Актуальность и новизна. Формирование психологической устойчивости личности к неблагоприятным факторам среды – своего рода «ресурсной базы» для конструктивной социализации — на сегодняшний день одна из основных задач школы. Представленная программа реализует позитивный подход к профилактике девиантного поведения, когда в центре внимания оказывается не сама проблема и её негативные последствия, а защищающий от возникновения этой проблемы личностный потенциал учащегося. Работа направлена на создание условий для изменения ценностного отношения учащихся к своей жизни, формирования их личностной ответственности за своё поведение, поддержку/восстановление личностного и социального статуса учащегося, а также стимулирование продуктивных моделей поведения. Возрастные особенности учащихся (15-18 лет) обусловливают содержательную сторону разработанной программы развивающих занятий.
Проблема: несформированность, «размытость» представлений о будущем у учащихся, наличие страхов и тревоги по поводу будущего (по результатам анкетирования, бесед, диагностики) провоцирует поведенческие девиации учащихся, переживающих кризис взросления.
Концепция: центральный процесс юношеского возраста - интеграция Я, становление Я-концепции, неотъемлемой частью которой является образ «Я в будущем». Данный процесс включает в себя серию личностных выборов, идентификацию и самоопределение. Адекватное разрешение этих задач даёт юноше возможность полноценного включения в общество, в существующую систему взрослых ролей без переживания утраты собственной ценности. Структурирование образа будущего и наполнение его позитивным эмоциональным содержанием ведёт к преодолению кризиса идентичности, делает Я более цельным, активизирует стремление к реализации творческого потенциала.
Цель: создание условий для формирования субъектно-активной позиции учащихся по отношению к собственному профессиональному и личностному становлению.
Задачи:
- структурирование представления о будущем;
- развитие навыка целеполагания и планирования действий;
- развитие навыка конструктивной критики;
- формирование жизненных ориентиров («путеводная звезда»);
- формирование субъектной позиции;
- развитие уверенности в собственных силах (снижение уровня тревоги).
Краткое описание: Программа рассчитана на 24 часа. Первая часть программы (6 часов) направлена на осознание участниками своего личностного своеобразия; вторая часть (18 часов) параллельно реализует три направления: развитие навыка целеполагания, формирования/развития личностных качеств, необходимых для построения успешного будущего, формирование непосредственно определённых жизненных целей. Подробнее см. в Приложениях 1, 2.
Технология выстраивания образа будущего.
I этап. Актуализация представлений о себе. Учащиеся отвечают на вопрос: «Кто я?» Эта часть можно условно назвать «опыт» т.к. она включает работу со всем тем «багажом», который был накоплен – способностями, которые были развиты, приобретенными ЗУНами, сформированными личностными качествами. Общая цель этого этапа – создание условий для формирования у учащихся представления об их индивидуальном своеобразии как о ценности. Задачи:
- осознание индивидуальных особенностей и моделей поведения
- их эмоциональное отреагирование и конструктивная переработка..
II. Этап. Анализ актуальной ситуации развития. Учащиеся определяют перспективы дальнейшего развития, формируют свои стремления, желания – «Чего я (такой) хочу?» Общая цель данного этапа – создание условий для формирования образа желаемого будущего. Задачи:
- создание желаемого образа Я
- моделирование эмоционального содержания успешного будущего
- интеграция данного образа в «Я – концепцию»
III этап. Непосредственная детальная работа с образом будущего – конкретными целями, а также способами и условиями их достижениями (ресурсами, окружением ит.п.). Учащиеся отвечают на вопросы: «Как я могу этого достичь?» - и, самое главное, - «Каким я стану?» Цель данного этапа – формирование представления о непрерывности взаимосвязей между совершаемыми действиями и личностными изменениями, между прошлым, настоящим и будущим индивидуума. Эта основная часть работы. Здесь параллельно реализуются три задачи:
- развитие навыков целеполагания, планирования действий, а также конструктивной критики;
- формирование жизненных ориентиров (образов значимых целей);
- развитие личностных качеств, необходимых для построения успешного будущего – уверенности в собственных силах и ответственности за происходящее (т.е. субъектной позиции).
Используемые методы:
- психодрама переживаний; способствует разрешению психотравматического опыта и разработке иных способов поведения [2] [4] [17] [18];
- трансактный анализ; способствует осознанию социальных взаимодействий и выработке более конструктивных коммуникативных моделей [8] [10];
- ролевой тренинг; способствует расширению коммуникативного опыта через проживание ситуаций и рефлексию [4] [10] [18];
- арт-терапия; способствует раскрытию творческого потенциала, а также эмоциональному отреагированию и бессознательному научению [8];
- использование метафор; способствует прорабатыванию в безопасной форме негативных переживаний [2];
- активное воображение; активизирует механизмы бессознательного научения [9].
Потенциальные участники программы.
Учащиеся 15-18 лет. Ограничения и противопоказания: коэффициент интеллекта ниже 85, олигофрения, органическое поражение головного мозга, острые/хронические психозы и близкие к ним состояния.
Специалист реализующий программу: Педагог-психолог.
Требования к материльно-технической оснащённости: Помещение для тренинговых занятий, канцелярские принадлежности.
Тематический план
Название | Цель | Кол-во часов |
1. Вводное занятие | Установление контакта. Сплочение группы. Правила групповой работы. | 2ч. |
2. Образ внутреннего мира | Создание условий для самопознания и самопринятия. | 2ч. |
3. «Мои границы» (позиция в социуме) | Оформление «психологической территории» личности. | 2ч. |
4. Планы на будущее. Жизненные цели. | Создание условий для формирования образа желаемого будущего. | 2ч. |
5. Создание «образа цели». Репрезентативные системы. | Создание условий для формирования навыка постановки цели. | 2ч. |
6. Алгоритм постановки цели | Развитие навыка целеполагания. | 2ч. |
7. Позиции восприятия: Мечтатель, Реалист и Критик (+ разделение функций) | Разделение процессов определения цели, планирования действий и оценки и коррекции действий. <Презентация> | 4ч. |
8. Ресурсы | Отработка навыков актуализации внутренних и внешних ресурсов. | 4ч. |
9. Карта «Образ будущего» (коллаж) | Структурирование/закрепление структуры «образа будущего» | 2ч. |
10. Итоговое занятие (игра «Перспектива») | Установление связи жизненных этапов и событий (осознание непрерывности Я). | 2ч. |
Программа «Ориентир» прошла экспериментальную проверку в течение трёх лет, в 2008г. получено экспертное заключение специалистов Пермского краевого института повышения квалификации работников образования. Является победителем Городского смотра-конкурса программ по профилактике СОП, СОЗ и правонарушений для контингента вечерних школ в 2008г., Муниципальног конкурса методических и дидактических средств обучения в 2009г. Программа в целом, а также отдельные её элементы могут быть успешно использованы в работе психолога, социального педагога и классных руководителей. Критерии эффективности программы представлены в Приложениях 3, 4.
Список литературы.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.
- Бэндлер Р. Пора что-то менять, СПб.: Питер, 2005.
- Гиппенрейтер Ю.Б. общаться с ребёнком. Как? – М. «Че Ро», 2003г.
- Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. – СПб: Питер, 2001.
- Игры – обучение, тренинг, досуг…/под ред. В.В. Петрусинского// в 7 кн., кн. 6-7., М. 1995.
- Кон И.С. Психология ранней юности – М.: Просвещение, 1989.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
- Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. - М.Генезис, 2004.
- Лёйнер Х. К. Комментированный конспект семинара первой ступени, символдрамы.// Символдрама. Сборник научных трудов. / под ред. Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001.
- Ли Д. Практика группового тренинга. – СМпб., Питер, 2002 г.
- Метод исследования уровня субъективного контроля//энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность, 1997.
- Поколение плюс: Программа подготовки волонтёров по профилактике социально обусловленных заболеваний/под ред. Л.И. Рябовой, Пермь: Пушка, 2003.
- Прихожан А.Н., Диагностика личностной тревожности и некоторые способы её преодоления// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / под ред. Дубровиной И.В., М. 1987.
- Профилактика социально-обусловленных заболеваний. (По итогам городского конкурса межведомственных целевых программ по профилактике СОЗ), Пермь, 2001.
- Сартан Г.И. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) – СПб: Питер, 1999.
- Эриксон Э.Г. Детство и общество. – СПб, 2000.
- Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии – СПб, Питер, 2000.