Цель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романса
Задачи урока:
- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
- воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;
- формирование вокально-хоровых умений.
Предметные компетенции:
- дать представление о романсе (жанр вокальной музыки);
- узнать, что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга;
- узнать, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов;
- узнать об основной идее русского искусства (музыкального, изобразительного, поэтического);
- познакомиться с романсовым творчеством Михаила Ивановича Глинки;
- учиться слушать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок»;
- развивать вокально-хоровую грамотность.
Информационная компетенция:
- находить ключевые знания в текстовом материале;
- научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами (живопись – И. Левитан, И. Грабарь, поэзия – Н. Кукольник);
- уметь оформлять краткие записи материала урока.
Социальная компетенция:
- воспитывать в себе толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания: «Дневник музыкальных наблюдений», С. 9);
- развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке.
Коммуникативная компетенция:
- воспитывать культуру речи через чтение и воспроизведение искусствоведческого текста [1; 53];
- формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» – описание содержание романса [1; 53];
- развивать культуру диалогической и монологической речи в процессе изучения учебного материала.
Личностная компетенция:
- находить возможность для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время [5; 5];
- направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях, приобретение записей классической музыки для домашней фонотеки, посещение концертов, обучение игре на музыкальных инструментах, чтение литературы по искусству).
УМК: «Музыка. 5 класс»: по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак:
- Науменко, Т.И., Музыка. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.- 190.
- Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 5 кл. Фонохрестоматия. – М.: Дрофа, 2009, 2CD.
- Науменко Т.И., Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2010.
- Т.Н. Науменко, В.В. Алеев Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. – М.: Дрофа.
Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Источники:
- Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.- 6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.- С. 53
- В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 5 (55).-М.: 2008.- С.71
- Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов.- М.: Чистые пруды (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12)).- 2007.- С.8
- О. Локтева Дизайн интерьера через призму искусства XX века // Искусство № 14 (446), 15-31 июля 2010. Учебно – методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО. Издательский Дом «Первое Сентября».- М. 2010.- С.4
- Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова Тайм – менеджмент для детей, или Как научить школьников организовать своё время.- М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2011.- 40 с.
- Соловейчик С.Л. Педагогика для всех.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000.-С.385
- Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении: Учебное пособие. Омск: БОУ «РИАЦ».-2009.-С. 4; 5
Домашняя библиотека учителя: чтение к уроку музыки
- Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX в. и началоXX века.- 2-е изд.- Л.: Музыка, 1979.- С. 65 [Приложение 4]
- Вехи творческой биографии // Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе / Под Ред. Л.А. Рапацкой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- С. 51 [Приложение 1] [Приложение 2]
- Романс о романсе // Надолинская Т.В. На уроках музыки о литературе и искусстве / Т.В. Надолинская.-М.: Гуманиттар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.- С.30
- Русские художники: Энциклопедический словарь.- СПб: Азбука.-1998.-1С. 183; С.348
- Слово о музыке: Рус. Композиторы XIX в.: Хрестоматия: Кн.для учащихся ст. классов / Сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева.-2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1990.-С.41 [Приложение 3]
- Смирнова Э. Русская музыкальная литература: Для VI-VII Кл. ДМШ: Учебник.-М.: Музыка.-2000.-С.31 [Приложение 5]
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд: Оценочный лист обучающегося на уроке:
- «Лучший собеседник»
- «Лучший слушатель»
- «Лучший исследователь»
- «Лучший исполнитель»
Запись в тетради:
Тема урока: Романса трепетные звуки
Цель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романса
II. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения знаний об искусстве
Учитель: Вдохновенно и грациозно, ритмически разнообразно звучат испанские песни. Наибольшей популярностью в Испании в средние века пользовался напев, исполнявшийся под аккомпанемент гитары, арфы, клавесина. Когда появились такие песни, народный язык Испании называли романским, отсюда и произошло название «РОМАНС». [10]
Запись в тетради:
Слайд: Испания, романский язык, романс
Учитель: Какие музыкальные образы воплотил романс? (поиск ответа, чтение и воспроизведение текста, страница 69 учебника по музыке)
Ученик: В романсе выражают себя и счастье, и одиночество; в нём звучит и народная речь, и сказочные повествования.
Ученик: Романс уносит нас в страну фантастического Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею изящных античных образов.
Учитель: Обратим внимание на сноску, данную в учебнике, «античный» – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян.
Учитель: Что общего между песней и романсом?
Ученик: Романс и песня относится к жанру вокальной музыки.
Учитель: Действительно, романсы складывались из разных куплетов, которые повторялись с неизменным припевом. Романс очень похож на песню. Чем же романс отличается от песни? (Найти «музыкальный» ответ нам поможет учебник)
Ученик: Романс – это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без сопровождения.
Учитель: Верно, но главное различие в том, что в романсе текст тесно связан с музыкой, которая отражает не только его характер, но и отдельные поэтические события. Примером отражения поэтических впечатлений могут служить названия романсов. На странице 69 нашего учебника представлены партитуры романсов русских композиторов: «Жаворонок», «То было раннею весной», «Сирень».
Учитель: Какие темы чаще всего привлекали композиторов при создании романсов? (поиск ответа, чтение и воспроизведение текста учебника «музыка», страница 70)
Ученик: В романсе отражаются личные интересы человека с его радостями страданиями, его внутренним миром, полным разнообразных чувств.
Ученик: Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения.
Ученик: В романсе зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав.
Учитель: В России романс был популярен в XIX веке. Перечисленные вами образы звучали в романсах русских композиторов Михаила Ивановича Глинки, Николая Андреевича Римского – Корсакова, Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова.
Учитель: Как вы думаете, почему авторы учебника по музыке приглашают нас понаблюдать, сопоставить, сравнить разные состояния природы, представленные на иллюстрациях страниц 70, 71, 72: Исаак Левитан «Цветущие яблони» и «Весна. Большая вода» Приложение 7, Игорь Грабарь «Февральская лазурь») Приложение 8.
И. Левитан «Цветущие яблони»
И. Левитан «Весна»
И. Грабарь «Февральская лазурь»
Ученик: На иллюстрациях изображены русские просторы, картины природы, времена года.
Ученик: (самостоятельный ответ)
Ученик: Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском искусстве (поиск ответа, чтение и воспроизведение текста учебника «музыка», страница 71).
Запись в тетради:
Слайд: Внимание и любовь к окружающему миру – главная идея русского искусства
Учитель: Михаил Иванович Глинка (Приложение 1) писал романсы на протяжении всей своей жизни. Лирические романсы композитора – это исповедь его души. Приложение 2 Один из них – романс «Жаворонок» из вокального цикла «Прощание с Петербургом». Название «Прощание с Петербургом» вокальный цикл получил в связи с предполагавшимся отъездом Глинки за границу. Прощаясь с родиной, путешественник как будто вызывает в памяти любимые картины родной природы, воспоминания счастливого детства. (Приложение 3)
Запись в тетради:
М.И. Глинка, романс «Жаворонок»
Иллюстрация
Чтение текста стихотворения
(страница 74 учебника)
Между небом и землей
Песня раздается,
Неисходною струей
Громче, громче льется.
Не видать певца полей!
Где поет так громко
Над подружкою своей
Жаворонок звонкий.
Ветер песенку несет,
А кому — не знает.
Та, к кому она, поймет.
От кого — узнает.
Лейся ж, песенка моя,
Песнь надежды сладкой...
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой.
Учитель: Послушайте романс Михаила Глинки «Жаворонок». Сколько в нём проникновенной сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты! Приложение 4
Слушание музыки:
СD, № 15
Учитель: Какое настроение передал Глинка в романсе? Приложение 5
Ученик: (самостоятельный ответ)
Ученик: Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков… всё как будто создаёт радостное и приподнятое, неповторимое ощущение наступающей весны.
Ученик: …звонкие трели жаворонка, парящего высоко в небе.
Ученик: Но всё же задумайтесь: нет ли в этой радости лёгкого оттенка печали – может быть, оттого, что ещё обнажены земля и деревья, что порой налетает холодный ветер. А может быть, возникающего из-за чего-то, что трудно объяснить словами. Не это ли состояние мечтательной грусти передал Глинка в своей мелодии?
(Поэтический образ помогает составить учебник, страница 75)
Запись в тетради:
Слайд:
приподнятое настроение
мечтательная грусть
Второе слушание музыки:
СD, № 15
III. Вывод:
Ученики определяют свой вывод урока.
Среди них: «Романс – поэтический жанр.
В романсе отражён огромный мир музыкальных образов.
В романсе звучат разные чувства.
В романсе есть внимание и любовь к окружающему миру.
В романсе есть сердечность, нежная грусть, задушевная теплота.
и, конечно, «лучший исследователь», «лучший слушатель» обратит внимание на эпиграф к уроку, на поэтическое слова Александра Фета:
«Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей».
Запись в тетради:
Слайд:
«Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей».
А. Фет
IV. Домашнее задание
Дневник музыкальных наблюдений (С.9)
- Выступить в роли журналиста и взять интервью у одноклассников, родных: «Как ты считаешь, можно ли превратить в романс любое стихотворение? Если нет, то почему?» Ответ оформить письменно в Дневнике Музыкальных наблюдений.
- Самостоятельно или взять в помощники учебник по литературе…и выполнить следующее задание: «Записать стихотворение, которое бы ты выбрал для своего романса, если бы был композитором».
V. Вокально-хоровая деятельность
Дневник музыкальных наблюдений
С.40 Романс «Жаворонок»
- Исполнение мелодии учителем на инструменте, вокальное исполнение.
- При разучивании «Жаворонка» часто сложным оказывается исполнение фраз широкого дыхания, поэтому не следует слишком затягивать темп.
- Главное, чтобы исполнители передали характер музыки, чувства, настроение:
приподнятое настроение
мечтательная грусть
задушевность человеческого голоса
теплота лирического высказывания. Приложение 6
Итак, на нашем уроке:
Слайд:
- мы узнали: историю рождения романса; в чём состоит сходство и отличие романса и песни; об основной идее русского искусства;
- мы познакомились с творчеством композитора Михаила Глинки, художников Исаака Левитана, Игоря Грабаря;
- мы вместе слушали и учились чувствовать поэтичность русского романса;
- читали поэтические, музыкальные тексты в учебнике;
- учились красиво и правильно петь (романс «Жаворонок»);
- вам предстоит выступить в роли журналиста и выполнить домашнее задание по музыке.
Слайд: Спасибо за творчество на уроке!