"Вышивка в ковровой технике". Комплект разработок уроков с использованием деятельностного метода

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

  • заинтересовать в изготовлении декоративно-прикладного изделия,
  • сформировать представление об историческом развитии ручного ковроткачества Зауралья, научить выбирать способы вышивки, инструменты, материалы, необходимые для выполнения вышивки в ковровой технике.

Задачи урока:

  • Обучающая – расширить кругозор обучающихся в процессе изучения данной темы.
  • Воспитательная – содействовать воспитанию эстетического вкуса и повышать интерес к рукоделию.
  • Развивающая – развивать навыки учебного труда; умение рационально планировать свою деятельность; решать проблемные задачи.

Демонстрационные материалы: образцы работ вышивки ковровой техники, эскизы, рисунки, схемы.

Учебное содержание: значение ковровых изделий в эстетическом оформлении интерьера. Традиции ручного ткачества Зауралья. Особенности современного ручного ковроткачества. Виды ковров ручной работы. Время занятия: 1час 20 минут.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности. 5 мин.

Цель: создать условия для возникновения у обучающихся стремление создать интересный аксессуар для интерьера своей комнаты. Презентация Слайд 1

2. Актуализация знаний. 5 мин. Слайд 2

Цель: актуализировать знания о рукоделии, волокнах, пряжи, инструментах и приспособлениях.

Вопросы к обучающимся:

Преобразовать слова и объяснить, что у них общего Слайд 3

Анаграммы: етнхлогояи, сектвтчао, арпжя, нерпеидя.

1. С какими видами рукоделия вы знакомы?

2.Чем бы вы хотели украсить свою комнату? Слайд 4

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания. 30 мин.

Цель: организовать построение плана деятельности по изготовлению изделия.

Вопросы к обучающимся. Внимательно рассмотрите образцы ковриков и ответьте на вопросы:

  1. Смогли бы вы изготовить такое изделие? (да, нет, это трудно).
  2. Какие материалы нужны для коврика? (нитки, пряжа, ткань для основы).
  3. А из чего получают пряжу и нитки? (из волокон).
  4. Расскажите о классификации волокон. Слайд 5.

Формулировка темы и цели урока.

История ковроткачества Зауралья (слово юным архивариусам) Слайд 6

1 уч. Шадринский район Курганской области считается родиной русского ворсового ковра.

Одно из первых упоминаний о ковровых изделиях Шадринского края относится к 1701 году. Местные ковры отличались небольшой плотностью узлов, большой высотой ворса и цветовой гаммой, основанной на сочетании естественных оттенков шерсти. Ковроткацкий промысел возник в 1925 г. В селе Канаши на базе кожевенного производства, отходы шерсти которого местные женщины использовали для изготовления в домашних условиях махровых ковров. В 1934 г. мастера артели обучались у ткачей Армении искусству ручного тканья ворсовых ковров. Вскоре техническое и художественное качество вырабатываемых в Канашах ворсовых ковров становится настолько высоким, что с 1936 г. по 1941 г. артель поставляет свою продукцию на экспорт. В 1932 г. в соседних селах “Вознесенском” и “Новая техника”. В1960 г. все три артели были объединены и реорганизованы в ковроткацкую фабрику. Слайд 7

2 уч. В ворсовых коврах отражены классические орнаменты Азербайджана и Дагестана, а также древнерусский и местный орнамент Зауралья. В орнаменте ковров использовались геометрические и растительные мотивы. Очень популярен тип северного ковра: на чёрном или тёмно-синем фоне ярко-алые цветы – розаны и листья. Цветы располагаются “букетами”. Чаще всего большой яркий букет находиться в центре, а по углам ковра небольшие букетики из более мелких цветов и листьев. По краю ковра идёт кайма.

3 уч. Канашинские ковры неоднократно экспонировались на всесоюзных и международных выставках, а также поставлялись на экспорт. Фабрика отнесена 1992 г. экспертной комиссией Научно-исследовательского института художественной промышленности к предприятиям

художественных промыслов в 2001 г. региональный художественно-экспертный совет вновь подтвердил статус предприятия. Наибольшая занятость рабочих в процессе производства наблюдалась в 70-80-е годы XX века – более 400 человек. Продукция фабрики шла в основном на экспорт и за пределы области. Большой спад в производстве и занятости был в 90-е годы, а в 1997-м производство совсем закрылось. Однако в 2000 году благодаря усилиям оставшихся мастеров и частного предпринимателя оно возродилось как ОАО “Канашинские ковры”, и на протяжении пяти лет объединение выпускало продукцию, сохраняя традиции старого производства и разрабатывая образцы новых, современных изделий. В 2006 году вновь наблюдается спад производства. На сегодняшний день производство приостановлено.

4 уч. Другой центр ковроткацкого производства в Курганской области находился в Далматовском районе. Ковровая фабрика с 1970г. являлась специализированным ковровым предприятием, выпускало ворсовые ковры, паласы ручного изготовления, шерстяные и полушерстяные ковровые дорожки. Колорит изделий строился на контрастных цветовых сочетаниях.

Технология изготовления вышивки в ковровой технике не сложная и затраты времени соразмерны вышивки крестиком, поэтому вы быстро увидите результаты своего труда.

Организация рабочего места, инструменты и приспособления, материалы.

Слайд 8 Инструменты: ножницы, крючок для вязания, крючок для поднятия петель.

Слайд 9 Ткань для основы: ковровая канва, тюль.

Пряжа: шерстяная, полушерстяная или синтетическая (возможно распускать трикотажные вещи, отслужившие свой срок).

Шерстяную пряжу используют для коврового ворса, а для улучшения качества изделий в нее добавляют синтетические волокна. Какие?

Подготовка к работе.

  • Подобрать рисунок (проблема – поиск рисунка) Слайд10
  • Нарисовать, начертить схему рисунка (как? можно использовать ПК) Слайд11
  • Подобрать ткань для основы (какая должна быть?)
  • Подобрать пряжу (какой толщины?)
  • Подобрать крючок (какой номер?) и ножницы

4. Включение нового знания в систему имеющихся знаний. 5 мин.

Цель: Выявить и определить границы применимости нового знания.

Вопросы обучающимся:

  1. Почему мы украшаем интерьер своей комнаты? (создать уют, благоприятную атмосферу).
  2. Что для этого необходимо? (умение создавать интересные и полезные вещи своими руками).

5. Самостоятельная работа с самопроверкой. 20 мин.

Цель: Научить применять полученные знания в практической работе.

Выполнение этапов практической работы:

  • обоснование проблемы;
  • мозговой штурм (первоначальные идеи);
  • анализ первоначальных идей.

6. Рефлексия учебной деятельности обучающихся. 7 мин.

Цель: научить обучающихся оценивать свою собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения цели.

Подведем итог нашему уроку. Ответьте себе на следующие выражения:

Я узнала….
Я заинтересовалась….
Мне пригодится….
Я хочу….

Запись домашнего задания. 3 мин. Наметить дальнейшую деятельность по творческому проекту. Для практической работы следующего урока принести цветную бумагу. Подобрать и принести рисунок, схему, пряжу, ткань для основы, крючок.

Урок рефлексии

Тема. Основные приемы “Вышивки в ковровой технике”.

Цель: сформировать умения и навыки по изготовлению вышивки в ковровой технике,   закрепить знания о цвете, повторить правила по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.

Задачи:

  • Обучить подбирать цвета для вышивки.
  • Воспитывать эстетический вкус и чувство гармонии.
  • Развивать умение работать крючком (использовать свой способ завязывание петель).

Демонстрационные материалы: образцы работ ковриков. Эскизы, схемы вышивки, ткань основы, пряжа, рама, крючки.

Учебное содержание: Роль композиции, колорита, фактуры материала в изделиях декоративно-прикладного творчества. Цветовая гармония. Организация рабочего места. Технология выполнения ковровой вышивки. Время занятия: 1 час 20 мин.

Ход урока

1. Этап мотивации и коррекционной деятельности. 5 мин.

Цель: объяснить учащимся, что надо обязательно выполнять работу качественно, если они хотят получить хорошее изделие, которое украсит их интерьер.

Поделитесь своими идеями с одноклассницами, начиная со слов:

Я хочу выбрать рисунок…

Буду использовать такие цвета…

2. Этап актуализации и фиксации индивидуальных затруднений в пробном учебном действии. 5 мин.

Цель: выработать внутреннюю готовность к реализации требований учебной деятельности.

  • Покажите и расскажите о материалах выбранных вами.
  • Какие затруднения были при подборе материалов? (выбор цвета пряжи)
  • Как вы вышли из этих затруднений? (распустила старый шарфик, купила пряжу.)

Цвет в жизни человека Слайд 12

Вопросы обучающимся:

  • На уроках рисования вы узнали, что цвета делятся на две основные группы. Какие? (хроматические и ахроматические).
  • Назовите хроматические цвета. (Все цвета спектра: к. о. ж. з. г. с. ф.)
  • Назовите ахроматические цвета. (Белый, серый и черный)
  • Назовите и дайте характеристику теплым и холодным цветам, расскажите об их свойствах.

Деятельность ученика. Практическая работа. 20 мин. Приложение

Чтобы закрепить полученные знания, необходимы тренировочные упражнения:

1 упражнение. У учащихся на столах разложены разноцветные полоски, из цветной бумаги. Они должны выбрать: один цвет холодный (например, синий) и один цвет теплый (например, желтый). С помощью сравнения этих двух цветов определить характер каждого цвета.

2 упражнение. Учащихся на столах разложены по два альбомных листа (черный и белый), две одинаковые по цвету полоски (например, красные). Поместив одну полоску на середину белого листа, а другую – на середину черного, учащиеся определяют, что в зависимости от фона один и тот же цвет может иметь разный характер.

3 упражнение. Используя те же полоски, учащиеся выбирают две контрастные по цвету (красная и синяя) и две – близкие по цвету тона (красная и желтая). С помощью этого упражнения, при сравнении цветов учащиеся могут проследить и определить, как по-разному воздействует один цвет на другой.

3.Этап реализации построенного проекта. 10 мин.

Цель: сформировать и тренировать навыки по технологии изготовления ковровой вышивки.

Выбрать рисунок и подобрать цвета пряжи для своего изделия.

Инструктаж по ПТБ при выполнении практической работы.

Технологическая последовательность изготовления ковровой вышивки:

  1. Подготовить пряжу, нарезать пряжу на отрезки длиной 6 см (как нарезать ровно?) Слайд 9
  2. Выбрать цвет отрезка пряжи согласно схеме рисунка.
  3. Сложить отрезок пряжи пополам и завязать петлей на основе при помощи крючка… Слайд 13

4. Этап локализации индивидуальных затруднений. 5 мин.

Цель: найти место и причину возникновения затруднения при выполнении практической работы, и пути преодоления затруднения.

Посмотрите на выполненную вами работу и ответьте на вопросы:

  • У кого в изделии ворс не плотный?
  • Как вы думаете – почему? (неправильно подобрана толщина пряжи)
  • У кого в изделии ворс не ровный? Почему? (неровно нарезана пряжа)
  • Поделитесь своим опытом тех, у кого изделие выполнено качественно.

Развитие устной речи, логического мышления, умения планировать свою работу.

Обсуждение способа, выбранного каждым обучающимся, выявление ошибок, если таковые есть. Составление плана выполнения работы (обсуждение этапов предстоящей работы и закрепление действий во внешней речи).

Ознакомление обучающихся с критериями оценки их практической деятельности.

5. Этап самостоятельной практической работы с самопроверкой по образцу. 20 мин.

Цель: индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.

Выполнение обучающимися практической работы по плану с соблюдением ТУ и ПТБ. (Текущий инструктаж).

Самопроверка работ по эталону и знаковая фиксация результатов (выставление отметок в карточку результатов практической деятельности учащихся).

6. Этап включения в систему знаний и повторения. 3 мин.

Цель: закрепление и повторение знаний, полученных во время урока;

Анализ качества выполненной работы.

Повторение использованного на уроке теоретического материала фронтально по вопросам:

  • Каково значение цвета в жизни человека?
  • Пряжу, из каких волокон можно использовать при изготовлении ковровой вышивки?
  • Можно ли использовать пряжу вышедших из моды трикотажных вещей?
  • Как ее подготовить к работе?
  • От чего зависит качество ковровой вышивки?
  • Какие ПТБ нужно соблюдать при выполнении практической работы?

7. Этап рефлексии учебной деятельности обучающихся. 7 мин.

Цель: научить обучающихся оценивать собственную деятельность на уроке с токи зрения достижения цели.

Домашнее задание. 5 мин. Записать алгоритм технологического процесса изготовления коврика. Рассчитать и принести необходимое количество подготовленной пряжи.

Урок общеметодологической направленности

Тема. Изготовление вышивки в ковровой технике.

Цель. Зафиксировать знания по ПТБ; по подготовке материалов и инструментов к работе; по выполнению ковровой вышивки.

Задачи:

  • Выбрать способ завязывания узлов для изготовления коврика.
  • Воспитывать эстетический вкус.
  • Развивать навыки культуры труда и аккуратность.

Демонстрационные материалы: образцы работ, эскизы, схемы вышивки. Материалы: пряжа, основа, крючок, ножницы.

Учебное содержание: принципы построения коврового узора; распределение цвета; сочетание узоров; организация рабочего места; ПТБ, технологическая последовательность выполнения ковровой вышивки. Время занятия 1 час 20 мин.

Ход урока

1. Этап мотивации учебной деятельности. 5 мин.

Цель: создать условия для возникновения внутренней готовности к выполнению ковровой вышивки.

  • Расскажите, как отнеслись к вашему рукоделию родные и знакомые.
  • Заинтересовались они вашей работой?
  • Какие замечания вам сделали?
  • А может, вас похвалили?

2. Актуализация знаний. 5 мин.

Цель: зафиксировать ПТБ, повторяемые понятия и алгоритмы по выполнению ковровой вышивки в форме таблиц или схем.

Вопросы обучающимся:

  • Какие ПТБ при выполнении работы необходимо соблюдать?
  • Какие материалы необходимо приготовить к работе?
  • Назовите инструменты необходимые для работы?
  • Расскажите о порядке выполнения ковровой вышивки.

3. Практическая работа. 30 мин.

Составление технологической карты.

№ п/п

Наименование операции

Последовательность вВыполнения работы

Материалы, инструменты

1

2

3…

Подготовка пряжи

Заготовки пряжи

Намотать пряжу на шаблон

Нарезать пряжу на отрезки по 5–6 см.

Пряжа, шаблон, ножницы.

4. Реализация построения проекта. 30 мин.

Цель: тренировать навыки выполнения ковровой вышивки, используя знания основ вязания узлов. Слайд 13

  • Повторить ПТБ и организацию рабочего места.
  • Подготовить рабочее место для выполнения работы.
  • Выполнить практическую работу, используя технологическую карту.
  • Провести самоанализ проделанной работы.

5. Рефлексия учебной деятельности обучающихся. 7 мин.

Цель: научить обучающихся оценивать собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения цели.

Предложить обучающимся

  • Озвучить технологическую последовательность подготовке и выполнению ковровой вышивки по цепочке (по группам).
  • Провести взаимоконтроль качества изготовления изделий.

У меня получилось…
Я исправила… и т. д.

Домашнее задание: Принести дополнительные материалы, необходимые для работы.

Урок развивающего контроля

Тема. Итоговый урок “Вышивка в ковровой технике”

Цель: сформировать у обучающихся способность к осуществлению контрольной функции, научить проводить контроль и самоконтроль изученных алгоритмов и приемов выполнения работы.

Задачи:

  • Оценить свою работу и работу одноклассниц с учетом используя следующие критерии: качество, выбор сюжета, композиции, цветовое решение.
  • Формировать у обучающихся креативность, вариативность, эстетический вкус, желание заниматься рукоделием.
  • Развивать творческие способности личности, умение оформить выставку.

Демонстрационные материалы: выставка работ обучающихся, материалы и инструменты, подручные средства для оформления выставки. Время занятия 1час 20мин.

Ход урока

1 Этап. Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности. 7 мин.

Цель: Сформировать на личностно-значимом уровне навыков контроля и самоконтроля. Представить критерии оценивания готовой и представленной работы.

2 Этап. Актуализация учебной деятельности. 5 мин.

Цель: Подготовка учащихся к презентации своих работ.

Вопрос. Каким должно быть декоративно-прикладное изделие (коврик)?

(Коврик – оригинальный, качественно выполнен, быть нужной вещью и так далее).

Контрольные вопросы:

  • Какие материалы и инструменты нужны для изготовления коврика?
  • Как подобрать рисунок, схему, цвет пряжи?
  • Как организовать рабочее место?
  • Какие ПТБ необходимо соблюдать?
  • Описать технологический процесс изготовления коврика.
  • Описать значимость выполненного изделия для вас.

3 Этап. Практическая работа. 25 мин.

Цель: Оформить и подготовить аудиторию к выставке и презентации лучших работ.

4 Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроках по разделу “Рукоделие”. 10 мин.

Цель: Оценить свою деятельность на уроках и выполненное изделие.

Рефлексия. Уроки раздела “Рукоделие” завершаются. Скажите

– Что нового вы узнали на уроках?

– Для чего вам нужны новые знания и умения?

– Выскажите собственное суждение об успешных достижениях на уроках.

– Расскажите, как вы выявляли причины затруднений?

– Какими путями устраняли затруднения?

5 Этап. Презентация выполненных работ. Подведение итога занятий. Выбор и награждение лучших работ. 30мин. Слайд 14–15. Запись домашнего задания. Уборка аудитории.

Литература:

  1. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система “Школа 2000..” Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПКиППРО, УМЦ “Школа 2000…”, 2007.
  2. Пашков А. А. Шадринское ручное ткачество: Краеведческие очерки. – Шадринск: Издательство ПО “Исеть”, 2000. – 176с.
  3. Чижикова Л. П. Кружок конструирования и моделирования одежды. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Трудовое обучение: Проб. учеб. Пособие для 4кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1988. – 191с.:
  5. Журнал Бурда моден, 1/1989 г.

Интернет Ресурсы:

  • http://vyshivka-shema.ru, http://stitchmaker.ucoz.ua, http://mir-woman.ru, yandex.ru.