Интегрированный урок по курсам "Литературное чтение" и "Изобразительное искусство" в 3-м классе на тему "Улыбкою ясною природа сквозь сон встречает утро года"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Воспитать любовь к родному краю.
  2. Познакомить с творчеством русского художника И.Левитана. Формировать способность анализировать произведения изобразительного искусства.
  3. Развитие коммуникативных навыков, умения использовать различные средства речевой выразительности. Обогащение словарного запаса.
  4. Развитие умения сопоставлять живописные и литературные произведения.
  5. Развивать творческие способности (курс «Изобразительное искусство»).
  6. Повторить тему «Высказывания» (курс «Математика»)

Оборудование: репродукции картин И.Левитана («Март», «Владимирка», «Весна. Большая вода», «Осенний день в Сокольниках»), раздаточный материал для выполнения творческой работы (пастель, бумага, влажные салфетки), проектор и компьютер (презентация к уроку).

Ход урока

Учитель. Посмотрите за окно. Какое чудесное утро! Весна вступила в свои права. Лучезарное солнце ласкает землю, деревья, лица прохожих. От этого у всех людей приподнятое настроение. Так и хочется воспеть гимн возрождающейся от долгого зимнего сна природе. Как тут не вспомнить слова А. Пушкина: «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года». В такое время хочется творить! И сегодня у нас необычный урок, урок творческий. Мы будем говорить о русской живописи и литературе, будем делать иллюстрации к поэтическим произведениям.

Проверка домашнего задания.

Учитель. На прошлом уроке чтения вам было задано прочитать «Сказку о Грустном художнике» (Ветрова Г.Е.) Кто является главным героем этой сказки?

Дети. Грустный художник – Исаак Ильич Левитан

Учитель. Действительно, мы познакомились с замечательным живописцем, создавшим около тысячи полотен, которыми до сих пор восхищаются люди. Не так давно мы отмечали 150-летие со дня его рождения. Наш урок хочу посвятить этому замечательному живописцу.

Инсценировка

(Отрывок из «Сказки о Грустном художнике» Автор: Ветрова Г.Е.)

Ученик. «Жил – был Грустный художник. А грустен он был потому, что уж очень невесёлая была у него жизнь. Он мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго! Сначала надо научиться рисовать, потом писать красками, а потом ещё суметь делать это так, как до тебя никто не умел. Понятно, что на всё надо много времени.

Ученик. У Грустного художника не было ни денег, ни родных, которые могли бы ему помочь Он часто бывал голоден, ходил в старой одежде и в башмаках с оторвавшейся подошвой, а тёплой одежды и вообще не имел. Представьте, как замерзал он в холодные зимние дни…

Ученик. В том доме, где он вырос, у него не было своего уголка, поэтому студентом он часто оставался ночевать в своём училище. Устраивался под лавкой и старался забиться подальше, чтобы его не заметил и не выгнал злой сторож, которого боялись все и звали «Нечистая сила», как какого-нибудь лешего или домового.

Ученик. Да, трудно пришлось Грустному художнику, но всё же он стал настоящим мастером. Все, кто видел его картины, признавали, что ещё никто не умел изображать природу так, как он».

 Биография художника

Ученик. Левитан родился в семье служащего. Потеряв в детстве отца и мать, он вынужден был сам добывать себе средства к существованию. Двенадцати лет он поступил в Московское училище живописи. Исаак Левитан много трудился и вскоре стал привлекать внимание всей школы своими работами. Его учителя А. Саврасов, В. Поленов помогали ему расти с каждым годом. Уже в ранних работах появилось свойственное Левитану поэтическое восприятие природы. В 1879 году он написал картину «Осенний день в Сокольниках». Эта картина была предназначена на выставку, и её приобрёл П. Третьяков для своей галереи. А было художнику тогда только 19 лет. С этих пор художник входит в русскую живопись как мастер «пейзажа настроения».

Учитель: Что вы знаете о Павле Михайловиче Третьякове?

Дети. Он был предпринимателем, коллекционером, меценатом.

Учитель. Верно, Павел Михайлович покупал картины молодых, талантливых художников, пытаясь таким образом поддержать их материально. Но случай с Левитаном был особенным: картина произвела на коллекционера очень сильное впечатление, он решил непременно поместить её в свою экспозицию. А вам понравилось это полотно? Чем? (Выслушиваю ответы детей) Картины этого художника требуют медленного рассматривания. Они скромны и точны. Русская природа была единственной темой всех произведений Левитана. С какой любовью он писал родные овражки, перелески, полянки!

Левитан любил стихи русского поэта Е. Баратынского. И про него самого можно сказать словами поэта:

С природой одною он жизнью дышал,
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье.

Этот художник был мастером пленэрной живописи. Что такое «пл. живопись»?

Дети. Живопись, выполненная на природе.

Учитель. Общение с природой сделало художника очень чутким к малейшим изменениям в цветовом состоянии окружающего мира. Левитан смог передать нам свои чувства.

Левитану везло на хороших людей. Его буквально опекал прекрасный художник пейзажист Василий Поленов. Меценат Савва Мамонтов привлек его к созданию декораций для своей частной оперы. («Русалка», «Снегурочка»)

Эта деятельность позволила Левитану накопить денег и отправиться в путешествие. Вы знаете из предыдущих уроков, что художники много странствовали. Эти путешествия давали ему много ценной информации и большое количество эмоций, необходимых для творчества. Его восхищала красота и образность русской природы.

Мы начали урок с того, что вспомнили содержание «Сказки о грустном художнике». О некоторых работах И. Левитана идёт разговор в «Сказке..» Может быть кто-нибудь знает, как они называются? Можно ли назвать эти полотна грустными? Найдите описание этих картин в тексте.

Дети. Перая работа называется «Владимирка». Художник изобразил дорогу, по ней когда-то отправлялись на каторгу заключённые. Арестантов на картине нет, а их тоскливые мысли и песни остались.

Дети. Вторая картина, о которой говорится, называется «Весна. Большая вода»

Учитель. Что означает это выражение?

Дети. Выражение большая вода означает половодье, широкий разлив. Художнику захотелось показать, как прекрасен зябкий весенний день.

Учитель. Левитан очень редко писал людей. Вот и на этих полотнах мы видим только природу. Почему Левитан никого не нарисовал?

Дети. На этих полотнах главный персонаж – русская природа, способная сопереживать и восхищать. Только на картине «Осенний день» мы видим даму, идущую по аллее парка.

Учитель. За несколько дней до выставки картину увидел товарищ Левитана по училищу Николай Чехов. Он решил, что картина только выиграет, если на ней появится женская фигура. И женщина появилась. Написал её Н. Чехов. Выиграла ли от этого работа Левитана? (Дети высказывают своё мнение по этому вопросу.)

Учитель. Левитан был дружен с семьёй Чеховых. С лёгкой руки Антона Чехова в русский язык навсегда вошёл термин «левитановская природа». Исаака Левитана многие современники считали художником печального пейзажа. Предлагаю вам в конце урока представить своё мнение по этому вопросу.

Вернёмся к нашей сказке. Каким предстаёт Левитан в начале истории?

Дети. Левитан предстает грустным художником.

Учитель. Почему? Какое объяснение даёт автор нашей сказки? Прочтите.

Дети: «Солнце казалось ему чересчур ярким, не в меру резким, назойливым. Оно мешало ему наслаждаться природой…»

Учитель. Кто помог художнику измениться? Кто научил его смеяться?

Дети. Волшебные Лучики.

Учитель. Как называется приём речевой выразительности, которым пользуется автор «Сказки…»?

Дети. Автор использует олицетворение.

Учитель. Подтвердите словами из сказки.

Дети: «Но весёлые Лучики решили, что не оставят Грустного художника в покое. Они всё время старались попасться ему на глаза, прыгнуть на кончик кисти….»

Учитель. Как Лучики рассмешили художника Левитана? Что с ним произошло?

Дети. Лучики хотели застигнуть художника врасплох, развеселить и рассмешить его. Как-то весной Левитан ехал в санях по просёлочной дороге и вдруг... (Далее учащиеся пересказывают ту часть текста, в которой рассказывается об этом.)

Учитель. Какая картина предстала перед художником, когда он открыл глаза?

Дети: «В голубом небе тоненькие веточки берёз переливаются разноцветными цветами. Их белые стволы словно светятся, а за ними тёмная зелень сосен. Высоко на берёзе тёмный скворечник – ждёт не дождётся своих жильцов. Снег на крыше подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени на снегу голубые – голубые! И всё вокруг залито солнцем!..»

Учитель. Да, Лучикам удалось развеселить художника, а у него возникло желание запечатлеть на полотне эту сказочную красоту. Вот такое полотно возникло под кистью мастера. Как бы вы назвали эту картину?

Дети. Можно назвать это полотно «Март».

Учитель. Почему? Что мы видим на этом полотне?

Дети. На ней изображено начало весны, когда снег ещё не стаял. Еще не набухли почки. Пока нет в скворечнике жильцов. (Дети говорят об весенних изменениях в природе)

Учитель. Что вы можете сказать о колорите картины? Какие краски помогают художнику показать приближение весны? (Дети называют цвета, которыми пользовался автор картины)

Дети. Хотя и на картине присутствуют холодные цвета, вся она как- бы пронизана тёплыми тонами. Художник использует широкий мазок, это позволяет переключить внимание на эмоциональное состояние.

Учитель. Кто, по-вашему, является главным героем картины?

Дети. Солнечный свет-главный герой сказки. При помощи цвета и света художник передаёт своё настроение.

Учитель. Какое же настроение вызывает у вас это полотно?

Дети. Оно создает радостное настроение.

Учитель. Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?

Дети. Покататься на лошади, …

Учитель. Вы смогли бы побегать по дорожкам, поразмять свои мышцы. Пока мы еще не отправились в лес, предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка

Интеграция с математикой. (Повторение темы «Высказывания», которую дети изучали по математике во втором классе)

Задание: определи вид высказывания.

Если считаешь, что высказывание верно («+»), тогда выполни «наклон вперёд» и «хлопок в ладоши», а если считаешь, что высказывание неверно («-«), тогда выполни только «наклон вперёд».

  1. Живопись-вид искусства, произведения которого создаются с помощью красок. «+»
  2. Набросок – произведение небольших размеров, бегло исполненное художником с целью фиксации отдельных наблюдений. «+»
  3. Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению лица человека. «- »
  4. Колорит – это соотношение красок по тону и цвету. «+»
  5. Левитан написал много красочных и ярких полотен, на которых он изображал народные праздники и яркие гулянья. «- »
  6. Левитан любил писать портрет? «Это предложение не является высказыванием»
  7. Иллюстрация – область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературного произведения, наглядное изображение, рисунок в тексте книги. «+»
  8. Исаак Левитан написал картину «Февральская лазурь». «- »

Учитель. А кто же написал картину «Февральская лазурь»?

Дети. Игорь Грабарь является автором этого полотна.

Учитель. Верно. Но Игорь Грабарь был не только художником, он был еще и известным критиком. Анализируя творчество русских пейзажистов Игорь Грабарь сказал о Левитане: «Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделён наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьём русских мотивов в пейзаже». Согласны ли вы с высказыванием этого художника?

Дети. Да, согласны. Какие-то полотна этого живописца вызывают грусть, а какие-то заставляют радоваться. Когда смотришь на полотна Левитана, всегда восхищаешься мастерством автора, в душе пробуждается лирическое настроение и хочется читать стихи.

Поэтическая страничка

Один из уроков был посвящён изображению весны в русской поэзии. Вы учили произведения

С. Есенина, А. Пушкина, А. Плещеева, Е.Баратынского, С. Маршака, М. Пляцковского, Ф.Тютчева и др.

Учитель. Как вы считаете, какое из этих стихотворений наиболее подходит к картине Левитана «Март»?

Дети. Это произведения Е.Баратынского и Ф.Тютчева. (Учащиеся читают наизусть стихотворения этих авторов) В этих произведениях описывается начало весны, а все остальные произведения рассказывают об апрельских и майских изменениях в природе.

Учитель. Я предлагаю вам выполнить иллюстрацию к понравившемуся поэтическому произведению.

Дети приступают к выполнению иллюстраций

Выставка работ учащихся

Итог урока

Учитель. Работы выполнены прекрасно. В заключение урока хочу предложить вам прочитать слова, которые когда-то написал о весне друг И.Левитана - А.Чехов.

Дети: «С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжёлой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа. Земля холодна, грязь со снегом хлюпают под ногами, но как кругом весело, ласково, приветливо!»

Учитель. Согласны ли вы с мнением А.П.Чехова? Что бы вы хотели пожелать друг другу в конце урока?

Дети. Мы хотели бы, чтобы у всех людей в эти дни было прекрасное весеннее настроение!

Весна - ожидание пробуждения природы от зимнего сна, ожидание чуда! Желаем всем встретиться с этим чудом в весеннем лесу, на тропинках парка или…в галерее, рассматривая полотна замечательного художника И.Левитана.

Литература:

  1. Ветрова Г.Е. «Сказка о грустном художнике» из сборника «Сказки о художниках» (Изд.: «Белый город», Москва, 2007)
  2. Поэтические произведения о весне Е.Баратынского, Ф.Тютчева.