Цели урока:
1. Образовательные:
- научить ребят правильно писать письма, знать их разновидности;
- возродить российские традиции эпистолярного жанра;
- познакомить с историей письма;
- научить школьников видеть и понимать ценности родного языка.
2. Развивающая: развитие речи учащихся.
3. Воспитательная: воспитание нравственности, чувства патриотизма
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютерная презентация урока;
- карточки для групп с разными видами писем;
- копия письма Ф.Д. Хоркина ветерана Великой Отечественной войны;
- толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент. (Приложение. Слайд 1)
Учитель: Дорогие ребята, тема нашего занятия “Маленькое чудо-письмо». Сегодня мы будем работать под девизом: «Культура письма – это культура человека». (Слайд 2)
Цели урока – узнать историю письма, познакомиться с разновидностями писем, а при написании учитывать все цели, научиться писать содержательные и интересные послания.
II. Словарная работа. (Слайд 3)
Учитель: Давайте обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и выясним лексическое значение слова «письмо». (Работа со словарями).
Обобщение ответов.
Согласно этому словарю у слова «письмо» несколько значений:
- Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
- Умение писать, учиться искусству письма.
- Система графических знаков для передачи речи.
(Слайд 4) Учитель: С написанием писем связаны следующие слова. Давайте, запишем эти слова и узнаем их значения.
III. Знакомство с историей письма.
Всегда ли существовало письмо? Давайте познакомимся с историей писем. Самое первое письмо было рисованным. Все события письма передавались в рисунках. Обратимся к слайду 5.
Рисунок рассказывает: «Знайте, я отправился на лодке и заночую на острове с двумя хижинами. Я охочусь за морскими львами». Постепенно рисунки превращались в значки, обозначающие какое-нибудь слово. Такие значки назывались иероглифами. Из иероглифов произошла слоговая азбука: каждый знак – это целый слог. А финикийцы придумали буквы, где каждая буква один звук. Но они записывали только согласные. Позднее греки, познакомившись с письмом финикийцев, добавили новые буквы для обозначения гласных звуков. В IX веке в Византии жили два брата Кирилл и Мефодий, которые мечтали создать азбуку для славян. Взяв за основу греческие буквы, они создали славянскую азбуку. (Слайд 6) Первые книги были рукописные. В 1564 году Иван Федоров напечатал первую русскую азбуку.
IV. Аналитическая работа. (Слайд 7)
Учитель: На слайде текст письма. Прочитайте его. Обратите внимание на части, из которых состоит письмо.
Обобщение ответов. (Слайд 8) Каждое письмо состоит из следующих частей...
V. Просмотр инсценирования литературных писем А. Пушкина «Письмо Татьяны» и Ф. Тютчева «Она сидела на полу...»
Учитель: У каждого человека есть в жизни очень дорогие для него письма. Это могут быть письма от любимых. И если это прекрасное чувство закреплено словами в письме, чувство любви становится предметным, а письмо – необычайно дорогим, как и чувство человеческой любви.
(Девушка, сидя за столом, водит пером по листу бумаги – «пишет» письмо, произнося вслух.) Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле,
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать только об одном…
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!...Нет, никому на свете
Не отдала бы сердце я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
Учитель: А когда мы читаем Ф.Тютчева, то перед нами развертывается драма:
Она сидела на полу
И груду писем разбирала –
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала –
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела –
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...
VI. Знакомство с видами писем. (Слайд 9)
Учитель: Ребята, вы уже отметили, что письма о любви – это личные письма. А какие еще вы знаете виды писем? ( Ответы учащихся) Давайте обратимся к слайду.
VII. Групповая работа.
У каждой группы разные виды писем. Задание: прочитать и ответить на вопросы:
- Кому адресовано?
- Соблюдена ли структура?
- Передать содержание письма?
- Определить вид письма?
VIII. Обращение к письмам военных лет. (Слайд 10)
Учитель: А знаете ли вы, ребята, что было особое время. Когда писем ждали, некоторые письма боялись читать. Эти письма особые. Это – письма фронтовые. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником. Вот так…В таких письмах описано множество фронтовых событий, имена людей, с которыми сводила война... И звучит в них живой голос очевидца и участника событий, голос человека, своей героической гибелью заслужившего полное доверие тех, кто прочтет эти мужественные строки. Они глубоко трогают неиссякаемым оптимизмом, верой в душевные силы народа, в неизбежную победу в правой войне. (Слайд 11) Вот у меня в руках копия письма нашего земляка краснослободчанина Фавия Дмитриевича Хоркина, которое хранится в городском краеведческом музее. Послушайте его ребята. (Чтение письма.)
Интересно ли было его слушать? (Ответы учащихся.) Да, интересно. Интересно потому, что письма – это свидетели истории, глубоких чувств и переживаний. Как в этом письме солдат ясно и просто выразил свои мысли. Письмо написано так, что, слушая его, представляешь фронтовые дороги, видится за строками солдатская семья, родимый дом. И таким глубоким чувством ответственности защитника Родины и его любви к родному краю, семье проникнуто каждое письмо домой.
В нашем школьном музее хранятся и другие виды писем: благодарственные за добросовестный труд педагогов, активную работу учащихся школы, письма-отзывы о работе школы и, конечно же, поздравительные от выпускников и их родителей.
Сегодня ваше домашнее задание: написать письмо одному из адресатов: своей семье, другу, президенту, ветерану, рассказав в нем о своем родном крае, людях, интересных событиях.
Заключение слово учителя.
- Письма. Их всегда ждешь. А получив, отвечаешь. И пишешь так, чтобы, читая его вслух, вашему адресату не было стыдно за его слог. Поэтому тщательно подбирайте слова. XXI век. Телеграф, телефон, электронная почта... И как хочется, заглядывая ежедневно в почтовый ящик, увидеть маленькое чудо – письмо. И вот свершилось: ты дождался его, читаешь и содержание объемлет тебя. Ты рядом с писавшим. И вот уже ты садишься за письменный стол, рука тянется к перу, перо – к бумаге, и рождается оно ... маленькое бумажное говорящее чудо-письмо.