Развитие современного общества и системы образования предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки выпускников.
Традиционные формы обучения уже не обеспечивают решения современных задач организации образовательного процесса, но небезграничны и возможности современных информационных технологий. Таким образом, возникает потребность в осмыслении новых педагогических возможностей, связанных с применением ИКТ и сочетания их с традиционными педагогическими технологиями для повышения эффективности процессов обучения и воспитания.
Развитие систем программирования явно выявило тенденцию к технологизации электронного образования, использующего в качестве основных педагогических средств: электронные учебники, базы данных, тестовые программы и др. инструменты. При этом роль педагога зачастую состоит лишь в предоставлении образовательного содержания (контента) для программистов, дизайнеров, системных администраторов, которые являются на сегодняшний день «основными» творцами электронных обучающих систем, что приводит к недостаточной эффективности электронных средств обучения.
Сегодня на российском рынке имеются пакеты программ, предназначенных для быстрого и эффективного проектирования мультимедийных электронных презентаций, представлений учебников на CD-ROM. В них предусмотрены максимальная автоматизация работ, основанная на предоставлении преподавателю, разработчику различных вариантов готовых прототипов курсов, встроенных интерактивных тестов и средств общения, библиотека шаблонов и автоматическое создание перекрестных гипертекстовых связей. Необходимо сделать эти программные средства доступными для работы преподавателя и учащихся на уроках.
В этой связи суть исследуемой проблемы сводится к выявлению и психолого-педагогическому обоснованию возможностей электронных образовательных ресурсов (ЭОР) что и послужило основанием для выбора темы дипломной работы:
«Разработка электронного образовательного ресурса по профессиональному модулю ПМ. 08 «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» для учащихся.
Преподавание дисциплины «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» требует использования большого количества наглядного материала, позволяющего продемонстрировать тот или иной технологический процесс приготовления изделий. В ряде случаев подобрать материал к занятию бывает трудно из-за его отсутствия. В этом случае неоценимую помощь преподавателю может оказать система электронных презентаций наглядных материалов по темам. Еще одна область применения системы электронных образовательных ресурсов – демонстрация высокотехнологичных процессов, которые невозможно продемонстрировать на теоретическом обучении. Записанные на электронные носители мультимедиа презентации уроков позволяют сделать учебный процесс более наглядным, и значит более эффективным.
Объект исследования: использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе.
Предмет исследования: электронные образовательные ресурсы используемые в процессе обучения в учреждениях начального профессионального образования.
Цель исследования: разработка электронного образовательного ресурса по профессиональному модулю «Технология мучных кондитерских изделий»
Задачи исследования:
- изучить требования к электронным образовательным ресурсам;
- выявить требования к теоретическим знаниям учащихся по профессиональному модулю «Технология приготовления мучных кондитерских изделий»;
- выявить возможности использования электронного образовательного ресурса на уроках технологии мучных кондитерских изделий;
- разработать электронный образовательный ресурс по разделам «Технология мучных кондитерских изделий».
1. Информационные и коммуникационные технологии в обучении
1.1. Основные подходы в определении понятий ИКТ
Одним из ключевых, является термин «информационные технологии», который многими толкуется неоднозначно.
Технологии (от греческого techno – мастерство и logos – учение) – совокупность приемов, методов, способов. Например, информационные технологии (Information Technology, сокращенно IT, а по-русски: ИТ) – совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации. [27]
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения и обработки и распространении информации.
ИКТ служат инструментом информатизации всех сфер деятельности человека.
Информатизация образования – комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств и технологий. [27, с. 294]
Теоретической основой информатизации образования являются информатика, теория систем, кибернетика и дидактика.
Информатизация образования системы состоит в использовании потенциальных возможностей современных информационных и коммуникационных технологий для совершенствования механизмов управления на всех уровнях системы, в обновлении содержания образования, в создании электронных учебников и учебных пособий и других электронных образовательных ресурсов.
Информатизация образования процесса состоит в использовании дидактических возможностей современных информационных и коммуникационных технологий во всех формах организации образовательного процесса, в научной разработке на их основе новых образовательных технологий и организационных форм, интенсифицирующих обучение и развитие учащихся не в ущерб их здоровью.
Таким образом, информатизация образования – это обеспечение сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, развития и воспитания.
В настоящее время процесс информатизации обучения принято делить на четыре основных этапа:
- Включение в учебный план предмета «информатика».
- Оснащение электронными демонстрационными пособиями традиционной классно-урочной образовательной системы.
- Внедрение информационных коммуникационных технологий обучения во все виды образовательной деятельности.
- Трансформация образовательного учреждения в состояние с качественно новыми системными свойствами, обеспечивающими его переход к деятельности на принципах открытого образования.
Практика информатизации образовательных учреждений выявила ряд проблем. Наиболее важная среди них – проблема «сопротивления преподавателей» внедрению ИКТ, вызванная противоречием между коллективными формами обучения, характерными для классно-урочной системы, и индивидуализацией обучения, порождаемой применением персональных ЭВМ. Преподаватели принимают в основном три направления применения ИКТ:
- Компьютер как информационное средство для подготовки к занятиям (поиск, отбор, создание, тиражирование информации);
- Компьютер – средство диагностики, тренинга, коррекции знаний, умений и навыков учащихся;
- Компьютер – средство облегчения работы с педагогической документацией.
Функцию обучения (а тем более управления деятельностью обучаемых) преподаватели оставляют за собой. Причина этого в том, что они рассматривают компьютер только как одно из новых технических средств обучения, забывая о его качественно новых дидактических характеристиках. Не менее важной является проблема, связанная с правовыми основами распространения информации: авторское право, права учащихся на получение информации, защита от использования информации об учащихся другими лицами им во вред, несанкционированный доступ к базам данных образовательного учреждения и т.д. Однако практика информатизации образовательных учреждений ясно показала, что уже в настоящее время использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет:
- Создать для учащегося:
- непрерывный (поурочный) учет результатов деятельности, что приводит к изменению поведения, улучшению успеваемости и адекватной самооценки;
- психологически комфортные условия для самовоспитания (самоотчет и самоконтроль);
- возможность в любой момент времени проанализировать свои достижения.
- Преподавателю
- смягчить (или устранить) противоречие между растущими объемами информации и рутинными способами ее передачи, хранения и обработки;
- вести мониторинг деятельности учащихся;
- оперативно анализировать результаты урока, недели, месяца, полугодия, года обучения;
- реализовать принцип субъектности воспитания посредством методов убеждения, оценки и самооценки.
- Родителям
- в любое время иметь доступ к сведениям о текущей успеваемости (и другой деятельности) своего ребенка.
Использование ИКТ повышает качество учебного процесса, но требует кропотливой совместной деятельности администрации, преподавателя, родителей и, конечно, учащихся.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
Для успешного решения задачи информатизации обучения необходимо знать дидактические возможности ИКТ.
Дидактические возможности ИКТ
Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями: ИКТ позволяют:
- представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
- контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;
- выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников или статей;
- активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
- мобилизовать внимание обучаемого;
- значительно снижать временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний:
- быть точным и объективным в оценке знаний;
- печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
- выходить в мировое информационное сообщество
- использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях.
Перечисленные дидактические возможности ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, воображения, памяти и мобилизуют внимание обучаемого, но и включают его в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений.
Дидактические возможности ИКТ можно реализовать, если интегрировать их в существующие формы обучения или разработать на их основе новые формы обучения. [8]
1.2. Формы использования ИКТ в обучении
Как известно, основной формой организации процесса обучения является урок. Однако существует мнение «…проблема компьютерного обучения связана с тем, что использование компьютера не вписывается в стандартную классно-урочную систему. Компьютер – это средство индивидуального обучения в условиях не лимитированного времени, и именно в этом качестве он должен использоваться. Соответствующие организационные формы учебного процесса и труда преподавателей еще предстоит найти и внедрить в практику» [8].
Исходя из возможности интеграции классно-урочной системы обучения и ИТ. можно предложить следующие формы организации деятельности с использованием электронного пособия:
формы, ориентированные на ученика:
- индивидуальная работа с обучающей системой;
- создание и использование на уроках презентаций;
- моделирование: использование готовых моделей и разработка новых;
- игровые формы, конкурсы, викторины;
- сбор информации в Internet;
- проектный метод работы;
- автоматические системы тестирования.
формы, ориентированные на учителя:
- создание с помощью Microsoft Office и использование средств организации деятельности;
- учет успеваемости;
- использование инструментальных учебных программ.
Интеграция ИКТ и существующих форм обучения
Согласно «Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс (часто его называют процессом компьютеризации обучения) имеет два основных направления. Первое направление – компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации учебного процесса и частичной автоматизации рутинной работы преподавателя, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний учащихся» В этом простейшем случае применение средств ИКТ на уроках различных типов представлено в таблице 1. [22]
Если мы хотим использовать все богатство дидактических возможностей ИКТ, то делать это нужно на основе системного подхода, т.е. выбрать «…второе направление – это более сложный процесс. Он представляет собой, собственно, технологизацию учебного процесса в самом широком смысле этого слова – разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Оно приведет к изменению содержания обучения, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, приведет к построению целостных курсов, основанных на использовании новых информационных и коммуникационных технологий по отдельным учебным дисциплинам, что в конечном итоге поднимет образование на качественно более высокий уровень» [5, с.58].
1.3. Электронные средства обучения и их использование в подготовке учащихся
На сегодняшний день внедрение информационных технологий в образовательный процесс эффективно повышает уровень качества обучения, но для применения средств ИКТ необходим не только определенный уровень навыков работы на ПК, умений создавать определенные учебные электронные средства (например, мультимедийные презентации), но и наличие определенных категорий электронных образовательных ресурсов. В этом случае учителем – предметником не будет затрачиваться время на создание электронных образовательных ресурсов. Его задача: применять ЭОР в процессе обучения, научиться рационально и оптимально внедрять новые электронные ресурсы при организации образовательного процесса.
В рамках Федеральной целевой программы развития образования разрабатываются электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) – высокоинтерактивные мультимедийные Интернет - продукты, обеспечивающие все компоненты учебного процесса.[6]
Профессиональный модуль ПМ.08 «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» является одним из основных при профессиональной подготовке по профессии «Повар, кондитер». Сегодня все более широкое распространение получает особый вид программной продукции – электронные образовательные ресурсы, число и разнообразие которых весьма велико. Однако многие из имеющихся на рынке ЭОР совершенно не привязаны к государственному стандарту по предмету и часто представляют собой энциклопедический или справочный материал по отдельным темам. Материал учебника по некоторым темам очень обширный, а по некоторым наоборот слишком сжат. Столкнувшись с рядом таких проблем при обучении учащихся, возникла необходимость в создании электронного образовательного ресурса по дисциплине, содержащей основные сведения по той или иной теме предмета с рассмотрением базовых знаний.
Электронный образовательный ресурс выступает как источник дополнительной информации, который хорошо используется учащимися на уроках, дома, где они не ограничены во времени. Электронный образовательный ресурс позволяет учащимся самостоятельно изучить материал по разделам тем, выполнить комплекс тестовых упражнений. Может быть использовано в качестве дополнения либо частичного замещения учебника по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий», а в ряде случаев и преподавателя.
Структура электронного образовательного ресурса следующая:
- Обучающий интегрированный теоретический курс, состоящий из нескольких глав, в каждой из которых рассматривается несколько тем.
В каждой теме обучаемому предоставляется краткий теоретический материал. [32] - Итоговый тест по пройденному материалу. Результаты теста выводятся на экран. [16]
- Средства навигации по содержанию материала, включая гиперссылки по фрагментам ЭОР.
Основной особенностью электронного образовательного ресурса является их ориентация на самостоятельную учебную деятельность учащихся при изучении материала. Эффективность этой деятельности зависит не только от научного уровня учебника или пособия, от методики изложения учебной информации, а в большей мере от методики работы с ним, обусловленной структурой и методикой изложения учебного материала.
Структурирование материала должно проводиться в соответствии с основной дидактической целью - создания системы научных знаний у учащихся. Традиционно учебник строится по схеме организации учебной дисциплины (линейная структура). Приводятся теоретические сведения; примеры, методы расчета характеристик и параметров изучаемых явлений, устройств и.т.д., контрольные задания и вопросы; справочные данные; список рекомендуемой литературы. При работе с таким учебником учащиеся, как правило, считают достаточным изучение теоретического материала, выполнение заданий по образцу, т.е. усвоение знаний происходит на уровне «распознавания», «воспроизведения», что приводит к большим трудностям воплощения знаний учащихся в умения и навыки. Кроме того, такая структуризация материала учебника не обеспечивает реализацию дидактического принципа индивидуальности обучения, так как успевающие и неуспевающие учащиеся имеют одинаковый «маршрут» получения учебной информации и одинаковый ее объем. [35]
Электронные образовательные ресурсы нового поколения в отличие от традиционных имеют разветвленную или комбинированную структуру учебного материала. Для таких сложно-структурированных ресурсов используется блочно-модульная модель представления материала. Такая модель структурирования содержания предпочтительна для электронных учебных пособий, так как позволяет в полной мере использовать их преимущества по сравнению с печатными. К таким преимуществам относятся возможность быстрого изменения содержания с сокращением временных затрат по модификации и разработке учебных пособий. [4]
Учебный материал в соответствии с требованиями содержания ГОУ НПО по изучаемой дисциплине делится на учебные элементы (разделы). На основе рабочей программы с учетом общих целей для данной дисциплины определяется круг типовых задач, которые должен научиться решать учащийся после изучения каждой темы.[29]
Прежде чем приступить к созданию электронной версии образовательного ресурса необходимо было продумать, его содержание (главы, разделы, содержимое страниц, видеофрагменты). Для этого был проведен анализ учебного плана, подготовки специалистов, были выявлены дисциплины, формирующие общую фундаментальную и исследовательскую подготовку специалистов. Весь материал был структурирован, были выделены межпредметные связи с предметами: «Товароведение пищевых продуктов», [17] «Оборудование предприятий общественного питания», «Санитария и гигиена на предприятиях общественного питания», «Организация производства общественного питания», «Калькуляция и учет».
В основную часть электронного образовательного ресурса входят модуль теоретических и профессиональных знаний с практическими заданиями, содержащий такой объем информации, который позволяет учащимся самостоятельно овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. В теоретическом модуле электронного образовательного ресурса по каждой теме, каждому разделу представлен обязательный минимум содержания учебного материала, изучение которого позволяет учащимся достичь поставленных целей. Для лучшего усвоения учебного материала в теоретическую часть включены сведения об истории открытий, научные сведения о развитие изучаемой области. Такое обращение к жизни имеет большое воспитательное значение для учащихся, позволяет увидеть целостную картину развития в изучаемой области, обеспечивает положительное эмоциональное состояние при обучении. Одним из важнейших структурных компонентов содержания является контроль усвоения изучаемой дисциплины как оценочно-результативная составляющая учебной деятельности.
Электронный образовательный ресурс состоит из разделов:
- Оглавление
- Технология приготовления мучных кондитерских изделий
- Товароведение пищевых продуктов
- Кулинарный словарь.
- Литература.
- Дополнительная информация
Электронный образовательный ресурс по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий разработан для учащихся НПО по профессии повар, кондитер. Содержание учебного материала соответствует требованиям УМК по предмету «ТПМКИ», предъявляемым к учебному курсу. Целью курса является формирование системы знаний, умений и навыков в области использования пищевых технологий. [3]
На базе дисциплины спроектирован электронный образовательный ресурс, содержащий теоретический, практический, контролирующий материал.
Разработка электронного образовательного ресурса осуществлялась в программе «Конструктор сайтов» – это интегрированная среда, содержащая редактор web- страниц, модули управления структурой узла и инструменты публикации узла на сервере, позволяющая создать сайт на основе шаблонов, построить новый сайт с нуля; добавить в сайт страницы; обозначить заглавную страницу; связать страницы сайта с ссылками; добавить на страницы текст и графику; задать структуру страниц при помощи таблиц; создать панели и кнопки навигации; постоянно видеть сайт в процессе создания.
Электронный образовательный ресурс включает в себя следующие группы индексных страниц: «главная» - с указанием содержания; первого уровня – с указанием оглавления по курсу; второго уровня – с исходным учебным материалом (контентом).
Для навигации по представленному ресурсу применяется система текстовых иерархических меню, выполненных по технологии гипертекстовых ссылок, закладки и кнопочное меню с прямыми ссылками. Главное меню размещено на главной странице. Оно позволяет перемещаться по виду представленного материала: лекционный курс, задания для самостоятельной работы, контрольные задания, литература.
Теоретический материал, иллюстрирован таблицами, демонстрационными и интерактивными моделями, набором тестов, предназначенных для самостоятельного решения.
Основная особенность электронного образовательного ресурса состоит в сочетании необходимого теоретического материала с большим числом разнообразных, тщательно подобранных тестов. Обучающийся по данному курсу может не только самостоятельно изучить теоретический материал, подробнее остановившись на наиболее трудном или интересном непосредственно для него, но и может проработать практические задания по необходимой теме.
Использование электронных интерактивных образовательных ресурсов в образовательном процессе позволяет более углубленно изучить материал, ознакомиться более подробно с интересующими или трудными темами. Богатый и красочный иллюстративный материал позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию. При использовании электронных образовательных ресурсов происходит не только репродуктивная деятельность, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему усвоению материала. Очень важен тот факт, что учащийся имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и при самостоятельной работе пользоваться одним и тем же курсом, таким образом, формируется целостный образ изучаемого предмета с его особенностями и нововведениями.
Такие электронные образовательные ресурсы не только повышают скорость, глубину и прочность усвоения информации, но и интерес обучающегося к предмету.
Практика применения образовательного ресурса показала, что учащиеся стали с большей заинтересованностью воспринимать достаточно сложный материал. Теоретические темы по технологии приготовления мучных кондитерских изделий изучены учащимися на 30% успешнее, чем при традиционной лекционно-конспективной системе. В процессе обучения у большинства учащихся происходит приращение знаний, и они учатся самостоятельности в получении знаний. Кроме этого у неуспевающих учащихся появилась возможность ликвидировать пробелы в знаниях.
Использование электронного образовательного ресурса позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.
Созданные электронные тестовые комплексы по технологии приготовления мучных кондитерских изделий позволяют не только оценить уровень усвоения тем, но и выполнить входящий, текущий и итоговый контроль знаний учащихся, т.е. сделать контроль системным. Электронные тесты позволяют учащимся оценить уровень своих знаний, а также определить перечень слабо усвоенных тем.
Использование электронного образовательного ресурса можно рассматривать со следующих дидактических позиций: это инструмент самообучения; это соединение достоинств хорошего учебника с возможностями компьютера; это индивидуализация процесса обучения.
Применение электронного образовательного ресурса формирует у учащихся умение подбирать и обрабатывать информацию, разрабатывать инструкционно-технологические карты, и т.д. Учащимся не составляет труда написать реферат, курсовую работу, выпускную экзаменационную работу, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. По итогам обучения у учащихся наблюдается повышенный интерес к изучению дисциплины «Технология приготовления мучных кондитерских изделий». Повышается мотивация к обучению, получению знаний, умений и навыков. В ходе обучения у учащихся проявляются активность и самостоятельность при изучении материала; развивается уровень творческого мышления, умение ставить проблемные вопросы и самостоятельно находить на них ответы. И как следствие у учащихся повышается интерес к процессу обучения, а значит и качество знаний.
Использование в учебно-воспитательном процессе электронных образовательных средств обучения позволяет педагогу добиться следующих результатов:
- упростить процесс планирования индивидуальной работы ученика и сократить время на подготовку, за счет использования программного обеспечения;
- составить систему заданий для каждого ученика, учитывая его индивидуальные особенности, увеличить объем используемых заданий, в разы сократить время их отбора и тиражирования;
- предложить учащимся дополнительную зрительную и слуховую информацию с мультимедийных носителей и из Интернета;
- при использовании на уроке сетевой версии электронного пособия появляется возможность контролировать индивидуальную работу каждого ребенка, вносить коррективы и оценивать его деятельность. Учащиеся могут работать в темпе, соответствующем их природным задаткам и уровню подготовленности.
Электронный образовательный ресурс позволяет эффективно применять метод самостоятельных работ на уроках «Технологии приготовления мучных кондитерских изделий», организовать обучение в индивидуальном темпе, ликвидировать пробелы в текущей и итоговой подготовке. Электронный образовательный ресурс помогает перейти к созданию современных систем адаптивного обучения и контроля – наиболее эффективных форм научной организации учебного процесса.
Электронный образовательный ресурс снижает утомляемость учащихся за счёт смены видов деятельности, повышает мотивацию обучения за счёт направленности теоретического материала, создания положительного психологического климата в учебной группе и установлению контакта между педагогом и учащимся. Перечисленные моменты способствуют процессу формирования целостного представления учащихся о профессиональной деятельности и повышению уровня сформированности профессиональных знаний и умений.
Использование электронного образовательного ресурса предполагает различные формы организации работы на уроке.
Имея на уроках электронный образовательный ресурс, учащиеся активно слушают, осмысливают, сопоставляют, делают выводы, отбирают факты.
Они активно обсуждают результаты самостоятельной работы, уточняют, дополняют, отмечают положительные моменты, недочёты, ставят уточняющие вопросы по выделению существенного. Постоянная и серьёзная работа с электронным образовательным ресурсом развивает навыки систематизации и обобщения, доказательства своей точки зрения. На основании этого можно сделать вывод, что на современном этапе преподавания «ТПМКИ», ввиду специфичности предмета, его объектов, понятий необходимо использование современных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Литература
- Бутейкис Н.Г., Татарская Л.Л. Технология приготовления мучных кондитерских изделий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2001.
- Вострокнутов И.Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения.- М.: «Госкоорцентр информационных технологий», 2001.-300с.
- Гречихин А.А, Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга типология, стандартизация, компьютеризация: Учеб. метод. пособие в помощь автору и редактору. «Логос». Московский государственный университет печати.- Москва, 200г.
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/74844. 19.10.2008г.
- Информационные технологии в обучении: Учеб. пособие и лабораторный практикум/ Т.Н. Лебедева, Н.И. Миндоров; Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2004.-164с.
- Институт дистанционного образования Томского государственного университета.http://ido.tsu.ru/science/projects/proj2006/proj3/res/ 19.10.2008г.
- Компьютерные технологии в обучении. http:// www 256.ru/publish/publ-pedag.php/ 20.10.2008г.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.-304с.
- Отдел заочного образования Новосибирского государственного педагогического университета. http://www.ozo.nspu.ru -
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для вузов. - М.: «Академия», 2003. – 272с.
- Похлёбкин В.В. Кулинарный словарь: Торгово-издательское объединение «Центрполиграф», 1997
- Русаков С.В., Миндоров Н.И., Белозерова Т.С. Методика организации и проведения практического занятия в компьютерном классе // Вестник Пермского университета. 2001. Вып. 5. с. 11-15.
- Технология создания электронных средств обучения. http://www.ido.rudn.ru/ 20.10.2008г.
- поколения в вопросах и ответах. http://www.ed.gov.ru/ news/ konkurs/ 5692. 19.10.2008г.
- Электронный образовательный ресурс: разработка и применение на уроках. http:// www.tspu tula.ru/ 20.10.2008г.
- Эрганова Н.Е. Методика профессонального обучения. Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд. 3-е исправлено и дополнено. Урал. гос. Проф. – пед. ун-та, 2003. 77с.
Полный электронный ресурс (в виде архива)