Цели урока: сформировать представления учащихся о родном крае; развивать умение работать с картой и дополнительной литературой, познакомить с административной картой России, Московской области; развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; воспитывать любовь к своему краю; развивать творческие способности учащихся путем выполнения заданий творческого характера; продолжать формировать умения пользоваться различными источниками информации и краеведческим материалом.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1), административная карта России; карта Московской области, карта Егорьевского района; картинки с видами Подмосковья; трафареты с изображением области и района; раздаточный материал: фотографии и рисунки с изображением природы края.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока
(Звучит запись песни “Наш край”.) (слайд 1)
– Почему сегодня наш урок начался так необычно? Как вы думаете, почему прозвучала это песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)
– Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела “Родной край – часть большой страны” (слайд 1)
Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы будем с вами говорить сегодня.
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
На доске и в тетрадях записывается тема: “Наш край”
II. Работа над новой темой
1. В какой стране мы живем?
– Давайте, познакомимся с административной картой России (настенная карта, учебник с.144,145). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (Ответы детей)
Что вам говорят условные обозначения?
– Посмотрите, сколько республик, краёв, автономных округов и областей в составе нашей страны.
Что вы о ней знаете?
республик |
21 |
края |
9 |
области |
46 |
города федерального значения |
2 |
автономная область |
1 |
автономных округов: |
4 |
2. В каких природных зонах находится наша страна? (слайд 2)
3. В какой области мы живем? (слайд 3)
(Граничит со Смоленской, с Тверской, с Ярославской, с Владимирской, с Рязанской, с Тульской, Калужской)
4. Промышленность
Какая промышленность развита? (слайд5)
- машиностроение и металлобработка.
Производится оборудование тепловой и ядерной энергетики (ЗиО-Подольск), ядерного топлива (Электросталь — “ТВЭЛ” (компания);
космическая и ракетная техника:
(Королёв (город) — “Энергия” (РКК),
Химки — НПО Лавочкина,
Реутов — ОАО "ВПК "НПО машиностроения",
Дзержинский — ФЦДТ “Союз” — разработка твердого ракетного топлива
Дзержинский — МКБ “Горизонт” — силовые установки для воздушных судов и т.д; магистральные тепловозы (Коломенский завод),
вагоны метро (Мытищи — Метровагонмаш),
электропоезда (Демиховский машиностроительный завод);
автомобили (Серпуховский автомобильный завод|СеАЗ),
автобусы (Ликино-Дулёво — Ликинский автобусный завод, Голицыно и Яхрома);
сельскохозяйственные машины, экскаваторы и краны (Люберцы, Дмитров, Балашиха);
высококачественные стали (Электросталь); оборудование лёгкой промышленности (основные центры — Коломна, Климовск, Подольск);
кабели (Подольск);
оптические приборы (Красногорский завод им. С. А. Зверева, Лыткаринский завод оптического стекла).
- Химическая промышленность работает в основном на привозном сырье. Производятся кислоты (Щёлково), минеральные удобрения (Воскресенск — производственные объединения “Фосфаты” и “Минудобрения”), синтетическое волокно (Серпухов и Клин), пластмассовые изделия (Орехово-Зуево), лаки и краски (Сергиев Посад, Одинцовский лакокрасочный завод), фармацевтические изделия (Старая Купавна); Дзержинский — ФЦДТ “Союз” — производство продукции для пожаротушения, как типа “земля — земля”, так и “воздух — земля”, производство разметки для дорожного полотна и т. д.
- Развита промышленность строительных материалов. Действуют цементные производства в Воскресенске и Коломне (Щуровский цементный завод), фаянсово-фарфорные в Ликино-Дулёво (Дулёвский фарфоровый завод) и Вербилках, завод сухих строительных смесей в Красногорске и множество керамических производств. Развита деревообрабатывающая промышленность (в Бронницах, Шатуре и др). С ростом спроса особый импульс получило производство бетона. Производится добыча фосфоритов, торфа, глин, песков, щебня и гравия.
- пищевой промышленности,
- лёгкая промышленность — старейшая промышленная отрасль в регионе.
(На этом слайде по картинкам определить промышленность)
5. Сельское хозяйство
Как развито сельское хозяйство? (слайд6)
Сельское хозяйство имеет преимущественно пригородную специализацию. Растениеводство характерно преимущественно для южной части области. Бо?льшая часть посевных площадей (свыше 3/5) занята кормовыми культурами. Большие площади отведены под посевы зерновых: пшеницы, ячменя, овса, ржи. Значительную роль в растениеводстве региона играет картофелеводство. Распространено тепличное овощеводство, например, в г. Московский имеется крупнейший в Европе тепличный комплекс. Выращиваются также цветы, грибы (шампиньоны и др). Животноводство преобладает над растениеводством; и главным образом направлено на производство молока и мяса. Помимо крупного рогатого скота, повсеместно разводятся свиньи и куры.
6. Транспорт
Как люди передвигаются по области? (2 картинки) (слайд 7)
Московская область имеет весьма обширную транспортную сеть, включающую автомобильные и железные дороги, водные пути по крупнейшим рекам, озёрам и водохранилищам, Структура наземных линий представляет собой ряд магистралей, расходящихся от Москвы во всех направлениях и соединённых кольцами. По территории области проходят два кольца автомобильных дорог и Большое кольцо Московской железной дороги.
7. Дайте характеристику климату.
Московской области умеренно континентальный, сезонность чётко выражена; лето тёплое, зима умеренно холодная; континентальность возрастает с северо-запада на юго-восток.
Самый холодный месяц — январь (средняя температура на западе области ?10 °C
Самый тёплый месяц — июль (средняя температура +17 °C на западе и +18,5 °C на юго-востоке). Максимальная летняя температура (+39,7 °C)
2 картинки (слайд 8)
8. Что знаете о реках области?
Все реки Московской области относятся к бассейну Волги (сама Волга протекает по территории области на небольшом участке, по которому проходит граница с Тверской областью).
Всего в Московской области свыше 300 рек, озёр – около 350 (1 картинка) (слайд 9)
9. Как представлена растительность нашей области?
Леса занимают свыше 40 % территории региона., на 10% луговой и на 30% (пашня) засеваемой сельскохозяйственными культурами. (1 картинка) (слайд10)
10. Животный мир
В настоящее время в Московской области обитает около 60 видов млекопитающих, 18 видов пресмыкающихся и земноводных и до 40 видов рыб. Около 300 видов птиц зимуют на территории области или бывают пролетом. (4 картинки) (слайд 11)
Кто изображен?
11. На территории Московской области, в Серпуховском районе, располагаются Приокско-Террасный биосферный заповедник (охраняются зубр и одна из самых северных популяций степных растений). (1 картинка) (слайд 12)
В Подмосковье расположен национальный парк “Лосиный остров” (частично), 1 картинка (слайд13)
заповедно-охотничье хозяйство Завидово, несколько заказников федерального значения.
12. Экология (слайд14)
Экологическая ситуация в Московской области тяжёлая; загрязнены как районы, прилегающие к Москве, так и промышленные районы востока и юго-востока области. Наибольшую экологическую опасность представляют сточные воды промышленных и животноводческих предприятий; выбросы предприятий энергетики (Каширской и Шатурской ГРЭС и др.); базы захоронения бытовых и промышленных отходов (в ближайших к столице районах) — например, крупнейшая в Европе Тимоховская свалка; стареющие военные и особенно аэродромные топливохранилища и топливопроводы; хранилище ядерных отходов (в Сергиево-Посадском районе).
4 картинки.
Что изображено?
– Найдите на карте Московской области территорию, где мы живем. (Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте). (Егорьевский район)
– Какой город является главным на нашей территории? (Находят на карте.) (Егорьевск) ( слайд15)
– Это наш край наша маленькая родина. Где расположена наша маленькая родина? (слайд 16)
– В какой природной зоне мы с вами живем? (Лесная)
– Кто наши соседи? (слайд 17)
– Чем богат наш край?
– Какие отрасли производства у нас развиты? И т.д.
Обобщающий рассказ учителя о родном крае. (Приложение 3)
III. Физкультминутка.
По родному краю
Дружно мы шагаем (Марш на месте)
Справа от нас – зеленый луг, (Поворот)
Слева находится лес. (Поворот)
В таком лесу полно чудес
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки)
Филин крыльями машет. Ух
Аж захватывает дух! (Махи руками)
Солнце над березами светит нам. (Повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны)
IV. Закрепление изученного.
1. Работа в рабочей тетради.
С. 47, №1ю
– Прочитайте.
– Напишите где вы живете.
2. Работа в тетради. Детям раздаются трафареты с изображением Московской области. (Приложение 2)
– Обведите трафарет в своих тетрадях.
– Укажите, с какими областями граничит наш край.
3. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой:
– Обозначьте на карте в тетрадях: главный город нашего края; город в котором мы с живем; Егорьевск – город нашего края.
– Название нашего села. (деревня Поповская)
– Запишите растения и животных нашего края в таблицу:
Растения | Животные |
V. Подведение итогов.
- Что мы называем родным краем?
– Что понравилось на уроке.
Выставление оценок.
VI.
Домашнее задание.Устный рассказ “Мой край”.
Сочинение “Что я расскажу иностранцам о своем районе”.
Материал взят на сайтах:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C
http://ru.wikipedia.org/wiki/Егорьевский_район_(Московская_область)
Шаблон для презентации:
сайт: http://pedsovet.su/load/320-3-2 “Русская берёза”.