Цели занятия:
- систематизировать знания учащихся о преобразованиях Петра Великого;
- продолжить формировать умения анализировать и обобщать данные;
- воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества при работе в группах.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель говорит о целях и задачах урока.
Класс делится на несколько команд. Наиболее
сильные учащиеся образуют судейскую коллегию.
Судьи оценивают правильность ответов, пресекают
возможные нарушения правил, подсчитывают очки,
набранные командами, и определяют победителя.
II. Организация игровой деятельности
1. «Крылатые выражения»
Школьники должны объяснить смысл некоторых выражений петровского времени.
1) «Матерь Полтавской баталии» 5) «Потешные полки»
2) «Парадиз» 6) «Великое посольство»
3) «Око государево» 7) «Аптекарский огород»
4) «Дедушка русского флота»
Ответы: Бой у Лесной, Санкт-Петербург, должность обер-прокурора, ботик Петра I, полки, созданные для детских забав Петра I, поездка Петра I за границу, ботанический сад.
2. Исторический портрет
Вывешиваются портреты исторических деятелей
времен Петра I.
Школьники должны определить по фактам
биографии известных деятелей Петровской эпохи и
соотнести с изображением.
1) «Счастья баловень безродный, полудержавный властелин – так называл А.С. Пушкин; он участвовал практически во всех крупных сражениях Северной войны; Петр I не раз собственноручно бил его за непомерную жадность к деньгам и хищения».
2) Петр I распорядился отвести этому искусству оружейнику земли и дать денег на организацию собственного дела; в арсенале от него стали поступать отличные орудия, стоявшие дешевле иностранных; с Урала он поставлял чугун и железо для строительства Санкт-Петербурга и многое другое, необходимое для промышленности армии и флота.
3) Сподвижником Петра I он стал в зрелом возрасте, попросившись в 52 года волонтером в Европу; с 1702 года был послом в Османской империи и сумел удержать турок от вступления в войну против России на стороне Швеции; именно этот человек занимался возвращением на родину царевича Алексея.
4) Еще в детстве он отличался живым умом и любознательностью; учиться он ездил за границу; за свою жизнь он освоил не менее 12 специальностей.
5) Он одним из последних открыто выступил за сохранение казачьих привилегий; в течение двух месяцев он был войсковым атаманом; погиб от руки домовитых казаков.
Ответы: Меньшиков А.Д., Демидов Н.Д., Толстой П.А., Петр I, Булавин К.А.
3. Историческая мозаика
Школьники должны определить, с какими фактами Петровской эпохи связаны эти слова.
1) «Большой орел», карты, дворяне, шахматы, танцы,
«Юности честное зерцало»
2) Куншт, Красная площадь, комедия о Доне Жуане
3) Бояре, Ф.Я. Лефорт, Петр Михайлов, Рига, Австрия,
Стрелецкий бунт, Голландия
4) Выборные бурмистры, Московская ратуша,
губернии, Сенат, коллегии
5) Прибыльщики, А. Курбатов, «бородовой знак»,
«подушные», деньги, «ревизские сказки»
Ответы: ассамблеи, первый общедоступный театр, «Великое посольство», реформы государственного управления, налоги и повинности населения.
4. Название на карте
Учащиеся должны отметить на контурной карте как можно больше названий, связанных с Северной войной.
5. Историческая азбука.
Школьникам необходимо вспомнить и объяснить как можно больше исторических понятий, связанных с петровской эпохой, в алфавитном порядке.
Например: ассамблея, бородовой знак, воинский устав, губерния, дворяне, император, коллегия, мануфактур, подушная подать, рекрут, сенат, табель о рангах, фискал, «Юности честное зерцало».
Правило: без объяснения ответ не засчитывается.
6. Впервые в России
Школьник должны вспомнить как можно больше нововведений, связанных с петровской эпохой.
Например: первый музей, первая печатная газета, новое летоисчисление и т.д.
7. Загадочные слова
Школьники должны определить, кто и по какому поводу мог сказать следующие слова.
1) «Я за мое отечество и людей и живота своего не
жалел и не жалею, то как могу тебя, непотребного
жалеть?»
2) «Хорошо же вы отблагодарили своих учителей!»
3) «Исшед вон, плакася горько».
4) «Нам до черни дела нет, нам дело до бояр, которые
неправды делают»
5) «Россия, как спущенный корабль, при стуке
топора и громе пушек».
6) «Мы все воруем, только один более и приметнее,
чем другой».
7) «Правда, что зело жесток сей орех был, однако,
счастливо разгрызен»
Ответы: 1) Петр I в письме царевичу Алексею; 2) Реншильд после поражения шведов под Полтавой; 3) Карл XII после победы под Нарвой; 4) Булавин К.; 5) Пушкин А.С.; 6) Ягужинский Л.И., 7) Петр I после взятия Шлиссельбурга.
8. Историческая хронология
Учащиеся должны расставить события в хронологическом порядке.
а) Полтавская битва |
б) Смерть Петра I |
в) Указ о престолонаследии |
г) Правление Царевны Софьи |
д) Ништадтский мир |
е) Азовские походы Петра I |
ж) Учреждение коллегий |
з) Восстание под предводительством К. Булавина |
Ответы: г; е; з; а; в; ж; д; б.
III. Подведение итогов урока
Судейская коллегия подсчитывает количество баллов, выявляет победителей. Учитель оценивает каждого ученика класса.
Домашнее задание: составить тест по теме.