Изучение детей с ЗПР началось сравнительно недавно – в конце 50-х годов двадцатого столетия. Ряд исследователей (Т.А. Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский) выявили среди неуспевающих учащихся, неуспеваемость и особенности поведения которых часто давали основание считать их умственно отсталыми. Эти дети были объединены в особую категорию.
Среди детей дошкольного возраста выделяют такую группу, которая по своему психофизическому развитию незначительно отстает от своих сверстников. Таких детей до установления точного диагноза относят к детям с особыми образовательными потребностями, а именно к категории детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
ЗПР является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.
Термин «задержка» подчеркивает временной и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.
Наиболее характерные особенности детей с ЗПР:
- снижение работоспособности;
- неустойчивость внимания;
- более низкий уровень развития восприятия;
- недостаточная продуктивность произвольной памяти;
- отставание в развитии всех форм мышления;
- дефекты звукопроизношения;
- своеобразное поведение;
- бедный словарный запас;
- низкий навык самоконтроля;
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- ограниченный запас общих сведений и представлений;
Среди причин ЗПР выделяют следующие:
- слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни ребенка;
- генетически обусловленная недостаточность ЦНС ;
- интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства;
- неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, дефицит внимания.)
Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы работы как в условиях семьи, так и в условиях МСКОУ.
Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития.
Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. Но в настоящее время учеными-исследователями доказано, что чем раньше будет выявлена проблема, чем раньше начата профессиональная систематичная коррекционная работа, тем успешнее и эффективнее будет учиться ребенок в дальнейшем, тем у дошкольника в будущем больше перспектив для дальнейшего личностного и профессионального образования, тем успешнее будет осуществлена его социальная адаптация.
Общие подходы в работе с детьми с ЗПР:
- индивидуальный подход;
- предотвращение наступления утомляемости;
- активизация познавательной деятельности;
- проведение подготовительных занятий;
- обогащение знаниями об окружающем мире;
- внимание на коррекцию всех видов деятельности;
- проявление педагогического такта.
Коррекционная работа у дошкольников с ЗПР основывается на следующих теоретических положениях и принципах.
- Целостность – учет взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной.
- Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.
- Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка.
- Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.
- Активность – широкое использование в ходе занятий практической деятельности ребенка.
- Доступность – подбор методов, приемов, средств, соответствующих возможностям ребенка.
- Гуманность – любое решение должно приниматься только в интересах ребенка.
- Оптимизм – вера в возможность развития и обучения ребенка, установка на положительный результат обучения и воспитания.
- Единство диагностики и коррекции – наблюдение за динамикой развития имеет значение для определения путей, методов коррекционной работы на различных этапах обучения и воспитания.
- Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению – успехов в коррекционной работе можно достичь при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников это предметно – операциональная деятельность и сюжетно-ролевая игра. Поэтому учить и воспитывать детей с ЗПР следует, играя с ним.
- Учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение. Для школьников ведущая деятельность учебная. На этой основе и строиться вся программа логопедической работы. Однако, игровые моменты тоже остаются. Играть любят все, даже взрослые. В работе со взрослыми тоже используем речевые игры. Ведь всем известно: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»
- Принцип развития, предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С. Выготскому)
- Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
Программа составляется на один учебный год, и утверждается на психолого –медико – педагогическом консилиуме. Для проведения групповых занятий комплектуются группы, в которые объединяются дети, имеющие сходные проблемы. Определяются дети, нуждающиеся в индивидуальных занятиях. Составляется расписание индивидуальных и подгрупповых занятий.
Структура и содержание программы
- представляет собой единую систему, состоящую из нескольких этапов работы:
- диагностический
- коррекционно - развивающий
- аналитический.
- Каждый этап имеет свои задачи, содержание, методы работы.
Диагностический этап проводится с целью определения наиболее проблемных качеств, коррекция которых ляжет в основу составления или корректировки индивидуальной программы. Данный этап включает следующие задачи:
- Знакомство с ребенком
- Сбор информации о ребенке, его семье, родителях, изучение документов
- Знакомство с медицинским обследованием,
- Выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
- Изучение социума ребенка;
- Обследование всех сторон речи детей;
Диагностический этап длится 2 недели и включает в себя следующие направления:
- Диагностика речевого развития
- Выявление актуальных проблем ребенка.
- Разработка путей поддержки и коррекции.
- Разработка индивидуальной программы логопедического сопровождения
- Заполнение речевых карт
- Комплектование подгрупп
- Составление расписания индивидуальной и подгрупповой работы
- Составление расписания фронтальных занятий
Конечной целью диагностического этапа является разработка программы логопедического сопровождения воспитанников МСКОУ «Лучик», в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, желаемые результаты развития обучающегося. Составление индивидуальной коррекционо—развивающей программы развития поможет педагогу эффективно реализовать программное содержание.
На коррекционно – развивающем этапе осуществляется реализация намеченной программы и поставленных задач. Каждый воспитанник получает помощь от специалиста, соответственно своему индивидуальному плану. Коррекционно – развивающий этап длится 7-8 месяцев .
На аналитическом этапе оценивается результативность занятий, производится анализ эффективности используемых методов и средств, и подводятся итоги работы, определяются основные направления работы на следующий год. Итоги коррекционно- развивающей работы отражаются в годовом отчёте .Аналитический этап длится 2 недели и включает в себя изучение динамики речевого развития ребёнка по всем направлениям работы.
Основными формами работы являются:
- Подгрупповая деятельность (продолжительностью 20 минут)
- Индивидуальная деятельность (продолжительностью 15-20 мин.)
Кроме того для реализации поставленных задач используются и другие формы работы: беседа, игровые ситуации, речевые ситуации, игры с правилами.
Коррекция общего недоразвития речи у детей с ЗПР
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи с дошкольниками среднего возраста (4-5 лет) является частью коррекционно - развивающейся программы для детей с задержкой психического развития .
Речевые нарушения при ЗПР обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора. Для детей с ЗПР характерны различные нарушения речевой деятельности. Целью программы является коррекция всех компонентов речевой системы в средней логопедической группе дошкольников с ОНР. Помимо данной цели программа решает следующие задачи:
- Развитие у детей внимания, усидчивости
- Развитие слуховой и зрительной памяти.
- Развитие дыхания и голоса.
- Развитие артикуляционной и общей моторики
- Развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова
- Развитие грамматического строя речи.
- Обогащение словарного запаса.
В современной логопедии выделяется 4 уровня речевого развития у детей с ОНР. Программа рассчитана на детей с ЗПР в возрасте 4-5 лет с первым и вторыми уровнями речевого развития.
Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием общеупотребительной речи . Речь представлена в виде звукокомплексов и звукоподражаний. Фонематическая система практически не сформирована.
Второй уровень речевого развития характеризуется наличием простой фразы, при этом отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций, искажения звукослоговой структуры.
В связи с этим, коррекция системного недоразвития речи является основной в структуре логопедической работы с данной категорией детей.
Перспективное планирование логопедической работы представлено в приложении 1
Коррекция и развитие познавательной деятельности.
Цели:
- Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельностью детей.
- Корригировать и развивать психические процессы.
- Развивать математическое мышление, формировать количественные, пространственные и временные представления у дошкольников с ЗПР; Приобщать к математическому материалу, развивать воображение, интеллект, эмоциональную сферу ребенка.
- Развитие ручной моторики, зрительно-двигательной координации.
- Способствовать своевременному и правильному соединению сенсорного опыта ребенка со словом.
- Развивать ориентировочную деятельность, укреплять взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом, образом.
Задачи:
- Уточнение, расширение, обогащение представлений дошкольников о себе, окружающем предметном и социальном мире.
- Осуществлять коррекцию недостатков развития психических процессов (восприятие, память, мышление) и способствовать их дальнейшему формированию
- Уточнение и обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с окружающей действительностью.
- Формирование лексико- грамматических средств языка, развитие связной речи.
- Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка.
- Формирование восприятия, зрительно-моторной координации.
- Развитие внимания и памяти при выполнении графических и письменных заданий.
- Формировать разные типы хватания, умение оперировать каждой рукой, сформировать согласованность действий обеих рук, выделять каждый палец в отдельности.
- Обучение умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств.
- Формировать готовность к усвоению общественного через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции.
Перспективное планирование дефектолога представлено в приложении 2
Литература
- Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и всопитание. – М.:Прсвещение,2003.
- Филичева Т.Б., Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Программно-методические рекомендации. М.: 2009
- Ткаченко Т.А., Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет».М., 2008
- Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи С-Пб., 2003
- Маркова Л.С.Методическое пособие «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005
- Маркова Л.С., Организация коррекционно - развивающего обучения дошкольников с ЗПР. Практическое пособие. М, 2005
- Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно- методическое пособие / Под ред. Неретиной Т.Г..М., 2006
- Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей младшего дошкольного возраста. – М.: П.,1983. 9. Русские народные сказки – М.: Дрофа – Плюс, 2003.
- Жемчужины народной мудрости: Пословицы, загадки, поговорки, скороговорки, дразнилки, колядки, потешки, считалки – М.:ООО»Издательство АСТ», 2000г.
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие – Спб.:Детство – Пресс, 2006г.