Урок обучения грамоте по теме "Алфавит" (УМК "Школа России")

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с понятием “алфавит”.

Задачи:

образовательные

  • повторить изученные буквы и звуки;
  • упражнять в составлении звуковых схем;
  • осознание необходимости знания алфавита, порядка букв;
  • знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни.

развивающие:

  • развивать речь учащихся,
  • расширять кругозор;
  • обогащать словарь учащихся;
  • развивать самооценку.

воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение друг к другу и умение внимательно слушать товарищей;
  • формировать умение работать в паре;
  • воспитывать стремление к познанию нового.

Оборудование:

для фронтальной работы: буквы; для индивидуальной работы: “Русская азбука” В.Г.Горецкого и др.; квадраты красного, синего и зелёного цветов для составления схемы слова; тетрадь для печатания; печатный текст “Песенка Азбуки” Б.Заходера; деформированный текст;

проектор, презентация.

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) - 2 минуты.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

У: Вспомните пословицу, с которой мы начинаем учебный день.

Д: Хорошо того учить, кто хочет всё знать.

У: Кто хочет всё знать? (Дети поднимают руки)

У: Что необходимо для этого сделать?

Д: Соблюдать правила поведения на уроке: не разговаривать, не выкрикивать с места; надо думать и внимательно слушать учителя.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 4 минут.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

На доске буквы: а, б, в, г, д, е, ё разного размера и разного порядка (3 группы).

У: Что видите на доске?

Д: Буквы.

У: Что такое буквы?

Д: Буквы – это знаки, с помощью которых обозначаем звуки.

У: Разделите буквы на две группы.

Д: Это группа гласных и группа согласных.

У: Расскажите всё, что вы знаете про каждую группу.

У: Разделите гласные на группы.

Д: Гласные первого ряда и гласные второго ряда.

У: Прочитайте слова, найдите слово, в котором гласная второго ряда проявляет свою хитрость.

мяч

няня

ежи

крюк

Д: Это слово ежи.

У: Сделайте звуковой анализ этого слова.

Дети выполняют самостоятельно, один ученик у доски.

Проверка. Вызванный ученик проводит звуковой анализ по следующему плану, второй ученик собирает схему этого слова на интерактивной доске.

Проверка. Вызванный ученик проводит

  1. Назвать слово, с которым работаем.
  2. Разделить слово на слоги.
  3. Определить ударный слог.
  4. Назвать первый слог.
  5. Дать характеристику каждому звуку.
  6. Назвать второй слог.
  7. Дать характеристику каждому звуку второго слога.

У: Покажите модель звука ….

У: Назовите звуки, модели которых я показываю…

У: Работаем дальше с рядом букв. Назовите пары для согласных.

У: Напечатайте в тетрадях эти группы, дополнив каждую группу тремя буквами.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Проверка.

У: Рассмотрите ещё раз ряд букв. Расположите их по порядку (е, а, б, г, в, д, ё).

Д: Можно расположить, начиная с самой маленькой: г, д, в, е, а, б, ё.

У: Рассмотрите второй ряд. Какие буквы видите?

Д: Те же самые: е, а, б, в, д, ё, г.

У: В чём разница?

Д: Эти буквы имеют другие размеры.

У: Расположите их по порядку. Применив другой порядок.

Д: Мы расположим их от большей к меньшей (в, а, б, г, ё, д, е).

У: Рассмотрите третий ряд и попробуйте расположить эти буквы по порядку (ё, в, а, д, е, б, г – буквы все одинакового размера).

У: На какую буковку особенно хочется посмотреть?

Д: На букву “Г”, потому что она выделена зелёным цветом.

У: Расскажите всё, что вы знаете об этой букве.

У: Посмотрите, какое место она занимает в первом ряду, и какие у неё соседи.

Д: Первое.

У: А во втором ряду, и какие у неё здесь соседи?

Д: Второе.

У: А в третьем ряду?

У: А можно ли буквы расположить так, чтобы у неё всегда были одинаковые соседи и было определённое место в ряду?

Д: Да, а, б, в, г, д, е, ё.

3. Постановка учебной задачи - 5 минут.

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?)

У: Как же называется такой порядок?

У: Кто может сформулировать тему нашего урока?

Д: Алфавит.

Показ слайда (№2. Презентация) с названием темы урока.

У: Что нужно знать, чтобы расположить буквы в алфавитном порядке?

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 8 минут.

Цель: решение устной задачи и обсуждения проекта её решения (8 мин.)

Д: Мы должны знать алфавит.

У: Давайте наметим план знакомства с алфавитом.

Детям предлагаются слова – помощники (слайд № 2):

1. Узнаем, что обозначает слово …

2. Вспомним, как правильно называются …

3. Будем учиться расставлять слова в … порядке

4. Узнаем, где применяется …

У: Что такое алфавит?

Показ слайда (№3), на котором даётся значение слова “алфавит”.

Алфавит – это расположение букв в определённом порядке, где каждая буква имеет своё место.

У: Кто знает, как получилось слово “алфавит”?

Алфавит - первые буквы греческого алфавита: альфа и вита. (Показ слайда №4)

У: Как по-другому иногда называют “алфавит?”

Д: Азбука.

Азбука – название первых букв старого русского алфавита: аз и буки (слайд №4).

Рассматривание алфавита на таблице.

У: Что вы видите на таблице?

Д: Буквы и их названия.

Показ слайда №5 алфавит.

Чтение букв по таблице (слайд и печатный носитель). Работа с таблицей.

  • Назвать буквы, в названиях которых есть звук [а];
  • Назвать буквы, где вначале звучит звук э;
  • Назвать буквы, в названии которых есть два слова.

Ученики читают наизусть стихотворение С.Маршака “Ты эти буквы заучи…” (дети подготовлены заранее).

5. Первичное закрепление - 5 минут.

Цель: проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала)

Физкультминутка.

У: Найдите глазками в классе буквы. Кто найдёт – встанет (буквы находятся на стендах, плакатах и, собрав которые, расположить в алфавитном порядке).

Один ученик выходит и ставит буквы в алфавитном порядке, остальные ему помогают.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой – 5 минут

Цель: каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет (5 мин).

Работа со стихотворением Б.Заходера “Песенка Азбуки”.
  • О чём прочитали в стихотворении?
  • Кто написал это стихотворение?

(Показ слайда №6 с портретом Б.Заходера и его книг).

  • Какое задание нужно выполнить?
  • Чем будете пользоваться?

Самостоятельная работа (текст стихотворения напечатан на листах) – дети вставляют пропущенные буквы.

Проверка выполнения задания.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение – 8 минут.

Цель: решение задания с использованием нового знания (8 мин.)

У: Где в жизни мы встречаемся с алфавитом?

Высказывания детей (в библиотеке, в классном журнале, в поликлинике, в словарях).

Работа со словарём В.Даля.

У: Для чего нужны толковые словари?

У: Где я буду в словаре искать слова на букву “А”? На букву “Я”?

Показ слайда №7, на котором напечатано значение буквы “А” и буквы “Я” из словаря В.Даля и портрет Даля В.

У: Как я записываю ваши фамилии в классном журнале?

У: Сейчас выйдут ребята, у которых есть таблички с их фамилией.

Выходят ребята с фамилиями: Алиева, Белев, Бузин, Василенко, Гаан и встают в алфавитном порядке (класс помогает).

Работа с деформированным текстом.

У: У вас на партах лежат полоски с напечатанными словами. Прочитайте, что написано на этих полосках.

Деформированный текст:

  • Другие части тела имеют чёрный окрас.
  • Ворона – крупная птица.
  • Есть среди ворон и перелётные, и кочующие, и осёдлые.
  • Голова, горло, крылья и хвост у неё чёрные.

У: Что вы прочитали?

Д: Предложения.

У: Сколько всего предложений вы прочитали?

У: Что такое предложения?

У: Расположите эти предложения в алфавитном порядке. Кто сможет объяснить, как это сделать? (Расположить предложения по первой букве первого слова каждого предложении).

Дети работают в паре с деформированным текстом.

Проверка.

У: Как расположили предложения? Что у вас получилось?

Д: Получился текст.

Показ слайда №8 с текстом и изображением вороны.

Работа с текстом:

  • Что такое текст?
  • Что нового вы узнали о вороне из этого текста?
  • Прочитайте предложение, в котором говорится какого цвета голова, крылья, хвост.
  • Прочитайте предложение, в котором говорится, какие бывают вороны.
  • Давайте дадим название тексту.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 3 минуты.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

У: Какую задачу ставили в начале урока?

- Удалось ли нам решить данную задачу?

- Каким способом?

Самооценка:

У: У меня на доске начерчен отрезок, на нём есть вершина и серединка. Кто считает, что он сегодня хорошо усвоил материал и хорошо работал, т.е. был на высоте, встаньте.

У: Кто считает, что у него есть вопросы по данной теме и он мог работать лучше?

Рефлексия:

- Чему учились на уроке?

- Где можно применить новые знания?

- Что у вас хорошо получается?

- А над чем надо ещё поработать?

- Спасибо, вы хорошо поработали на уроке.

Заключительный слайд.

Литература

1. В.В.Волина. “Праздник букваря”. Москва, “Аст-Пресс”, 1995 г.

2. Ю.В. Демидова. “Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников”.

3. Н.П. Попова. “Деятельностный способ обучения”. В.Новгород, Новгородский региональный центр развития образования, 2010 г.