Методическая разработка урока по окружающему миру во 2-м классе "Питание растений"

Разделы: Начальная школа


Форма организации урока:

  • тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения новыми знаниями;
  • целевое назначение: первичное усвоение новых предметных ЗУНов;
  • оценка результативности обучения: правильное воспроизведение природоведческих процессов.

Цели урока:

1. Достижение предметных результатов:

  • знать и правильно употреблять термины и понятия темы;
  • научиться объяснять процесс питания растений; (Питание растений – единый процесс, при ко­тором из воды и углекислого газа на свету в листьях образуется основное питание зеленых растений.)
  • понимать значение света, тепла, воды и воздуха для жизни растения;
  • ставить опыты по изучению процесса питания растений

2. Формирование УУД:

Личностные:

  • определять характер взаимоотношений человека с природой,
  • находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в природе):

Регулятивные:

  • ставить учебную задачу и следовать ей в коллективной самостоятельной деятельности;
  • учитывать совместно-выделенные ориентиры действия в новом учебном материале;
  • учитывать установленные правила в процессе деятельности.

Познавательные:

  • коллективный самостоятельный поиск и извлечение информации из хрестоматии;
  • устанавливать на основе анализа логические связи между блоками извлечённой информации, делать обобщения и выводы.

Коммуникативные:

  • умение договариваться;
  • признание роли лидера и значимости роли каждого члена команды;
  • умение принимать и учитывать иную точку зрения и способ действия, предложенный другим;
  • умение выстраивать отношения в команде.
  1. Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.
  2. Планирование как способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий при решении учебных задач.
  3. Контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
  4. Саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, тормозить ненужные реакции, запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
  5. Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
  6. Самооценка как способность осознать то, что уже усвоено и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Оборудование:

  1. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе – М.: Академкнига/Учебник, 2009
  2. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир: 2 класс: учебник в 2 ч., ч.1; – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  3. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир: 2 класс: хрестоматия – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  4. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир: 2 класс: тетрадь для самостоятельных работ в 2 ч., ч.1 – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  5. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир: 2 класс: методическое пособие – М.: Академкнига/Учебник, 2009.
  6. school-collection.edu.ru. Приложение.
  7. Лупы, тарелочки, салфетки
  8. Бальзамин и опытные образцы.

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение темы и цели урока.

II. Беседа

Урок начинается с беседы, в ходе которой обсуждаются результаты опытов, поставленных на предыдущем уроке.

Учитель вместе с учениками рассматривают бальзамин, черенки которого опущены в подкрашенную воду, и бальзамин, листья которого намазаны вазелином.

В результате длительного опыта, который закладывался при их участии, ученики убеждаются, что вода по трубочкам-сосудам поднимается к листьям и что лист дышит через отверстия на нижней поверхности.

Учитель подчеркивает, что растение, как и человек, дышит и днем и ночью. Как и человек, оно поглощает из воздуха кислород, а выдыхает углекислый газ. В дыхании растений участвуют не только листья, но стебель и корни.

Напомним себе, какие условия необходимы для жизни растений (На доске запись: вода, воздух, свет, тепло.)

III. Организуется коллективное обсуждение текста учебника «Питание растений»

а) чтение, с. 68-69;

б) обсуждение, в процессе которого выясняется, что:

  • питание растений из почвы и воздуха – единый процесс, при котором из воды и углекислого газа на свету в зеленых листьях образуется основное питание растений – сахар и крахмал. Это может сделать только зеленый лист растения. Ни один даже самый искусный повар, ни один самый мудрый ученый не сможет сделать то, что делает самый маленький зеленый листочек. (Учитель может привести такой пример. В чистой газированной воде очень много углекислого газа. Можно поставить ее на окно, освещенное солнцем. Но сколько бы ни стояла на свету бутылка с чистой газированной водой, сладкой она не станет);
  • углекислый газ растение берет из воздуха, который поступает через отверстия внутрь листа;
  • лист «готовит пищу» только на свету (вот почему растения без солнечного света гибнут!);
  • при питании зеленый лист усваивает из воздуха углекислый газ, а выделяет кислород;
  • питание, которое образуется в листьях, нужно не только самому растению, но и всему живому на Земле. Зеленые листья – это кухня, которая кормит весь мир.

IV. ДМ Игра «Корень, стебель, листья»

  • Какая часть растения всасывает воду?
  • Где происходит «приготовление пищи»?
  • По какой части растений поднимается вода?
  • Какая часть растений на зиму не опадает?
  • Какая часть растений крепко держится за почву?
  • Какая часть растений может «шептаться»?
  • Какая часть растений на зиму отмирает?

V. Учащимся предлагается прочитать рассказ из хрестоматии «Как углекислый газ попадает в листья?»

VI. Работа с тетрадью

С помощью задания 37 учитель проверяет, как понимают ученики отличие газообмена, происходящего на свету и в темноте. В результате они должны дать такой ответ: «Растение дышит, поглощая кислород из воздуха и выделяя в воздух углекислый газ, и на свету, и в темноте. Растение берет из воздуха углекислый газ, а выделяет в воздух кислород только на свету».

Задание 38. Дети рассматривают и раскрашивают рисунок листа растения зеленым цветом и отвечают на вопросы: какой процесс изображен на рисунке? Какой газ поглощает лист зеленого растения на свету при питании, а какой выделяет? Подписывают под стрелками названия газов.

VII. Обобщение

Анимация school-collection.edu.ru.

VIII. Д. з.

Хрестоматия, с. 33–38, прочитать, ответить на вопросы, 1 рассказ приготовить для пересказа.