Цель: познакомить с понятием “алфавит”.
Задачи:
образовательные
- повторить изученные буквы и звуки;
- упражнять в составлении звуковых схем;
- осознание необходимости знания алфавита, порядка букв;
- знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни.
развивающие:
- развивать речь учащихся,
- расширять кругозор;
- обогащать словарь учащихся;
- развивать самооценку.
воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение друг к другу и умение внимательно слушать товарищей;
- формировать умение работать в паре;
- воспитывать стремление к познанию нового.
Оборудование:
для фронтальной работы: буквы; для индивидуальной работы: “Русская азбука” В.Г.Горецкого и др.; квадраты красного, синего и зелёного цветов для составления схемы слова; тетрадь для печатания; печатный текст “Песенка Азбуки” Б.Заходера; деформированный текст;
проектор, презентация.
Ход урока
1. Мотивирование к учебной
деятельности (организационный момент) - 2 минуты. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
У: Вспомните пословицу, с которой
мы начинаем учебный день. Д: Хорошо того учить, кто хочет всё знать. У: Кто хочет всё знать? (Дети поднимают руки) У: Что необходимо для этого сделать? Д: Соблюдать правила поведения на уроке: не разговаривать, не выкрикивать с места; надо думать и внимательно слушать учителя. |
2. Актуализация и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном учебном
действии - 4 минут. Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. |
На доске буквы: а, б, в, г, д, е, ё
разного размера и разного порядка (3 группы). У: Что видите на доске? Д: Буквы. У: Что такое буквы? Д: Буквы – это знаки, с помощью которых обозначаем звуки. У: Разделите буквы на две группы. Д: Это группа гласных и группа согласных. У: Расскажите всё, что вы знаете про каждую группу. У: Разделите гласные на группы. Д: Гласные первого ряда и гласные второго ряда. У: Прочитайте слова, найдите слово, в котором гласная второго ряда проявляет свою хитрость. мяч няня ежи крюк Д: Это слово ежи. У: Сделайте звуковой анализ этого слова. Дети выполняют самостоятельно, один ученик у доски. Проверка. Вызванный ученик проводит звуковой анализ по следующему плану, второй ученик собирает схему этого слова на интерактивной доске. Проверка. Вызванный ученик проводит
У: Покажите модель звука …. У: Назовите звуки, модели которых я показываю… У: Работаем дальше с рядом букв. Назовите пары для согласных. У: Напечатайте в тетрадях эти группы, дополнив каждую группу тремя буквами. Самостоятельная работа в тетрадях. Проверка. У: Рассмотрите ещё раз ряд букв. Расположите их по порядку (е, а, б, г, в, д, ё). Д: Можно расположить, начиная с самой маленькой: г, д, в, е, а, б, ё. У: Рассмотрите второй ряд. Какие буквы видите? Д: Те же самые: е, а, б, в, д, ё, г. У: В чём разница? Д: Эти буквы имеют другие размеры. У: Расположите их по порядку. Применив другой порядок. Д: Мы расположим их от большей к меньшей (в, а, б, г, ё, д, е). У: Рассмотрите третий ряд и попробуйте расположить эти буквы по порядку (ё, в, а, д, е, б, г – буквы все одинакового размера). У: На какую буковку особенно хочется посмотреть? Д: На букву “Г”, потому что она выделена зелёным цветом. У: Расскажите всё, что вы знаете об этой букве. У: Посмотрите, какое место она занимает в первом ряду, и какие у неё соседи. Д: Первое. У: А во втором ряду, и какие у неё здесь соседи? Д: Второе. У: А в третьем ряду? У: А можно ли буквы расположить так, чтобы у неё всегда были одинаковые соседи и было определённое место в ряду? Д: Да, а, б, в, г, д, е, ё. |
3. Постановка учебной задачи - 5
минут. Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?) |
У: Как же называется такой
порядок? У: Кто может сформулировать тему нашего урока? Д: Алфавит. Показ слайда (№2. Презентация) с названием темы урока. У: Что нужно знать, чтобы расположить буквы в алфавитном порядке? |
4. Открытие нового знания
(построение проекта выхода из затруднения) – 8
минут. Цель: решение устной задачи и обсуждения проекта её решения (8 мин.) |
Д: Мы должны знать алфавит. У: Давайте наметим план знакомства с алфавитом. Детям предлагаются слова – помощники (слайд № 2): 1. Узнаем, что обозначает слово … 2. Вспомним, как правильно называются … 3. Будем учиться расставлять слова в … порядке 4. Узнаем, где применяется … У: Что такое алфавит? Показ слайда (№3), на котором даётся значение слова “алфавит”. Алфавит – это расположение букв в определённом порядке, где каждая буква имеет своё место. У: Кто знает, как получилось слово “алфавит”? Алфавит - первые буквы греческого алфавита: альфа и вита. (Показ слайда №4) У: Как по-другому иногда называют “алфавит?” Д: Азбука. Азбука – название первых букв старого русского алфавита: аз и буки (слайд №4). Рассматривание алфавита на таблице. У: Что вы видите на таблице? Д: Буквы и их названия. Показ слайда №5 алфавит. Чтение букв по таблице (слайд и печатный носитель). Работа с таблицей.
Ученики читают наизусть стихотворение С.Маршака “Ты эти буквы заучи…” (дети подготовлены заранее). |
5. Первичное закрепление - 5
минут. Цель: проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала) |
Физкультминутка. У: Найдите глазками в классе буквы. Кто найдёт – встанет (буквы находятся на стендах, плакатах и, собрав которые, расположить в алфавитном порядке). Один ученик выходит и ставит буквы в алфавитном порядке, остальные ему помогают. |
6. Самостоятельная работа с
самопроверкой – 5 минут Цель: каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет (5 мин). |
Работа со стихотворением
Б.Заходера “Песенка Азбуки”.
(Показ слайда №6 с портретом Б.Заходера и его книг).
Самостоятельная работа (текст стихотворения напечатан на листах) – дети вставляют пропущенные буквы. Проверка выполнения задания. |
7. Включение нового знания в
систему знаний и повторение – 8 минут. Цель: решение задания с использованием нового знания (8 мин.) |
У: Где в жизни мы встречаемся с
алфавитом? Высказывания детей (в библиотеке, в классном журнале, в поликлинике, в словарях). Работа со словарём В.Даля. У: Для чего нужны толковые словари? У: Где я буду в словаре искать слова на букву “А”? На букву “Я”? Показ слайда №7, на котором напечатано значение буквы “А” и буквы “Я” из словаря В.Даля и портрет Даля В. У: Как я записываю ваши фамилии в классном журнале? У: Сейчас выйдут ребята, у которых есть таблички с их фамилией. Выходят ребята с фамилиями: Алиева, Белев, Бузин, Василенко, Гаан и встают в алфавитном порядке (класс помогает). Работа с деформированным текстом. У: У вас на партах лежат полоски с напечатанными словами. Прочитайте, что написано на этих полосках. Деформированный текст:
У: Что вы прочитали? Д: Предложения. У: Сколько всего предложений вы прочитали? У: Что такое предложения? У: Расположите эти предложения в алфавитном порядке. Кто сможет объяснить, как это сделать? (Расположить предложения по первой букве первого слова каждого предложении). Дети работают в паре с деформированным текстом. Проверка. У: Как расположили предложения? Что у вас получилось? Д: Получился текст. Показ слайда №8 с текстом и изображением вороны. Работа с текстом:
|
8. Рефлексия учебной
деятельности на уроке (итог) – 3 минуты. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |
У: Какую задачу ставили в начале
урока? - Удалось ли нам решить данную задачу? - Каким способом? Самооценка: У: У меня на доске начерчен отрезок, на нём есть вершина и серединка. Кто считает, что он сегодня хорошо усвоил материал и хорошо работал, т.е. был на высоте, встаньте. У: Кто считает, что у него есть вопросы по данной теме и он мог работать лучше? Рефлексия: - Чему учились на уроке? - Где можно применить новые знания? - Что у вас хорошо получается? - А над чем надо ещё поработать? - Спасибо, вы хорошо поработали на уроке. Заключительный слайд. |
Литература
1. В.В.Волина. “Праздник букваря”. Москва, “Аст-Пресс”, 1995 г.
2. Ю.В. Демидова. “Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников”.
3. Н.П. Попова. “Деятельностный способ обучения”. В.Новгород, Новгородский региональный центр развития образования, 2010 г.