Урок на тему "Душа слова". Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • развитие умения устной речи
  • дальнейшее воспитание языковой личности, формирование у школьников отношения к слову как духовной ценности
  • развитие речевых и правописных умений.

Ход урока

1. Организационно-психологический момент.

Создание положительного эмоционального фона.

- Все ли слова темы вам понятны в первом предложении?

- Что же такое душа? (Душа - внутренний мир человека) этимологический словарь переведённый в 1960 году известным советским лингвистом Олегом Николаевичем Трубачёвым.

- Как иначе можно сформулировать тему? Внутренний мир слова.

- Т.е. слово имеет свой внутренний мир, свое содержание, душу. А какой внутренний мир у слова? Как вы думаете? Какая душа у слова?

- Ответить нам на этот вопрос поможет высказывание Пришвина " Душа - это любовь"

- С какими словами ассоциируется у вас слово любовь? (Красота, милосердие, доброта)

- Таким словом душа у слова - красота, доброта, милосердие.

2. Знакомство с диктантом.

- Послушайте внимательно высказывание известного русского писателя Льва Николаевича Толстого и ответьте на вопрос: "В чём преимущество русской азбуки?" (Что всякий звук в ней произносится, как он есть)

- Какое знакомое слово нам встретилось в этом высказывании, о котором мы говорили на уроках лит. Чтения? ( Кириллица. Старославянская азбука или церковно-славянский алфавит, составили его Кирилл и Мефодий - болгарские просветители, знающие славянский язык).

- Как понимаете слово - преимущество? (превосходство, исключительное право на что-нибудь).

- Сколько предложений в этом высказывании?

3. Запись диктанта на листочках.

4. Проверка написанного.

5. Физкультминутка.

Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали (Выпрямиться)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
Раз нагнулись, два прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть.

6. Работа с эпиграфом.

В качестве эпиграфа к нашему уроку я предлагаю ещё одно высказывание Л.Н.Толстого. Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

7. Языковая разминка.

1. Запишите это высказывание в тетрадь.

Слово - дело великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом служить любви, словом служить вражде и ненависти:( Л.Н.Толстой)

- Как понимаете смысл этого высказывания? (словом хорошим можно подбодрить человека, похвалить, а можно вызвать словом ненависть, злобу, обиду)

- Укажите, какие части речи нам встретились.

- Выпишите словосочетание соединить людей.

- Обозначьте главное слово (соединить, поставьте вопрос кого? людей)

- Подчеркните все знакомые орфограммы в предложении.

- Подберите антоним к слову ненависть, синоним к слову ненависть (нелюбовь, вражда, отвращение, злоба)

- Выполните фонетический разбор слова - любовь.

- Разберите слово любовь по составу.

- Подберите однокоренные слова к этому слову и укажите в них корень. (Любимый, любить, любящий)

7. Развитие умений устной научной речи.

Упр.81.

Построить коллективный рассказ по одному вопросу.

- Используя план в учебнике на с.67 подготовьте связный рассказ на тему "Что я знаю о сложном предложении".

1. Сложным называется предложение, состоящее из одной или нескольких грамматических основ. Например, Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит.

2. Части сложного предложения соединяются при помощи интонации и союзов или только при помощи интонации. Например, Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит.

3. Союзы и, а, но соединяют части сложного предложения и однородные члены предложения. Союзы и, а, но могут быть как в простом так и в сложном предложении. Мороз щипал уши и лицо.

Отличие в том, что в сложном предложении запятая ставится перед всеми этими союзами, а в простом предложении с однородными членами предложения только перед а, но и союзом и если он одиночный.

4. На письме части сложного предложения разделяются запятой.

Догорел апрельский светлый вечер, по лугам холодный сумрак лёг.

5. Запятая ставится между частями сложного предложения соединёнными союзами и, а, но, а запятая между однородными членами предложения соединенными одиночным союзом и не ставится. Саша и Маша - мои друзья.

- Кто попробует все сказанное объединить в один рассказ?

(Всё подтверждаем примерами). Замечания в конце.

Упр.40. По шагам. (Два предложения).

8. Итог урока:

- Чему учились? Над чем работали? (Работали над развитием устной учебно-научной речи, учились использовать в речи сложные и простые предложения).

9. Д.З. упр 40 (дид.материал)

- И в конце мне хотелось бы прочитать высказывание Л.Н.Толстого "Что такое язык? Прежде всего - это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли:- Подумайте над этим.