Структура музыкального занятия для детей с патологией зрения

Разделы: Коррекционная педагогика


В настоящее время количество детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии велико и неуклонно растёт. Среди них выявляется огромное количество детей с нарушением зрения.

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных  средств коррекции всё больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Поэтому, отличительной чертой художественных занятий (в данном случае музыкальных) является то, что они решают как образовательные и воспитательные, так и коррекционно-развивающие задачи. Содержание, организация, методика проведения занятий определяется природой и характером нарушений в развитии ребёнка.

Занятие по музыкальному развитию дошкольников должны отвечать определённым требованиям:

– учитывать специфику нарушения в развитии ребёнка;
– иметь коррекционно-развивающую направленность;
– осуществлять дифференцированный подход к детям, учебный материал должен быть различной степени трудности;
– соблюдать преемственность в усвоении материала и формировании умений и навыков;
– активизировать самостоятельные проявления детей в музыкально-творческой деятельности;
– обеспечивать гибкость и вариативность в структуре занятий;
– использовать во время занятий с детьми разные виды помощи взрослого;
– использовать разные виды опор (наглядную, звуковую, словесную, тактильную и т.д.), обеспечивающие успешное овладение навыками в музыкальной деятельности.

Опираясь на эти требования, я разработала структуру музыкального занятия для детей с патологией зрения. Многолетняя практика работы с такими детьми показала эффективность данной структуры, характерной особенностью которой является обязательное присутствие:

– мотивации (приглашение в путешествие, сказку, превращения, приход сказочного героя, поэтическое слово и т.п.);
– присутствие игровых моментов;
– создание атмосферы радости;
– поддержка даже незначительных положительных проявлений детей в музыкальной деятельности;
– частая смена разных видов деятельности;
– включение любой формы творческого музицирования;
– коррекционные игры с обязательной зрительной гимнастикой.

Структура музыкального занятия для детей с патологией зрения

1. Вводная часть

Мотивация: художественное слово (загадки, стихи, превращения, приход сказочного героя, путешествия и т.п.).
Коррекционные игры на развитие коммуникативных навыков, внимания, речедвигательной координации  и др.

2. Основная часть

Музыкально-ритмические композиции, классический танец, фольклорный танец, танцевальная импровизация.
Дыхательная гимнастика.
Фонопедические упражнения, артикуляционная гимнастика.
Зрительная гимнастика.
Распевание.
Пение песен.
Логоритмические упражнения, пальчиковая гимнастика, речевые игры.
Музыкально-дидактические игры.
Активное слушание: игра на детских музыкальных инструментах, импровизированное движение.

3. Заключительная часть

Фольклорные игры, коммуникативные танцы.
Частичная или полная релаксация.
Деролинг (выход из игровой ситуации).

Мною разработаны авторские конспекты музыкальных занятий для всех возрастных групп.

Представляю вашему вниманию конспект музыкального занятия в старшей группе.

«Здравствуй, Вёснушка-весна!»

Цель: активизировать творческий потенциал каждого ребёнка.

Задачи:

  • побуждать детей интуитивно находить нужные музыкально-выразительные средства; развивать певческие и двигательные навыки;
  • обогащать музыкальные впечатления детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
  • развивать зрительно-моторную координацию, слуховое восприятие, метроритмическое чувство.

Вводная часть.

Дети заходят в зал, слышат звуки капели (аудиозапись).

Вопросы детям: что за звуки?

Загадка:

Выросла сосулька за ночь у окна.
Ручеёк забулькал. Что это? (Весна!)

Психогимнастика: Долгой зиме пришёл конец. Лучики солнца становятся всё теплее и теплее. Закроем глазки и подставим наши лица тёплому солнышку.

Основная часть:

Солнечные лучики растопили снег и побежали ручейки.

Хоровод «Ой, бежит ручьём вода».

Дыхательная гимнастика «Вдохнём аромат цветов»: весной появляются первые цветочки, вдохнём их аромат!

Фонопедическое упражнение «Весна» Г.Сапгир

Зрительная гимнастика «Солнышко или тучка?».

Распевание «Солнышко» русская народная попевка.

Пение со звучащими жестами «Соловейко» А.Филиппенко.

Озвучиваем стихотворение «Весенняя телеграмма» В.Суслов. Для озвучивания используются деревянные ударные инструменты: клавесы, стукалки, тон-блоки, ксилофоны и др.

Пение и инсценирование песни «Здравствуй, Вёснушка-весна!» Е.Гомоновой.

Танцевальная импровизация «Бал весны» (с газовыми шарфиками).  Музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов».

Заключительная часть:

Игра «Веночек.

Релаксация «На весенней полянке».

Выход из игровой ситуации.