Учебно-деловая игра "Воспитание и воспитанность"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Учебно-деловая игра относится к образовательным технологиям, технологиям РО, целью которых является обучение.

Отличие УДИ от игровых технологий заложено уже в самом названии. “Учебная”, т.е. в процессе игры решается учебная задача. “Деловая”, т.е. форма и стиль игры носит деловой характер.

Учебно-деловая игра (УДИ) используется для решения комплексных задач, закрепления и усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, а также дает возможность учащимся и педагогам понять и изучить прелагаемый материал с различных позиций.

Технологическая схема УДИ. (Приложение)

Проблемные вопросы: как определить уровень воспитанности учащихся? Какие факторы влияют на уровень развития воспитанности?

Актуальность темы определена тем, что воспитанность – это та ценность, к которой должны стремиться люди и которую часто подменяют ложными ценностями.

Цель УДИ: составить программу действий всех субъектов учебно-воспитательного процесса по повышению уровня воспитанности учащихся.

Задачи.

  1. Изучить степень понимания учащимися понятия “воспитанности”.
  2. Построить модели воспитанного человека.
  3. Проанализировать факторы влияния на уровень развития воспитанности.
  4. Изучить самооценку учащихся по отношению к общему проекту.

Предполагаемые результаты.

1) Повышение ценности предмета.

2) Формирование учебной мотивации.

3) Снижение уровня личностной тревожности.

Образовательный результат: разработка разных видов УДИ.

План У Д И

Этапы работы Время
I. Предварительная работа. Описание игры, составление правил. Постановка проблемы, целей перед учащимися. Консультации по проблеме, работа в библиотеке. Обучение правилам дискуссии. Формирование групп.  
II. Этап проведения.

1. Групповая работа над заданием. Этап проблематизации, работа с полученными источниками, группировка, систематизация, подготовка проекта в виде тезис-плана или блок-схемы. Реализуется коллективно-личностная форма работы.

15 мин.
2. Межгрупповая дискуссия.

Защита проектов всеми участниками “малой группы”. Договариваются какую часть общего проекта будет представлять каждый. Все остальные выступают оппонентами.

Работа экспертов:

анализ проектов каждой “малой группы”, способов защиты, анализ вопросов и ответов на вопросы.

15-20 мин.

8-10 мин.

III. Этап анализа и обобщения.

Организация обратной связи. Оценка и самооценка работы. Выводы и обобщения. Оформление рекомендаций по решению проблемы, работе групп.

10 мин.

Содержание УДИ

1. Предварительная работа.

Учащиеся пишут эссе “Какого человека можно назвать воспитанным?” или составляют индивидуальный кластер, работают с опросником “Факторы, влиявшие на уровень воспитанности учащихся”.

2. Работа в группах.

Составление группового кластера по материалам предварительной работы. Проведение ранжирования качеств на главные, второстепенные и необязательные. Построение модели воспитанности по схеме: личностные черты – отношение к окружающему миру – направленность – деятельность - …

Анализ модели на жизнеспособность и практичность.

3. Защита проектов.

Одна группа защищает, остальные являются оппонентами. Вступают в работу критики, консерваторы.

4. Работа экспертов.

Анализ моделей. Создание одного проекта или нескольких.

5. Этап самооценки.

Оценить себя по шкале самооценки по отношению созданной модели или проекта.

6. Экспертиза результатов самооценки.

Отразить результаты через графики.

7. Изучение результатов опросника “Факторы, влиявшие на уровень развития воспитанности”.

1. Кто повлиял бы на твой уровень воспитанности (нужное подчеркнуть):

а) родители (мама, папа);

б) учитель;

в) друзья;

г) ____________________(напиши своего человека).

2. Чей образец поведения повлиял бы на твой уровень воспитанности (нужное подчеркните, впишите имя):

а) кумира ________________________________________________

б) литературного героя _____________________________________

в) героя фильма ___________________________________________

г) библейский _____________________________________________

д) собирательный ___________________________ (кого, перечисли)

3. На мой уровень развития воспитанности влияет (нужное подчеркните):

а) политика страны;

б) экономика страны;

в) экология;

г) отношения между людьми;

д) фильмы;

е) музыка;

ж) ______________ (что?)

8. Составление рекомендаций.

В группах составляются 2–3 рекомендации всем субъектам учебно-воспитательного процесса.

9. Экспертиза рекомендаций.

Эксперты групп выбирают рекомендации, отличающиеся практичностью.

10. Оформление рекомендаций.

11. Рефлексия.

По таблице приложения 1 определить все свои роли в процессе УДИ.

Этапы совместной работы.

  1. Определить состав группы.
  2. Выбрать старшего.
  3. Распределить обязанности
  4. Выяснить, зачем каждый будет выполнять задание.
  5. Каждый продумывает, из чего, как, с помощью чего он будет выполнять задание.
  6. Каждый контролирует себя, как его результаты совпадают с тем. Что ранее задумано.
  7. Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что задумано (общее дело).
  8. Из отдельных результатов получается один большой результат.

Распределение социальных ролей в группе

старший (спикер):

организует распределение обязанностей в группе (назначает, через жеребьёвку или по желанию), контролирует готовность в группе каждого, выполнение всеми правил совместной работы;

хранитель времени:

ориентирует всех исполнителей на время, данное для работы; докладывает старшему (спикеру) о своевременности выполнения задания;

эксперт:

дает оценку выполняемым работам, контролирует правильность самооценки, докладывает об этом старшему (спикеру);

генератор идей:

выполняет задание, прислушиваясь к рекомендациям старшего, эксперта, отчитывается о выполненном задании и имеет право вносить предложения для улучшения работы группы;

фиксатор идей:

ведет подробную и аккуратную запись всего прозвучавшего в процессе работы над учебной задачей.

Технологическая схема УДИ

I этап подготовки

1. Разработка игры:

- план УДИ;

- общее описание игры;

- подготовка материального обеспечения.

2. Ввод игры:

- постановка проблемы, целей;

- условия;

- правила, регламент;

- распределение ролей;

- формирование групп;

- консультации.

II этап проведения

1. Групповая работа над заданием:

- работа с источниками;

- мозговой штурм;

- работа с игротехником.

2. Межгрупповая дискуссия:

- создание проектов;

- выступление групп;

- защита проектов;

- правила дискуссии;

- работа экспертов.

III этап анализа

И обобщения - вывод из игры;

- анализ, рефлексия;

- оценка и самооценка работы;

- выводы и обобщения;

- рекомендации.

Генератор идей

Диагност

Организатор

Интегратор

Инициатор

Проблематизатор

Рефлексирующий

Программист

Разработчик

Аналитик (эксперт)

Координатор

Контролер

Критик

Консерватор

Методист

Эрудит