Дифференциация согласных по твердости — мягкости требует особого внимания, так как при всей важности этого различения оно не нашло прямого отражения в буквенном составе русского алфавита.
Твердые и мягкие согласные попарно имеют одну общую букву. Твердость и мягкость согласного выражается не в букве согласного, а в букве следующего гласного и в наличии или отсутствии мягкого знака.
Поэтому, первоначально мы учим различать на слух твердые и мягкие согласные, а затем на письме нужно научить детей различать гласные буквы а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е, ь- пробел.
Система коррекционной работы по дифференциации твердых и мягких согласных включает в себя следующие элементы: артикуляторно‑акустические дифференцировки, работа со слоговыми таблицами, слоговые диктанты, слоговой и звукобуквенный анализ слов, работу над составом слова, работу над словами со сходным звучанием и написанием, работу над предложением и текстом.
Предлагаю вашему вниманию приемы коррекционно-логопедической работы по данной теме, на примере дифференциации согласных «с-сь».
Первый элемент коррекции — это развитие у школьников артикуляторно‑акустических дифференцировок. Начинается он с изучения изолированных звуков, при котором учащиеся должны «увидеть» характерные особенности звука при его произношении. На этом этапе я использую разработанное мною пособие «Звукобуквенный домик». Приступая к изучению звука важно, чтобы ребенок этот звук произносил правильно. В моем пособии подготовка органов артикуляции представлена в основании «звукобуквенного домика» картинками — карточками артикуляционной гимнастики. Упражнение «заборчик» — картинкой самого заборчика и картинкой, изображающей девочку, выполняющую это упражнение. Упражнение «киска сердится» — картинкой самой киски, выгибающей спинку, и картинкой мальчика, выполняющего это упражнение.
Дальше учащиеся сопоставляют изучаемый звук с неречевыми звуками. Звук «с» — звук работающего насоса, звук «сь» — звук работающей карусели.
При произношении звуков «с, сь» губы улыбаются, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами выполняет упражнение «киска сердится». Более точное положение языка помогает выяснить речевой профиль. Звуки «с, сь» глухие, что обозначает зачеркнутый колокольчик. Воздушная струя, выходящая из-за рта при произношении этих звуков холодная. Обозначаем это снежинкой.
Следовательно, звук «с» согласный, твердый и глухой. Обозначим его, синим квадратиком (в моем пособии — это мальчик в синем костюме). Звук «сь» — согласный, мягкий, глухой и это девочка в зеленом платье.
На письме и при чтении звуки «с, сь» обозначаем одной буквой С.
Следующий этап коррекции — работа на уровне слога. Эту работу мы начинаем со слогопроизносительных дифференцировок, продолжаем при чтении таблиц.
са |
ся |
са |
ся |
со |
сё |
со |
сё |
су |
сю |
су |
сю |
сы |
си |
сы |
си |
сэ |
се |
сэ |
се |
Например: зеленой птичкой, обозначим слоги с мягкими согласными, а синей птичкой, слоги с твердыми согласными. Предлагаем учащимся прочитать слоги с мягкими согласными из первой строки таблицы: ся, ся. Буква Я, указывает на то, что перед ней стоит мягкий согласный. Затем читаем слоги с твердыми согласными: са, са. Буква А, указывает на то, что перед ней стоит твердый согласный.
Другой вариант игры при чтении слогов по вертикали. Предлагаем школьникам задание: найдите столбики с мягкими согласными (2, 4), прочитайте слоги 2 столбика; гласные буквы я, ё, е, ю, и, указывают на то, что перед ними стоит мягкий согласный «сь». Аналогично работаем со столбцами с твердыми согласными.
Игры на развитие внимания и пространственных представлений, представлены игрой «Собери птичьи следы». Учитель перемещает следы по таблице 4 раза: су-ксу-су-су, а учащиеся по памяти называют слоги.
су |
ксю |
сю |
сю |
ксу |
су |
ксю |
су |
ксу |
сю |
ксю |
ксу |
Игра «Будь внимателен!» — ведущий диктует команды, а учащиеся читают нужные слоги.
Найдите в первой строчке слог — су, 1 кл. вправо — ксю, 2 кл. вниз — су, 1 кл. влево — ксю, 1 кл. вниз — сю, 2 кл. вправо — ксу.
Работу по дифференциации твердых и мягких согласных в слогах продолжаем на письме. Игра «Выбери нужную букву». Учащиеся должны дописать слоги, вставляя гласные буквы. В левый столбик с твердым согласным «с», а в правый столбик с мягким согласным «сь». В этом задании можно использовать игру «Наоборот»: сы-си, сэ-се и т.д..
Следующий этап коррекции — это слоговой и звукобуквенный анализ слова. Например: игра «Где слышится звук в слове?» (в начале, середине, конце слова). В слове «сова» звук «с» в начале слова, обозначаем его синим квадратиком. В слове «лист» звук «с» слышится в середине слова, обозначаем его нужным квадратиком. Также определятся место звуков «с-сь» в других словах.
Игра «Вставь пропущенную букву» — подбирая родственные слова, учащиеся вставляют пропущенную гласную и объясняют, на что указывает эта гласная. В семействе лис, мама — лиса. Буквой А мы обозначим твердость звука «с». В слове «лисица», мягкость звука «сь», обозначаем буквой И и т. д.
Игра «Заполни таблицы» или «Кроссворды». В таблицах заданы слоги со и сё, используя лексическое значение, нужно разгадать слова. Например: маленький лес — лесок, часть чего-либо — кусок и т. д. Хочется отметить, что этот вид заданий очень нравится учащимся.
Игра «Составь слово». Предлагаем детям вставить пропущенные слоги са, ся в слова: оса, роса и т.д..
Следующий этап коррекции — это работа над предложением и текстом. Игра «Произнеси, выделяя звуки «с, сь», и запиши по памяти предложения» (объясни, как ты обозначил мягкость — твердость согласных «с, сь»).
Игра «Дополни предложения». Учащиеся должны заменить картинку словом: Сеня вез сено на санях. Гуся схватила лиса. В лесу осины и сосны. Подчеркивая букву С синей или зеленой линией, объяснить выбор следующей гласной буквы.
Игра «Вставь нужное слово». Работа начинается с изучения слов: выяснения их звукобуквенного состава и значения, а затем слова вставляются в предложения. Так, выяснив значение и звукобуквенный состав слов: коси, косы; учащиеся вставляют их в предложения. Так же работаем с другими парами слов и предложений.
Следующий этап коррекционной работы — работа на уровне текста. Учащиеся переписывают текст, вставляя пропущенные гласные буквы, и объясняют, на что указывают эти гласные. В слове василек — мягкость согласного обозначаем гласной «И», и т.д.. Так разбирается весь текст.
Таким образом, работа по дифференциации твердых и мягких согласных ведется со всеми компонентами речевой системы.
Список литературы:
- Богомолова А. И. «Нарушение произношения у детей».
- Козырева Л. М. «Тайны твердых и мягких согласных.» Тетрадь для логопедических занятий №2 – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999.
- Лебедева П. Д. «Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития»: Пособие для учителей и логопедов. – СПб.: КАРО, 2004.