Урок музыки в 5-м классе "Романса трепетные звуки"

Разделы: Музыка


Цель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романса

Задачи урока:

  1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  2. воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;
  3. формирование вокально-хоровых умений.

Предметные компетенции:

  • дать представление о романсе (жанр вокальной музыки);
  • узнать, что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга;
  • узнать, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов;
  • узнать об основной идее русского искусства (музыкального, изобразительного, поэтического);
  • познакомиться с романсовым творчеством Михаила Ивановича Глинки;
  • учиться слушать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок»;
  • развивать вокально-хоровую грамотность.

Информационная компетенция:

  • находить ключевые знания в текстовом материале;
  • научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами (живопись – И. Левитан, И. Грабарь, поэзия – Н. Кукольник);
  • уметь оформлять краткие записи материала урока.

Социальная компетенция:

  • воспитывать в себе толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания: «Дневник музыкальных наблюдений», С. 9);
  • развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке.

Коммуникативная компетенция:

  • воспитывать культуру речи через чтение и воспроизведение искусствоведческого текста [1; 53];
  • формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» – описание содержание романса [1; 53];
  • развивать культуру диалогической и монологической речи в процессе изучения учебного материала.

Личностная компетенция:

  • находить возможность для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время [5; 5];
  • направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях, приобретение записей классической музыки для домашней фонотеки, посещение концертов, обучение игре на музыкальных инструментах, чтение литературы по искусству).

УМК: «Музыка. 5 класс»: по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак:

  • Науменко, Т.И., Музыка. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.- 190.
  • Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 5 кл. Фонохрестоматия. – М.: Дрофа, 2009, 2CD.
  • Науменко Т.И., Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2010.
  • Т.Н. Науменко, В.В. Алеев Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. – М.: Дрофа.

Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Источники:

  1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.- 6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.- С. 53
  2. В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 5 (55).-М.: 2008.- С.71
  3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов.- М.: Чистые пруды (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12)).- 2007.- С.8
  4. О. Локтева Дизайн интерьера через призму искусства XX века // Искусство № 14 (446), 15-31 июля 2010. Учебно – методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО. Издательский Дом «Первое Сентября».- М. 2010.- С.4
  5. Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова Тайм – менеджмент для детей, или Как научить школьников организовать своё время.- М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2011.- 40 с.
  6. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000.-С.385
  7. Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении: Учебное пособие. Омск: БОУ «РИАЦ».-2009.-С. 4; 5

Домашняя библиотека учителя: чтение к уроку музыки

  1. Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX в. и началоXX века.- 2-е изд.- Л.: Музыка, 1979.- С. 65 [Приложение 4]
  2. Вехи творческой биографии // Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе / Под Ред. Л.А. Рапацкой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- С. 51 [Приложение 1] [Приложение 2]
  3. Романс о романсе // Надолинская Т.В. На уроках музыки о литературе и искусстве / Т.В. Надолинская.-М.: Гуманиттар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.- С.30
  4. Русские художники: Энциклопедический словарь.- СПб: Азбука.-1998.-1С. 183; С.348
  5. Слово о музыке: Рус. Композиторы XIX в.: Хрестоматия: Кн.для учащихся ст. классов / Сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева.-2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1990.-С.41 [Приложение 3]
  6. Смирнова Э. Русская музыкальная литература: Для VI-VII Кл. ДМШ: Учебник.-М.: Музыка.-2000.-С.31 [Приложение 5]

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд: Оценочный лист обучающегося на уроке:

  • «Лучший собеседник»
  • «Лучший слушатель»
  • «Лучший исследователь»
  • «Лучший исполнитель»

Запись в тетради:

Тема урока: Романса трепетные звуки

Цель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романса

II. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения знаний об искусстве

Учитель: Вдохновенно и грациозно, ритмически разнообразно звучат испанские песни. Наибольшей популярностью в Испании в средние века пользовался напев, исполнявшийся под аккомпанемент гитары, арфы, клавесина. Когда появились такие песни, народный язык Испании называли романским, отсюда и произошло название «РОМАНС». [10]

Запись в тетради:

Слайд: Испания, романский язык, романс

Учитель: Какие музыкальные образы воплотил романс? (поиск ответа, чтение и воспроизведение текста, страница 69 учебника по музыке)

Ученик: В романсе выражают себя и счастье, и одиночество; в нём звучит и народная речь, и сказочные повествования.

Ученик: Романс уносит нас в страну фантастического Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею изящных античных образов.

Учитель: Обратим внимание на сноску, данную в учебнике, «античный»относящийся к истории и культуре древних греков и римлян.

Учитель: Что общего между песней и романсом?

Ученик: Романс и песня относится к жанру вокальной музыки.

Учитель: Действительно, романсы складывались из разных куплетов, которые повторялись с неизменным припевом. Романс очень похож на песню. Чем же романс отличается от песни? (Найти «музыкальный» ответ нам поможет учебник)

Ученик: Романс – это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без сопровождения.

Учитель: Верно, но главное различие в том, что в романсе текст тесно связан с музыкой, которая отражает не только его характер, но и отдельные поэтические события. Примером отражения поэтических впечатлений могут служить названия романсов. На странице 69 нашего учебника представлены партитуры романсов русских композиторов: «Жаворонок», «То было раннею весной», «Сирень».

Учитель: Какие темы чаще всего привлекали композиторов при создании романсов? (поиск ответа, чтение и воспроизведение текста учебника «музыка», страница 70)

Ученик: В романсе отражаются личные интересы человека с его радостями страданиями, его внутренним миром, полным разнообразных чувств.

Ученик: Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения.

Ученик: В романсе зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав.

Учитель: В России романс был популярен в XIX веке. Перечисленные вами образы звучали в романсах русских композиторов Михаила Ивановича Глинки, Николая Андреевича Римского – Корсакова, Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова.

Учитель: Как вы думаете, почему авторы учебника по музыке приглашают нас понаблюдать, сопоставить, сравнить разные состояния природы, представленные на иллюстрациях страниц 70, 71, 72: Исаак Левитан «Цветущие яблони» и «Весна. Большая вода» Приложение 7, Игорь Грабарь «Февральская лазурь») Приложение 8.


И. Левитан «Цветущие яблони»
 


И. Левитан «Весна»
 


И. Грабарь «Февральская лазурь»

Ученик: На иллюстрациях изображены русские просторы, картины природы, времена года.

Ученик: (самостоятельный ответ)

Ученик: Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском искусстве (поиск ответа, чтение и воспроизведение текста учебника «музыка», страница 71).

Запись в тетради:

Слайд: Внимание и любовь к окружающему миру – главная идея русского искусства

Учитель: Михаил Иванович Глинка (Приложение 1) писал романсы на протяжении всей своей жизни. Лирические романсы композитора – это исповедь его души. Приложение 2 Один из них – романс «Жаворонок» из вокального цикла «Прощание с Петербургом». Название «Прощание с Петербургом» вокальный цикл получил в связи с предполагавшимся отъездом Глинки за границу. Прощаясь с родиной, путешественник как будто вызывает в памяти любимые картины родной природы, воспоминания счастливого детства. (Приложение 3)

Запись в тетради:

М.И. Глинка, романс «Жаворонок»

Иллюстрация

Чтение текста стихотворения

(страница 74 учебника)

Между небом и землей
Песня раздается,
Неисходною струей
Громче, громче льется.
Не видать певца полей!
Где поет так громко
Над подружкою своей
Жаворонок звонкий.

Ветер песенку несет,
А кому — не знает.
Та, к кому она, поймет.
От кого — узнает.
Лейся ж, песенка моя,
Песнь надежды сладкой...
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой.

Учитель: Послушайте романс Михаила Глинки «Жаворонок». Сколько в нём проникновенной сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты! Приложение 4

Слушание музыки:

СD, № 15

Учитель: Какое настроение передал Глинка в романсе? Приложение 5

Ученик: (самостоятельный ответ)

Ученик: Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков… всё как будто создаёт радостное и приподнятое, неповторимое ощущение наступающей весны.

Ученик: …звонкие трели жаворонка, парящего высоко в небе.

Ученик: Но всё же задумайтесь: нет ли в этой радости лёгкого оттенка печали – может быть, оттого, что ещё обнажены земля и деревья, что порой налетает холодный ветер. А может быть, возникающего из-за чего-то, что трудно объяснить словами. Не это ли состояние мечтательной грусти передал Глинка в своей мелодии?

(Поэтический образ помогает составить учебник, страница 75)

Запись в тетради:

Слайд:

приподнятое настроение

мечтательная грусть

Второе слушание музыки:

СD, № 15

III. Вывод:

Ученики определяют свой вывод урока.

Среди них: «Романс – поэтический жанр.

В романсе отражён огромный мир музыкальных образов.

В романсе звучат разные чувства.

В романсе есть внимание и любовь к окружающему миру.

В романсе есть сердечность, нежная грусть, задушевная теплота.

и, конечно, «лучший исследователь», «лучший слушатель» обратит внимание на эпиграф к уроку, на поэтическое слова Александра Фета:

«Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей».

Запись в тетради:

Слайд:

«Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей».
А. Фет

IV. Домашнее задание

Дневник музыкальных наблюдений (С.9)

  1. Выступить в роли журналиста и взять интервью у одноклассников, родных: «Как ты считаешь, можно ли превратить в романс любое стихотворение? Если нет, то почему?» Ответ оформить письменно в Дневнике Музыкальных наблюдений.
  2. Самостоятельно или взять в помощники учебник по литературе…и выполнить следующее задание: «Записать стихотворение, которое бы ты выбрал для своего романса, если бы был композитором».

V. Вокально-хоровая деятельность

Дневник музыкальных наблюдений

С.40 Романс «Жаворонок»


  • Исполнение мелодии учителем на инструменте, вокальное исполнение.
  • При разучивании «Жаворонка» часто сложным оказывается исполнение фраз широкого дыхания, поэтому не следует слишком затягивать темп.
  • Главное, чтобы исполнители передали характер музыки, чувства, настроение:
    приподнятое настроение
    мечтательная грусть
    задушевность человеческого голоса
    теплота лирического высказывания. Приложение 6

Итак, на нашем уроке:

Слайд:

  1. мы узнали: историю рождения романса; в чём состоит сходство и отличие романса и песни; об основной идее русского искусства;
  2. мы познакомились с творчеством композитора Михаила Глинки, художников Исаака Левитана, Игоря Грабаря;
  3. мы вместе слушали и учились чувствовать поэтичность русского романса;
  4. читали поэтические, музыкальные тексты в учебнике;
  5. учились красиво и правильно петь (романс «Жаворонок»);
  6. вам предстоит выступить в роли журналиста и выполнить домашнее задание по музыке.

Слайд: Спасибо за творчество на уроке!