Практика использования метода исследования

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование навыков исследовательской деятельности, интеллектуальной, познавательной, информационной компетентности;
  • развитие потребности в чтении как художественной, так и научной, публицистической литературы.

Задачи:

  • организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся, используя ее различные формы;
  • совершенствовать навыки анализа литературного произведения, сбора информации;
  • интерпретировать литературные произведения в других видах искусства.

В проекте «Наша новая школа» сказано, что важнейшим качеством личности является инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, и задача школы - раскрыть способности каждого ученика. Для осуществления этого нам настоятельно рекомендуют использовать новые технологии в преподавании. Но есть такие технологии, которые, как мне думается, вневременные. Они актуальны всегда: это метод исследования. Уже при составлении тематического планирования предусматриваю почти ежеурочную поисковую или исследовательскую работу: сопоставление сказки народной и литературной, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, сопоставление героев художественных произведений, поиск ответов на проблемные вопросы, анализ художественного текста…

Методом исследования пользуюсь давно и постоянно, будь то уроки, элективные курсы, конкурсы, написание проектов.

Известно, что программа девятого класса предусматривает довольно – таки полное изучение жизни и творчества А.С.Пушкина. Я спланировала весь этот курс так, что в основе лежала проектная технология, направленная на самостоятельную научно-исследовательскую деятельность учащихся. Планирование строилось по блочно – модульному принципу, в основе организации работы учеников – технология обучения в сотрудничестве, опережающее обучение. Это способствовало самоорганизации учащихся, формированию у них интеллектуальной, познавательной, информационной компетентности. Я поставила задачу: все исследования учеников должны были показать, что «А.С.Пушкин - явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа…»

Цикл уроков: «По страницам великой жизни» (5 уроков), «Художественный мир А.С.Пушкина» (8 уроков). Класс был поделен на группы (13 групп), соответственно и 13 проектов. Вот некоторые из них:

  • «В начале жизни школу помню я»
  • А.С.Пушкин и декабристы
  • «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»
  • Адресаты пушкинской лирики
  • «И неподкупный голос мой был эхо русского народа»
  • Поэзия А.С. Пушкина – «союз волшебных звуков, чувств и дум»
  • «Ужасный век, ужасные сердца» (по маленьким трагедиям)
  • Петербург в поэзии А.С. Пушкина
  • Петр I в поэзии А.С. Пушкина («Полтава», «Медный всадник», «Моя родословная»)
  • Народ и власть в драме «Борис Годунов»

Один из проектов («А.С.Пушкин и общество «Арзамас») в 2010 году был представлен к защите на международной научно-практической конференции «От школьного проекта — к профессиональной карьере» и удостоен диплома.

Основная мысль, которая прозвучала в проектах: А.С.Пушкин не имеет двух биографий – биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в одно целое. Факты жизни становились у А.С.Пушкина фактами творчества. В свою очередь поэзия определила его судьбу. В основе исследований были не только книги М. Басиной, С. Гейченко, Ю. Тынянова, но и труды Ю.Лотмана, Б.Модзалевского, Н. Скатова.

Хочу поделиться и опытом поисковой и исследовательской работы текущего учебного года. С группой учеников 10 класса мы решили принять участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Ломоносовские чтения – 2011». Я, литератор, взялась за тему очень широкую, объемную, новую для меня.

Конкурс связан с тем, что в ноябре 2011 года отмечалось 300-летие со дня рождения великого ученого. Решила, что, узнавая жизнь М.В.Ломоносова, ученики и я можем открыть много интересного для себя, ведь этот ученый – удивительное явление. «Ломоносовские чтения» рассчитаны на год, в них 8 конкурсов. Мы прочитали большое количество книг о Ломоносове, его стихи, оды, особенно изучали его открытия в области физики, химии, астрономии. Первый конкурс - представление команды. Мы постарались написать свои стихи, девиз, определили цели и задачи, представили свою школу.

Второй конкурс – викторина по биографии М.В.Ломоносова. Это уже большое исследование. Наша команда «Будущее России – волжские полимеры» представила 10 вопросов, и в то же время мы должны были ответить на такое же количество вопросов команды соперников. Вот некоторые вопросы, на которые мы отвечали:

  • В каком произведении М.В.Ломоносов излагает свое понимание богословия и науки? В чем видит суть этих взаимоотношений?
  • Какое отношение было у М.В.Ломоносова к букве «Э» и почему?
  • Почему университет имени М.В.Ломоносова был открыт в Москве? Назовите 5 пунктов, обосновывающих это преимущество Москвы, с точки зрения М.В.Ломоносова?
  • Что изложил М.В.Ломоносов в произведении «Предисловие о пользе книг церковных»?
  • Назвать оду М.В.Ломоносова, впервые опубликованную, чему она посвящена?

За свои вопросы и ответы на вопросы другой команды мы получили 60,4 балла и заняли во Всероссийском конкурсе этого этапа III место.

Третий конкурс – краеведческое исследование «Именем Ломоносова названы...». Условия исследования жесткие: все должно подтверждаться документами. В Балакове есть улица Ломоносова. Чтобы написать исследование, мы проделали очень большую работу: нашли в архивах постановление о присвоении этого имени улице, беседовали с жителями, нашли некоторые документы в музее, даже обнаружили в местной епархии копии чертежей Ф.О.Шехтеля (по ним строился Троицкий храм), фотографии 1914 года о строительстве храма, прочитали книги- исследования местных краеведов. Помогали нам и профессор архитектуры, и архитекторы города, игумен Амвросий, искусствоведы, чиновники города.

Исследование помогло нам прочитать удивительную страницу из жизни города. Оказывается, в Балакове не раз бывал и сам Ф.О.Шехтель, и композитор Цезарь Кюи, именно благодаря ему колокола храма серебряно зазвучали. Согласно архивным материалам из музея Щусева в Москве, а мы нашли их копии, мозаики храма выполнены по рисункам Н.Рериха.

В дальнейшем мы должны исследовать, как закон сохранения массы вещества нашел отражение в химии, физике, биологии, географии; научиться получать цветное стекло…

Конечно, чтобы ученики выполнили такое серьезное исследование, я их к этому вела не один год. Все члены команды работали не только над школьными лингвистическими и литературоведческими проектами, но и региональными, и Всероссийскими: «Балаково на карте области», «Вкус слова»(диплом II степени), «Святые заступники Руси»(работа, как лучшая в региональном конкурсе, была представлена в Москве). Проекты ребят «Энциклопедия одного слова» и «Что в имени тебе моем?» были представлены на Фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио» издательского дома «Первое сентября».

Формирование исследовательских навыков – задача нелегкая, поэтому стараюсь использовать в системе все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, решение вопросов от простого к сложному.

Воспитывать стремление к знаниям, исследованию нужно на каждом уроке.

Практикую такие уроки:

  • уроки - лекции (обязательные индивидуальные задания, данные заранее);
  • уроки-семинары, которые дают возможность для обобщения и углубления знаний по теме;
  • уроки – практикумы, позволяющие углубить исследовательскую работу с текстом;
  • уроки – беседы, когда учитель задает вопросы проблемного характера, не предполагающие односложного ответа;
  • уроки – зачеты

Очень важна работа с анализом текста, когда ученики учатся добывать информацию, осмысливать ее. Для развития исследовательских навыков наиболее часто использую сравнительный метод. Так, в этому году мои ученики писали следующие работы: «Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и Ф.И.Тютчева «Я встретил вас», «Базаров и Павел Кирсанов», «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина и народная сказка».

Использую работу в группах, когда школьники делятся своими наблюдениями исследовательского характера. В настоящее время мы изучаем сатирическое творчество М.Е. Салтыкова – Щедрина. Известно, что это особо сложный писатель. Читательские предубеждения относительно М.Е. Салтыкова – Щедрина широко распространены, да и сам писатель высказывал сомнения об общедоступности своего творчества. Заранее обратила ребят к словарям, и мы составили специальный словарик: « Сатира, гротеск, ирония, сарказм, эзопов языка, архивариус, анахронизм…». Уже к первому уроку готовили небольшие исследования: « Почему труден путь писателя-сатирика», «Фантастическое и реальное в сказке «Премудрый пескарь», «Однотипные герои сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина».

Необыкновенно сложны уроки (а их всего 3) по роману «История одного города». Нужна предварительная скрупулёзная работа с текстом романа, тем более что это чтение не развлечение, а тяжелый духовный труд. Вот вопросы, данные заранее, на которые можно ответить только с опорой на текст:

  • Сформулируйте главную проблему «Истории одного города» и подтвердите это конкретными примерами из текста произведения.
  • Расскажите, привлекая собственные наблюдения о смешении времен, сатирическом гротеске, сатирической фантастике, сатирическом пародировании как основных художественных средствах, которыми пользуется автор романа.
  • Обрисуйте «административный бред» Угрюм-Бурчеева о городе Непреклонске. Имел ли место аналог этого «бреда» в реалиях XX века.
  • Познакомьтесь с трактовкой финала «Истории одного города», данной в учебнике. Подумайте, не оставляет ли автор свободу читателю по - разному трактовать этот финал.

В заключение хочу сказать, что использование исследовательской и поисковой работы ориентирует современных школьников не только на простое усвоение знаний, но и развитие познавательной активности и творческого потенциала. Я ничего не писала о взаимодействии литературы и других видов искусства. Хочу только сказать, что у меня есть неплохая видеотека, поэтому можем сравнивать героев Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, И.С.Тургенева с их сценическим воплощением, а стенд «Сегодня на уроке» с иллюстрациями художников обновляю постоянно, есть и фонохрестоматии.

Хочу надеяться, что мои размышления по данному вопросу найдут единомышленников, с которыми можно будет пообщаться в системе онлайн.