Урок русского языка "Имя существительное. Как изменяются существительные по числам"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (372 кБ)


Цель: сформировать понятие об имени существительном; познакомить с изменением существительных по вопросам и по числам.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить с новой частью речи-существительным, с изменением существительных по вопросам и по числам; формировать умение распознавать существительные; повторить знания о глаголе, о предложении.
  • Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, интерес к предмету.
  • Развивающая: обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость, внимание к слову, мышление, память, самостоятельность и воображение.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Синтаксическая разминка.
  3. Работа над темой «Имя существительное».
  4. Физминутка.
  5. Работа над темой «Как изменяются имена существительные».
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

Оборудование:

  • Учебник 3 класса «Русский язык. Слово, часть II» Г.Г.Граник, О.З.Кантаровская.
  • «Спутник учебника, 3 класс» О.В.Гвинджилия.
  • Интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Синтаксическая разминка.

(Слайды 2-5) 

Учащиеся определяют грамматическую основу (ГО).

Здесь легкий снег повис на ели гибкой.
Прилетают грачи.
Вокруг лесной опушки водили хоровод маленькие березки.
На зеленом лугу порхают разноцветные бабочки, весело гудят шмели.

(Слайд 6) 

— Сколько грамматических основ вы назвали в последнем предложении?

— А во всех остальных?

— Какое предложение состоит только из грамматической основы?

— Как называются такие предложения?

— Как превратить такое предложение в распространенное?

— Распространите предложение «Прилетают грачи».

Лучшее предложение записывается в тетрадь. Ученик работает у доски.

(С приходом весны в наши края прилетают грачи.)

— Подчеркните ГО.

—Сейчас мы с вами составляли предложение, находили сказуемое и подлежащее...

— Чем выражено сказуемое в этом предложении?

— Назовите все грамматические признаки этого глагола.

—Сегодня мы познакомимся с еще одной частью речи, которой могут быть выражены подлежащее и некоторые второстепенные члены предложения.

III. Работа по теме «Имя существительное».

— Откройте Розовую книгу на стр. 38 и прочитайте тему урока. 

(Слайд 7)

— «Имя существительное». Запишем эту тему в тетради.

— Прочитаем текст на стр. 38.

Ученик читает.

— Какие это предложения: распространенные или нераспространенные?

— Назовите основы.

— Выпишем второстепенные члены с вопросами, на которые они отвечают, вот так...

(Слайд 8) 

Учитель открывает первое словосочетание, другие скрыты:

Вышли (откуда? из чего?) со двора;

Дети списывают это словосочетание в тетрадь и самостоятельно записывают другие.

— Посмотрите, правильно ли вы выписали словосочетания.

(Слайд 8)

Сидит (где? на чем?) на дубу;
Играет (во что?) во трубу.

— Какой частью речи выражены второстепенные члены?

—Давайте проверим наши предположения.

Ученик читает стр. 39 (до ...А вспомните...).

— Итак, на какие вопросы могут отвечать имена существительные?

(Слайд 9)

Существительные

  • Кто? Что?
  • Кого? Чего?
  • Кому? Чему?
  • Кого? Что?
  • Кем? Чем?
  • О ком? О чем?

— Посмотрите, все ли вопросы мы с вами назвали?

— Назовите, по каким вопросам мы можем найти существительное.

— Давайте проверим, как вы умеете находить слова разных частей речи.

— По каким признакам вы будете это делать?

(Слайд 10) 

— Посмотрите на доску: вы уже догадались, на какие группы можно разделить эти слова.

(Слайд 11) 

Учащиеся делят слова на группы.

— Какой грамматический признак объединяет существительные «синица и яблоко»? «лимоны и праздники»?

— Что значит «число»?

— Какое число у сущ. «синица и яблоко»? «лимоны и праздники»?

(Слайд 12)

— Измените число каждого слова и запишите получившиеся пары:

  • Синица — синицы
  • Лимоны — лимон
  • Праздники — праздник
  • Яблоко — яблоки 

— Выделите окончания во всех словах. Проверьте себя.

 (Слайд 13)

IV. Физминутка

— Давайте немножко отдохнем.

— Я называю слово, если это существительное единственного числа, вы хлопаете, если множественного—топаете, а если слово вообще не относится к существительным—улыбаетесь.

Автобус, заводы, дороги, картина, прыгать, рябина, соловьи, читаем, ракета, снегирь.

V. Работа по теме «Как изменяются имена существительные».

— Продолжим работу с учебником.

— Откройте стр. 40, прочитаем название параграфа.

— Сейчас вы прочитаете стихотворение О.Мандельштама «Кухня». А с каким еще произведением для детей этого поэта вы знакомы? («Муха»)

— Читаем самостоятельно и отмечаем слова, значения которых вам не понятно.

— Назовите выделенные слова. К какой части речи они относятся?

— По каким признакам вы это определили?

— Чем отличаются эти существительные? (числом)

— Как вы это определили? (по окончанию)

— Давайте проверим, правы ли мы...

Ученик читает стр. 40 (до задания 83)

— Запишем в тетради: ножи—нож

 — Выделим окончания.

— Сейчас я прочитаю вам стихотворение Т.Крюковой.

Учитель читает стихотворение из задания 83.

— Каково ядрышко этого произведения?

— Выпишите из стихотворения выделенные сущ.: на одной строке — ед. числа, на другой — мн. ч.

— Проверьте себя.

— Все ли справились с заданием? Были ли трудности, сомнения?

— Давайте узнаем, что говорится об этом в учебнике.

Ученик читает текст на стр. 42.

— Сейчас вы выполните по «Спутнику» задание 191.

— Прочитайте задание.

(Слайд 14)

— Проверьте себя.

Резерв.

— Записать предложение под диктовку, выделить основу предложения, указать, чем выражены глагол (все грамматические признаки) и подлежащее (число).

Вокруг лесной опушки водили хоровод маленькие березки.

VI. Подведение итогов.

— С какой частью речи мы сегодня познакомились?

— На какие вопросы могут отвечать имена сущ.?

VII. Домашнее задание.

— Дома вы выполните по «Спутнику» задание 187.