Современные педагогические технологии в процессе обучения младших школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


1. Как неудобно ходить на руках – известно каждому, кто пробовал. Зато очень интересно, ведь тебе открывается другой, обратный мир: ты держишь на руках тяжёлую землю, а под ногами синяя водичка неба… Представили, как это здорово! Работая по системе развивающего обучения сталкиваешься с индикаторами детской одарённости – жаждой новых впечатлений, любознательностью, постоянным стремлением экспериментировать, поэтому и свою систему работы строю с опорой на игровую, поисковую, исследовательскую и коммуникативные виды деятельности. Ведущим принципом работы с детьми является принцип психологической комфортности, т.е. создание на уроке атмосферы доверия и ситуации успеха. Каждый ребёнок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (я могу) формирует веру в себя, помогает двигаться вперёд. Технология развивающего обучения уникальна.

Я думаю, по системе Л.В.Занкова дети могут учиться все. Более того, мой опыт работы показал – именно в “занковском ” классе слабенькие, болезненные, не готовые к школе имеют гораздо больше шансов на успех. Учителя тоже могут работать все, но при одном огромном условии – если они хотят, готовы развивать и развиваться сами. Если к этому учитель готов – прочие трудности преодолимы. В учёбе обязательно будут спады и подъёмы. Это как дыхание – вдох, выдох. Вы могли бы всё время вдыхать? А от учеников мы, образно говоря, требуем учиться только на вдохе. Конечно, мы часто опасаемся, что вдруг не научим, что вдруг начнут отставать? Но не эти вопросы должны по– настоящему волновать учителя развивающего обучения.

2. Чтобы войти класс к детям, за которых несёшь огромную ответственность в обучении, ответь на следующие вопросы:

***смогу ли я помочь ребёнку расти целостным человеком, который чувствует, рождает неожиданные идеи?

*** умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет?

***умею ли я строить отношения, в которых есть место эмоциям, интенсивности, открытости и доверию?

***по силам ли мне обнаружить в каждом моём ученике ниточку индивидуальности, смогу ли плести косичку из индивидуальных интересов и следовать им, куда бы они не вели?

*** а сам я творческий человек или нет? Смогу ли я принять и развить творческих детей, которые всегда приносят массу беспокойств и отличаются чрезмерной активностью?

Если положительно отвечу на эти вопросы, значит я – вовсе не тот, кто учит, а тот человек, который способствует подлинному усвоению нового, помогает ученику реализовать потенциал своих индивидуальных возможностей.

Мы учимся на ошибках, каждая ошибка говорит о проблеме, которую предстоит разрешить. Ошибка составляет непременное условие процессов исследования, процессов поиска оригинального решения. Поэтому на уроках выслушиваются и принимаются все ответы детей, а вот потом анализируются верные. Поэтому ребята не боятся ошибиться.

3. Для большинства учителей и родителей успешный ученик – это ученик, правильно отвечающий на вопросы, но не ученик спрашивающий. А ведь обучение и должно вести к росту возможности постановки вопросов и поиска ответов. С собственных вопросов начинается открытие знаний – стержня развивающего обучения. Мышление и усвоение знаний начинаются с вопроса, который ставит себе ученик. Интеллектуальный диалог между ним и учителем идёт по пути совместного поиска ответа. Так происходит открытие знаний, забота о выращивании крохотных творческих мыслей ученика. (А какое ваше мнение, а кто думает иначе, кто не согласен, почему, докажите, убедите в том, что и т.д.).

И самое главное во всём обучении – это открытие каждым ребёнком самого себя. Такое открытие – тоже процесс творческий, личностный, эмоциональный. Он труден для каждого ребёнка. И только очень близкий человек может помочь ему открыть самого себя и стать личностью. Таковы ли мы в нашем общении с детьми? Это вопрос вопросов.

Выходит, поле деятельности учителя – создание богатого, развивающего воображение материала плюс интересные формы работы с этим материалом.

_____________________________________________

4. 30 лет назад я открыла школьную дверь не в качестве ученика, а в качестве учителя. С тех пор многое изменилось в образовании, в моих собственных находках и поисках. Но главное присутствовало всегда, существовала тяга к обновлению, желание постигать новое.

Ещё в древние времена люди верили, что Земля покоится на трёх китах, поэтому и надёжна. Три кита – символ вечного, постоянного, прочного. Мои три кита таковы:

Кит первый – экология духа и тела. Экология – учение о доме, в котором мы живём, учимся. Что же это, если не школа? Отсюда и первая забота о том, чтобы дети выросли духовно и телесно здоровы. Я – учитель – занковец, а занковская система – это единый комплекс развивающего обучения и здоровье сберегающих технологий, а именно: смена занятий, переключение, напряжение тем, что интересно и незнакомо – лучшее лекарство от перегрузок и скуки, 2) умение соблюдать оптимум трудностей, учитывать подъёмы и спады в работе, как вдох и выдох.

Нужно позволить детям двигаться в своём темпе. Разработанная мною программа “Расти здоровым”, верный помощник мне в работе с учащимися.

Кит второй. Говорят, что корень учения горек. А ведь школа – это дом радости. Как говорил Джанни Родари “многое учится со слезами горькими и бесполезными, а могло быть выучено легко и со смехом”.

Давайте обратим внимание на фрагмент урока (на активизацию словарного запаса и развитие памяти учащихся):

Предлагается отрывок из сказки Г.Остера “Испорченная погода”

– Сначала мы с тобой нападём на след,– сказал Попугай.

– Не надо, – испугался Слонёнок.

– Почему?– удивился Попугай.

– Ну,– смутился Слонёнок,– мы на него нападём, он даст сдачи. Получится драка. Не надо.

Текст вызывает улыбку. Дети высказывают свои впечатления, затем ищут в словаре значимые слова, которые не понял Слонёнок. Напасть – 1) броситься на кого либо, 2) встретить, обнаружить. Основной метод обучения – исследование, которое предполагает привлечение внимания детей к языковым явлениям.

Кит третий. Каждый ученик – личность, и поэтому для счастья на уроке одному нужна хорошая оценка, другому интересное задание, а третьему всего лишь добрый взгляд, поощрительная улыбка, признание. Позволить каждому быть самим собой, не подавить того, кто хочет быть другим, сберечь неповторимую прелесть индивидуальности, вот моя цель. Мои педагогические задачи просты:

Если я хочу, чтобы ребята были умными и образованными, я забочусь, прежде всего, об их духовном и телесном здоровье, при подготовке к урокам продумываю меру трудности и способы её преодоления.

Если я хочу, чтобы ребёнок любил учиться, организую процесс обучения с опорой на исследование, умение добывать информацию и применять её, ежедневно не забывая о ситуации успеха на каждом уроке. Если я хочу, чтобы ребёнок вырос сильной личностью, то буду сохранять и развивать его уникальность и неповторимость, это под силу учителю– мастеру. Пока я знакомлю вас с технологиями обучения, расшифруйте смысл каждой буквы слова “мастер”

_____________________________________________

5. Приглашаю ребят в мастерскую слова, в ней они учатся образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы, антонимы. Интерес к слову можно поддержать наличием проблемы и новизной. Я вас тоже в неё приглашаю, ведь вы сегодня не просто подмастерья, вы – творцы.

Работаем со словом шалить, что значит шалить? Подбираем синонимы: проказничать, озорничать, баловаться, озоровать, дурачиться. Задание – нарисуйте словесную картинку “Шалунишка”, дети воспринимают это задание с удовольствием. Затем из ряда слов выбираем те, которые означают 1) просто шалость, 2) невинную шалость, 3) недобрую шалость, от которой может быть вред людям. Вот уже и воспитание на примере, что такое хорошо и что такое плохо.

На уроке должно быть интересно и в меру трудно: станем на левую ногу, а потом на правую и постоим – это упражнение успокаивает мышцы организма, особенно после энергичной перемены. А на доске уже появились два слова – вагон и болото. Какое слово выберет аист? Почему? Мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, тут и возникает необходимость активно мыслить и находить своё выражение в таких мыслительных операциях как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Курс “Языкознание” в начальных классах.

“Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они встречаются” (Д.Дидро)

И чудо случилось, система Л.В.Занкова научила меня творить, разработан курс “Языкознание”, по которому мы уже работаем восемь лет. Особенностью курса является систематизированный отбор и организация учебного материала с целью выработки у учащихся умения свободно пользоваться богатейшими ресурсами родного языка во всех видах речевой деятельности. В первый класс приходят дети с несовершенным произношением, что ведёт за собой отставание в овладении словарём, грамматическим строем речи, нарушением фонематического восприятия, а в дальнейшем – затруднения в письме. Развить чутьё к языку способны лингвистические игры со словами, упражнения поискового характера и русский фольклор, это и положено в основу курса “Языкознание”.

Первый этап – коррекция речи.

Схема работы проста от звука до текста через цепочку связей (слог, слово, фраза, предложение). Постоянные спутники в стране звуков и слов это Дюймовочка, сказочный персонаж, волшебные эльфы, живущие в хрустальном дворце, всегда просят помощи у ребят. В сундучке у Дюймовочки спрятано волшебное зеркальце для фонетической зарядки, гребешок с логическими упражнениями и полотенце для составления удивительных историй. Виды работ: звуковая гимнастика, графическое изображение звуков при помощи кружков, театральные постановки, песенки звуков, чистоговорки, звенелки, шумелки и т.д. Для чего? Для правильного произношения, выработки дикции, воспитания речевого общения как части этикета. Поработаем со словом СВЕЧА (задуем свечу– дыхательная гимнастика; свечка– печка…., давайте придумаем сказку о свече, которую забыли потушить в новогоднюю ночь)

Второй этап – развитие оперативной памяти и устойчивого внимания.

“Ребёнок развивается, обучаясь и воспитываясь” (Л.В.Выготский)

Использую речевые тренажёры, они даны в приложении. Во время чтения стихотворения ученики выполняют упражнения из учебной гимнастики Эриха Беллингера, рисуют в воздухе большие восьмёрки правой, левой, двумя руками. Это упражнение устраняет путаницу букв при чтении и письме, улучшает память и внимание.

Составила наборы для развития оперативной памяти на произведениях С.Маршака1) Весна – это я. 9 букв2) Уходи мороз. 10 букв3) Солнце спит.10 букв;) Снега уснули 11 букв и т.д. С наращиванием количества букв в словах происходит развитие оперативной памяти.

Рабочий день начинаю со слов:

Прекрасно всё на небе!
Прекрасно на земле!
Прекрасно всё вокруг,
Прекрасно всё (во мне!)

Если ученика подбадривать, он учится верить в себя.

Заключительный этап – комплексное интеллектуальное развитие речи.

На заключительном этапе большая роль отводится развитию звуковой эрудиции, интереса к родному языку, написанию творческих работ с целью овладения родным языком, способности выразить свои мысли и чувства. Понимать и жить сложнее, чем жить, не думая, последнее проще. Мои отношения с учеником начинаются со слова. Поэтому диалог, живое общение, языковая коммуникация являются для меня тем учебным фундаментом, на котором будет расти, развиваться школьник. Я – за коммуникативный подход в обучении родному языку, основная характеристика которого “учиться общению”. С ребятами мы создали словарь, ведём поэтическую тетрадь, готовим задания к олимпиадам. Традиционной на уроках стала рубрика “Я начну, а ты продолжи…” Творить значит мыслить. Три кита держат планету детства – само, взаимо, со (самовоспитание, взаимное сотрудничество, соучастие) В детстве каждый ребёнок – поэт. Наивно было бы думать, что поэтическое вдохновение приходит само собой, поэта в душе пробуждает человеческое чувство прекрасного. Предлагаю отдохнуть: выполняем внимательно упражнения для глаз. Теперь мы готовы к информационным тестам, которые составлены с ребятами к итоговой аттестации.

Результативность использования современных образовательных технологий.

Итогом работы в курсе “Языкознание” выступают: научно-исследовательские проекты учащихся, участие в марафонах учеников– занковцев, проведение семейных олимпиад, поэтическая тетрадь класса, составление этимологического словаря, мой сборник “Теория и практика развивающего обучения”, информационные тесты по русскому языку. Взрослые и дети как малыши каждый урок ждут чуда и доказывают, что им не нужно ничего готового, им нужно, чтобы учитель принимал участие в их спорах, удивлялся, огорчался и увлекался вместе с ними. Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно

Заглянем в творческую лабораторию учителя, готовящегося к уроку: он организует активный поиск методов обучения, предусматривая использование на уроке эффективных приёмов и способов организации продуктивной деятельности учащихся (столкновение мнений, групповая работа, открытое обсуждение, исследование проблемы, выбор решения и т.д.). С чем идти на урок? Что нести? Талантливое слово, впечатляющий образ, острую мысль, трепетное чувство.

_____________________________________________

6. Л.В.Занков первым назвал важнейшим компонентом, определяющим эффективность системы, сотрудничество “учитель – ученик – родитель” и реализовал его в процессе обучения. Используя это единство хочу предложить вашему вниманию нетрадиционные формы работы учителя с использованием информационных технологий (наша школа получила грант, теперь есть возможность работать на интерактивной доске и на компьютерах), проектных, игровых и здоровье сберегающих. Назову формы работы, а потом подробно остановлюсь на каждой – это уроки сотрудничества, создание своих курсов, работа МАН, проведение семейных олимпиад. Система работы позволяет, прежде всего, и учащимся увидеть свои результаты труда через участие в конкурсах, интеллектуальных марафонах, в фестивале исследовательских работ “Портфолио”, “Я – исследователь”, в конкурсах на дидактическом интернет-сайте “Мастерская природы”

5. Мною разработаны два курса, первый – курс “Языкознание” представляла в Москве на Всероссийской конференции, по нему мы работаем уже 8 лет, недавно прислан мне диплом о том, что эти материалы опубликованы в сборнике “Занковские чтения – 2006”, я рада, что учителя страны могут познакомиться с ними, второй используется уже более 10 лет – историко-краеведческий курс “Все мы родом из детства” для изучения истории родного края.

При проведении мастер – класса указываю всегда помощников курса – это речевые тренажёры, т.е. лингвистические упражнения, народный фольклор (кричалки, звенелки, считалки – они яркие и выразительные очень нравятся детям), и конечно сказочные герои, которым нужна помощь.

Этапы работы следующие: 1 класс – коррекция речи, 2-3 классы развитие оперативной памяти, 4 класс – комплексное развитие речи и устной и письменной.

7. Почему сегодня в педагогике уделяется так много внимания созданию условий для развития творческого потенциала учителя? Да потому, что человек, занимающийся творчеством – непобедим. Результат его работы можно увидеть в такой числовой модели: цель + средства = эффективность.

Немного о методике проведения уроков сотрудничества – уроков встреч ребят разного возраста 3-го и 9-го класса, 1-го и 5-го класса, эти уроки интегрированные, я их провожу по просьбам детей, темы предлагают сами учащиеся, структура уроков интересна, необычна, носит огромную воспитательную направленность. Представьте, совместно работают в группах и младшие и старшие школьники, все занковцы, умеющие предлагать своё решение, отстаивать своё мнение, их коллективное творчество прекрасно, учителя вместе – предметник и учитель начальных классов, который чувствует себя родителем, гордым и счастливым от общения своих выпускников и первенцев.

8. В работе учителю помогают всегда шесть “Т”: терпение, темп, труд, творчество, талант, преодоление трудностей. В школе создана целая система работы с одарёнными детьми, это малая школьная академия. Самое ценное её зерно в том, что с ребятами работают не только учителя начальных классов, но и учителя – предметники. Занятия проводятся систематически, имеют практическую направленность, ребят учат решать логические задачи и упражнения по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, кубановедению, затем один раз в четверть проводим олимпиады по этим предметам. Особый интерес представляют собой семейные олимпиады, это интеллектуальный марафон знаний детей и родителей. Баллы, заработанные всем классом на олимпиаде, дополняются баллами, заработанными родителями. Какой возникает огромный дух соревнований, как стараются родители правильно ответить на трудные вопросы. На общешкольных родительских собраниях родителей принимаем в члены малой академии наук, да ещё и в местной газете печатаем результаты олимпиад. Такое сотрудничество ещё теснее связывает семью и школу. Такое дело под силу не одному человеку, а творческому коллективу.

9. Результат работы учителей налицо: наши малыши ежегодные участники Всероссийского марафона учеников – занковцев.

Всего испытай – хорошего держись. (Библия). Советую всем коллегам как бы придерживаться таких мудрых заповедей:

– будь интересен, всегда будь готов встать рядом и вместе с учеником, сумей обернуться к отставшему;

– воспитывай исследовательскую культуру учащихся, сумей увидеть скрытый потенциал ученика;

– будь терпелив, сумей подняться после неудачи, перепрыгнув через усталость и боль, сумей подставить плечи под груз тревог и забот малыша.

10. Я сегодня пыталась прикоснуться к тайнам педагогического искусства каждого учителя. Пора подвести итог – в чём же заключены слагаемые продуктивные творческой деятельности учителя развивающего обучения? Конечно же, в открытии тайн педагогического искусства каждого педагога: это и обмен опытом, и методические находки, участие в конкурсах и проектах, разработка курсов и программ, наставничество, мастер-классы, презентации творческих идей. Но самое главное наше счастье – человек – звезда, подаривший нам возможность работать, творить, совершенствоваться. Это Л.В.Занков, разработчик теории и практики второй в мире после Я.А.Коменского педагогической системы обучения.

Взрослые и дети как малыши каждый урок ждут чуда и доказывают, что им не нужно ничего готового, им нужно, чтобы учитель принимал участие в их спорах, удивлялся, огорчался и увлекался вместе с ними. Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно.

Как же я отношусь к слову “мастер”?

М – мудрость, она приобретается с годами
А – активность, в ней сила, здоровье, успех.
С – счастье, А.С.Макаренко писал “Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно!”
Т – творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е – единство, только в единстве учитель – ученик – родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р – результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

И если вам было со мной интересно, выберите солнышко и нарисуйте ему лучики радости.

Презентация