: можно воспользоваться справочными материалами, которые лежат на партах.

а) Лексические особенности.

(Много стандартных выражений, штампов: “покинуть родное место”, “сыновняя привязанность”, “в стороне от столбовых дорог”, “достославной земли”, “оплетена тропами”, “радушно встречает”, “открывала прекрасное”, “яркие картины увиденного”; фразеологизмы – “пролило бы свет”, “рукой подать”; перифраз во 2 и 3 предложениях: любовь – сыновняя привязанность, в 28 предложении – “здесь, вблизи вековых дубов” - в деревне Воздремо; 25–26 предложения – лексический повтор – помнят).

б) Морфемные особенности.

(Оценочные суффиксы: в деревеньке, речушке, скудноватую)

- Мы взяли на себя смелость предположить, как образовалось слово Воздремо.

(Индивидуальная работа со словарем В.И. Даля: отдохнуть, вздремнуть; приют спокойствия).

- Чем интересно это слово по звуковому составу?

(Все согласные звуки звонкие, поэтому радуют слух).

в) Наиболее яркие морфологические особенности.

(33 предложение – прилагательные в роли существительных – открывала прекрасное в родной природе; 34 – причастие в роли существительных - яркие картины увиденного и услышанного; личные формы глаголов).

г) Синтаксические особенности.

Примечание: эта работа требует более глубокого осмысления текста, поэтому можно дать задание выполнить ее дома.

- Чтобы доказать, что это текст публицистического стиля, найдем в нем вводные конструкции, обороты, сложные синтаксические конструкции, уточняющие, с однородными членами, неполные предложения, односоставные предложения и т.д.

- Сложные конструкции – 15, 24, 35 предложения;

- инверсия (1, 7, 9, 13, 28, 37)4

- парцелляция (с 16 по 18);

- однородные члены, бессоюзные (5, 12, 15, 19, 24, 33);

- неполные предложения (5, 17, 18, 31);

- обособленные определения и обстоятельства (23, 25);

- уточняющие конструкции (4, 9, 28).

д) Изобразительно- выразительные средства.

- Главное предназначение изобразительно – выразительных средств в публицистическом стиле – усиление эмоционального воздействия на слушателя. В этом очерке их не так много, но есть.

- Сравнения (24 - напоминает огрубевшую от тяжелой работы бугристую человеческую ладонь; 29 – засека сравнивается с храмом; 30 – с доброй хозяйкой; последний абзац полностью построен на сравнении с другими местами)

- Эпитеты (20 – достославной Тульской земли; 29 – всё торжественно-красиво и неприкосновенно; 32 – чудное общение с природой)

- Метафора (детство прозвенело).

В качестве домашнего задания выпускникам было предложено написать сочинение-рассуждение о “малой” родине.

Формируя лингвистическую компетенцию при подготовке к экзаменам, учитель русского языка и литературы может обращаться к текстам разного характера. Так, на уроке в 9 классе МОУ “Средняя общеобразовательная школа №16”, проведенном директором общеобразовательного учреждения, учителем русского языка и литературы Чикиным М.В., анализировался отрывок из автобиографической повести Архиепископа Иоанна Сан-Францисского “Биография детства”.

1. Прочитайте выразительно текст.

(1) Будущего у этих строк может (не)быть. (2) Но будущее будет у человечества. (3) И верная память о прошлом есть участие в этом будущем. (4) Мы все его несем в своих руках.

(5) Благодарю меня Создавшего и Терпящего, и людей, через которых я вошел в мир, с помощью которых жил и всё более ощущал свою жизнь как дар и милость.

(6) Моё детство – это, прежде всего, Матово, средняя черно(зёмная) полоса России, милая русская, тульская земля, Венёвский уезд, Холтобинская волость. (7) Там постоянно жил мой отец.

(8) Отец влиял на меня всем стилем своей спокойной жизни благо(душной) трудо(любивостью) и серьезным, честным отношением к вещам. (9) С детства правда была для меня чем(то) пр…красным и пр…влекательным. (10) Жизнь в нашей семье была бодро(веселая), без отвлеченных нраво(учений)…

(11) В зиму 1910–11 года я получил первое ружье, это была берданка 28(го) калибра, стрелявшая дробинкой. (12) Охотился я на уток в болотах Епифанского уезда, у истоков Дона, где была Куликовская битва, в 20 верстах от другого нашего имения, Прони.

(13) Проня была от Матова в десяти верстах. (14) Станция Епифань, Сызранско(вяземской) железной дороги, ближайшая к об…им имениям, отстояла в 18 верстах от Матова и в 8 от Прони. (15) В Веневе была станция Рязанско(уральской) железной дороги, но до Венева от Матова было 30 верст, и мы редко ездили этим путем.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Определите тип речи.

4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и объясните данные орфограммы.

5. Какое из указанных предложений связано с предыдущим при помощи указательного местоимения? (1, 4, 7, 10).

6. Каков способ образования слова дробинкой (предложение №11).

7. Сколько раз в предложении №7 употребляется звук [а]? (1, 6, 2, 5).

8. Укажите грамматическую основу в предложении №1.

9. Выполните указанные виды разборов.

Итак, какова тема данного текста? (Воспоминание о детстве)

Основная мысль? (Предложение №3)

Тип речи и его признаки? (Повествование, т.к. рассказ ведется от первого лица, перечисление, ведущая часть речи – глагол).

На уроках русского языка в 9-м классе при подготовке к итоговой аттестации в новой форме все виды работ должны быть взаимосвязаны. Только такой подход поможет ученикам успешно сдать экзамены.

Литература

  1. Алексеев, М.В. Задачи по лингвистике. / М.Е. Алексеев, В.И. Беликов, С.М. Евграфова и др. – М.: РГГУ, 1991.
  2. Будагов, Р.А. Введение в науку о языке. / Р.А. Будагов. – Изд. 3-е. – М.: Добросвет, 2003.
  3. Лаврищева, С.В. Роль знаков препинания. [Электронный документ]. (http://www.metodistsv.org/doc/rus 24). Проверено 15.07.2009.
  4. Львова, С.И. Русский язык: ГИА 2010: Сборник заданий: 9 класс / С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2009.
  5. Сенина, А.Н. Русский язык: Подготовка к итоговой аттестации 9 класс. / Н.А. Сенина и др. – М.: Легион, 2008.
  6. Энциклопедический словарь юного лингвиста. М.: Наука, 2006.