Формирование основ эстетической культуры младших школьников

Разделы: Начальная школа


В период сложнейших процессов, происходящих в конце ХХ – начале ХХI столетия, ломки многих традиционных представлений, пересмотра ряда духовных ценностей, появления потока псевдо-культурных явлений основную значимость приобретает задача формирования эстетической культуры школьника. В настоящее время задача школьного образования заключается не только в ценности знаний, но и в ценности человека, которая воплощена в его уникальности. Человеческая уникальность, неповторимость, индивидуальность тесно сплетены с уровнем сформированности его эстетической культуры, которая выступает в качестве одной из характеристик самого человека и проявления человеческой сущности. Проблема приобретает особую значимость в связи с переходом на стандарты второго поколения.

В создавшихся условиях актуальным становится переосмысление духовного становления младшего школьника на основе развития эстетического видения окружающего мира, его эмоционально-образного постижения, так как именно в этом вопросе заключаются основы эстетической и общей культуры школьника, в значительной мере определяется его возрастное будущее.

В настоящее время в начальной школе уроки изобразительного искусства и музыки в 1 классе занимают 10 % от общего количества часов, а уроки литературного чтения – 20 %. В 3–4-х классах уроки изобразительного искусства и музыки занимают 8 %, а уроки литературного чтения – 12 %. За это время необходимо развить у ребёнка эстетический вкус, сформировать эстетические понятия, познакомить с различными видами искусства, вовлечь в деятельность, направленную на формирование эстетического опыта, развить эмоциональную отзывчивость умение анализировать. Таким образом, проблема формирования эстетической культуры младших школьников характеризуется следующими противоречиями:

  • между необходимостью обеспечения гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности и существующей на практике недооценкой значения эмоционального развития за счёт чрезмерной рационализации обучения;
  • между заложенными в учебных программах воспитательными возможностями и отсутствием детально проработанных механизмов их реализации.

Для формирования эстетической культуры младших школьников была разработана система. Она включает в себя все стороны жизни школьника: учебную, внеклассную, семейную. В результате реализации этой системы создавались условия для того, чтобы дети получили эстетические знания, ориентировались в нравственных и эстетических ценностях, вводили их в свой внутренний мир, испытывали потребность преобразовывать окружающее пространство по “законам красоты”.

Алгоритм действий по созданию и реализации эстетической системы обучения и воспитания.

I. Анализ учебных программ и выявление, заложенных в них возможностей обучения и воспитания.

II. Диагностика уровня развития эстетической культуры младших школьников.

III. Анализ результатов. Составление плана воспитательной работы. Создание программы эстетического воспитания.

IV. Выявление эстетической составляющей уроков и внеурочных занятий.

1.Будут ли на уроке (занятии) формироваться эстетические понятия? Какие?
2.Используется ли на уроке (занятии) материал для развития эмоционального восприятия детей?
3.Будут ли дети заниматься художественно-эстетической деятельностью? Какой?

Реализация программы.

V. Промежуточная диагностика уровня сформированности эстетической культуры. Коррекция системы эстетического воспитания.

VI. Итоговая диагностика.

Для реализации системы эстетического воспитания используются различные формы обучения и внеурочной деятельности:

  • уроки (с использованием ИКТ и без них);
  • исследовательские работы;
  • классные часы;
  • устные журналы;
  • практикумы;
  • занятия кружка;
  • конкурсы чтецов, рисунков, поделок;
  • КТД;
  • беседы по произведениям искусства;
  • экскурсии.

В течение каждого учебного года работа идёт по направлениям:

  1. Развитие эстетического восприятия природы.
  2. Эстетизация быта школьников.
  3. Знакомство с произведениями искусства.
  4. Вовлечение школьников в художественно-эстетическую деятельность.
  5. Формирование понятий об эстетических и нравственных идеалах и ценностях.

Разнообразие и богатство содержания эстетического воспитания требует разных методов и приёмов обучения и воспитания. Применяются следующие методы обучения:

I. Методы организации учебно-познавательной деятельности:

1. Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой, иллюстрация, организация наблюдения, демонстрация.
2. Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности: устные, письменные, практические упражнения, исследовательская работа.

II. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха, использование игр, выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета, метод создания ситуации творческого поиска.

III. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: временная работа в группах, создание ситуации совместных переживаний.

IV. Методы создания психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся: творческие задания, создание проблемной ситуации.

При отборе методов воспитания опирались на классификацию методов воспитания И. Г. Щукиной. Она выделяет три группы методов:

  • Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, инструктаж, пример;
  • Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнения, поручения, воспитывающие ситуации;
  • Методы стимулирования: поощрение, наказание, соревнование.

Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание методов воспитания и обучения зависит от целей и материала урока (занятия).

Уроки литературного чтения занимают особое место в системе эстетического воспитания. Они являются базой, на основе которой ученики осваивают общечеловеческие ценности через раскрытие богатства человеческой души и природы, чувств человека, мира взаимоотношений людей.

Работа на уроке чтения строится в зависимости от родовой и жанровой принадлежности текста, его нравственно-эстетических возможностей. Особое внимание уделяется первичному восприятию текста на уроке. Положительные эмоции, вызванные при первичном восприятии, делают дальнейшую работу с этим текстом эффективной. Наиболее трудными для восприятия детей являются лирические произведения. В них нет героя, а предметом изображения становится внутренний мир человека, его переживания, размышления. В стихотворении автор отражает своё субъективное настроение. Младшим школьникам трудно понять основную идею произведения в силу их небольшого жизненного и чувственного опыта. Ученики начальной школы имеют небольшой словарный запас, что так же затрудняет понимание некоторых слов и оборотов из классических произведений. В процессе работы над стихотворением используются различные методы и приёмы обучения:

  • анализ стихотворения; создание палитры настроения;
  • сопоставительный анализ произведений разных авторов на одну тему; словесное рисование;
  • создание “партитуры” текста; выразительное чтение.

В качестве примера рассмотрим работу над стихотворением А. Плещеева “Сельская песенка”.

I. Подготовительная работа.

– Какое время года за окном? Какие чувства вызывает у вас слово весна?

– Какие изменения в природе мы заметили во время прогулки?

II. Выразительное чтение стихотворения учителем.

– Послушайте стихотворение А. Плещеева “Сельская песенка”. (Учитель читает стихотворение.)

Пауза.

III. Первичный синтез.

– Понравилось ли вам стихотворение?

IV. Анализ стихотворения.

– Какие картины вы представили, слушая стихотворение?

– Радуется ли автор приходу весны.

– К кому он обращается?

– Как он относится к ласточке?

– Что означает слово сени?

– А теперь посмотрите на картину Остроухова И. С.. Какие краски использует художник?

– Какое настроение картины?

– Как бы вы её назвали?

– Остроухов И. С. назвал свою картину “Ранняя весна”. Он хотел показать красоту природы, пробуждающейся после зимнего сна. Не только поэты и художники любовались весной и изображали её в своих произведениях. К ней обращались и композиторы. Послушайте отрывок из произведения П. И. Чайковского “Апрель”. Слушайте музыку и постарайтесь представить, какие картины изобразил композитор.

Слушание музыки.

Что удалось передать композитору этой мелодией?

– Похоже ли произведение П. И. Чайковского “Апрель” на стихотворение

А. Плещеева “Сельская песенка”? Чем?

– А на картину Остроухова? Чем?

V. Вторичный синтез.

Работа по составлению “партитуры текста”.

Таким образом, в процессе работы у детей развивается эстетическое восприятие, формируются эстетический вкус и эстетический идеал.

Основными средствами эстетического воспитания являются природа и искусство. Чаще всего на уроках используются картины. Каждая картина предопределяет соответствующий подход к её рассмотрению. При знакомстве с историческими полотнами дети учатся вглядываться в их сюжет, рассматривать отдельные детали и фрагменты.

Картины, на которых изображён пейзаж, натюрморт или портрет, созданы для передачи определённого настроения, в них художник передаёт восхищение красотой окружающего мира. Восприятие этих картин адекватно замыслу автора, поэтому анализ таких произведений начинается не с сюжета, а с настроения, которое они передают.

Анализ картин бытового и сказочного жанров можно начинать как с содержания, так и с выяснения выраженного настроения.

Знакомство детей с искусством способствует их этнокультурной идентификации, которая имеет огромную роль в формировании личности ребёнка. Поэтому при анализе декоративно-прикладного искусства и полотен сказочного жанра обращаются к традициям и обрядам.

В качестве примера методики работы над картиной рассмотрим картину И. И. Шишкина “Перед грозой”. С этой картиной дети знакомятся на уроке изобразительного искусства.

– Какими красками написано полотно?

– Представьте, что вы оказались на тропинке, изображенной на картине, какое бы состояние вы испытали?

– А как вы почувствовали, что будет гроза?

– Как краски передают тревогу, неспокойное состояние?

– С помощью красок мы ощущаем напряжение, но в этой картине состояние не покоя передано не только красками – художник так изобразил на полотне предметы, что их расположение создаёт состояние тревоги. Кто заметил этот предмет?

(Учитель закрывает дерево, стоящее справа.)

– Если бы дерева не было, то перед нами была бы равнина, что создавало бы ощущение покоя. Итак, перед нами наступление грозы. Какое же название может быть у этого полотна?

– Вы сказали о том, что наступление грозы пугает человека, но И. И. Шишкин зачем-то изобразил именно это состояние природы. Зачем?

И.И. Шишкин написал своё произведение в 19 веке. Каждый художник в картине старается выразить своё отношение к Родине. И. И. Шишкин писал русские пейзажи. Он показал, как красива русская природа в любое время года. Так художник выразил своё отношение к Родине. Расскажите, как Шишкин относился к ней?

– На картине изображено состояние природы перед грозой. Давайте вспомним, как люди в древности относились к этому явлению природы? Но несмотря на страх перед грозой люди радовались. Наступление грозы они связывали с появлением дождя, который поливал их посевы и давал возможность им расти.

– Какие чувства вызывает эта картина у вас?

Проведение диагностик и анализ результатов деятельности показали увеличение интереса учащихся к творческой деятельности, истории родного края, стремление вносить красоту в повседневную жизнь. Повысился уровень эстетического восприятия и оценки окружающей действительности, сформировались умения более полного анализа произведения искусства.

Таким образом, созданная эстетическая система способствует эффективному формированию эстетической культуры младших школьников. Содержание этой системы обогащается за счёт внеурочной деятельности эстетической направленности. Система реализуется на основе комбинирования продуктивных методов и приёмов работы известных методик, направленных на:

  • полноценное эмоциональное восприятие природы, быта искусства;
  • осознание детьми зависимости между видами искусства и их средствами выразительности;
  • формирование эстетической и нравственной культуры;
  • создание “ситуации успеха” во время занятия детьми художественно-эстетической деятельностью.

Работа организуется с учётом индивидуального подхода к каждому ребёнку на основе дифференциации и создания развивающей среды обучения. Рациональное использование произведений живописи, литературы, музыки способствует развитию восприятия, воспитанию эстетической чуткости, вкуса, выработке системы нравственных и художественных представлений.

Литература:

  1. Бантова М. А. Школа России. Концепция и программы для нач. кл.: пособие для учителя общеобразоват. учреждений. В 2 ч. [М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.] – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  2. Зымалева Л. В. Уроки изобразительного искусства и художественного труда: проблемы и решения. // Начальная школа. 2011. – № 6.– с. 44-48.
  3. Ильинская И.П. Приобщение к народным художественным традициям как механизм формирования эстетических чувств младших школьников. // Начальная школа. 2010. – № 2. – с. 3-8.
  4. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1–4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений / В.С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2010. – 43 с.
  5. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984. – 319 с.
  6. Муравьёва Н. М. Развитие эмоциональной сферы младшего школьника в процессе изучения пейзажной лирики. // Начальная школа. 2011. – № 2. – с. 64-68.