Цель мастерской: формирование ключевых компетенций, развитие системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности у обучающихся, позволяющих справляться с различными ситуациями и работать в группе.
Задачи:
Обучающие:
- классифицировать знания детей о царствах живой природы; дать представление о грибах как отдельном царстве природы, их разнообразии, окраски, особенности их строения, питания, размножения, отличие их от других царств живой природы;
- научить аргументировано отстаивать свою точку зрения, чтобы потом самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение;
- сформировать навыки работы в группе;
- формировать навыки первоначально рефлексивной компетенции;
Развивающие:
- формировать умение отличать съедобные и несъедобные грибы, обосновывать их принадлежность к царству грибов и определять их роль в природе и жизни человека;
- Развивать умения учащегося формулировать грамотно свои мысли, способность построения связных, целостных высказываний , с опорой на биологические термины; развивать мыслительные операции( анализ и синтез);
Воспитательные:
- воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к природе;
- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, презентация; карточки с группами съедобных и несъедобных грибов; карточки с растениями и животными; круглые листы бумаги; цветные карандаши; разные виды грибов ( чайный, кефирный, дрожжи); учебник «Мир вокруг нас» под. ред. А.А.Плешакова.
Ход мастерской
I. Организационный момент.
Деление детей на три группы.
Индуктор: Чтение стихотворения:
Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,
Свет его на нас прольётся,
Луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт.
Улыбнитесь мне, друг другу, и нашим гостям – пусть сегодняшний день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.
Сегодня на нашей мастерской мы отправимся в лес, и будем продолжать искать ответы на вопросы: Звучат голоса леса.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
II. Социоконструкция
Пора открывать глаза.
Каких лесных жителей вы представили?
Мы с вами продолжаем путешествие по планете живых существ.
III. Самоконструкция ( работа в группах)
У вас на столах лежат карточки с лесными жителями, рассмотрите внимательно всех представителей и разделите их на царства, укажите их основные признаки, используя карточки - подсказки.
IV. Социоконструкция.
- Какие царства у вас получились?
- 1 группа – две группы: растения и животные.
- 2 группа – какие признаки царства растений выделили?
- 3 группа – какие признаки царства животных выделили?
V. Объявление темы мастерской.
- К какой природе мы отнесем царство растений и царство животных?
- Назовите признаки живой природы.
Сегодня мы поговорим об очень удивительных организмах:
- некоторые из них могут источать запахи;
- некоторые светятся
- некоторые за 2 часа увеличиваются в размере на 50 см при этом живут лишь сутки;
- из некоторых изготавливали материю;
- некоторые охотятся на мух.
- О каких организмах идёт речь?
Тема нашего урока « Удивительный мир царства грибов».
V. РАЗРЫВ (работа в группах)
1 группа: Познакомьтесь с текстом, и постарайтесь ответить на вопрос:
- Что интересного вы узнали о происхождении грибов?
Люди издавна чувствовали в грибах что-то особенное, таинственное, отделяющее их и от мира растений, главное – они не зелёные; и от мира животных - на животных они тем более не похожи. Долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от удара молнии и даже… по прихоти какой-нибудь нечистой силы. А разветвлённые корни гриба, а они в виде кольца, в старину на Руси люди прозвали «ведьмиными кругами», считая, что здесь собираются ведьмы на свои ночные шабаши.
2 группа: Познакомьтесь с текстом, и постарайтесь ответить на вопрос:
- Чем грибы отличаются от растений и животных?
Даже учёные долго не могли решить, что такое грибы. Наконец, грибы были всё- таки отнесены к растениям. Для грибов, как и для растений необходимы влага, тепло. Но растениям, в отличие от грибов, нужен свет, для выработки питательных веществ. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. Грибы, как и животные, не могут вырабатывать сами питательные вещества и используют в пищу останки живых организмов: растений и животных. Но в отличие от животных не могут передвигаться. И в 19 веке грибы выделили в особое царство – царство грибов.
3 группа: Познакомьтесь с текстом, и постарайтесь ответить на вопросы:
- Как произошло название грибов? Как называется наука изучающая грибы?
В старину, 400-500 лет назад грибы на Руси называли «губами». Кое-где это название осталось, но только за грибами-трутовиками. В 15 веке появилось слово «грибы», родственное слову «горб». Сначала так называли только те из них, которые имели шляпки «горбиком». А грибы с плоскими шляпками (грузди, рыжики) к грибам не относились. Постепенно значение названия «грибы» расширилось до современных рамок.
Существует целая наука, посвящённая изучению грибов. Она называется – «МИКОЛОГИЯ» -«микос» – гриб, «логос»-наука.
VI. Социоконструкция (заслушивание групп.)
Зачитывание текста и заслушивание ответов на данные вопросы.
- Что узнали интересного о происхождении грибов?
- Чем грибы отличаются от растений и животных?
- Как произошло название грибов? Как называется наука изучающая грибы?
Сейчас я буду загадывать вам загадки. Вы отгадайте их. Подумайте и скажите почему его так назвали.
1-я группа:
В бору сосновом он привык
Красавец, видный … Боровик (Растёт в бору)Растут на опушке
Рыжие подружки
Их зовут … Волнушки (по краям шляпки – волны)
2-я группа:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … Подосиновик (растёт под осинами)Ходят в рыженьких беретах -
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются … Лисички (растут семейкой, кажутся рыжими по цвету)
3-я группа:
Он в лесу стоял,
Никто не брал,
Никуда ни годный.
Мухомор – (мух морит, отрава для людей и мух)Какой гриб самый опасный,
Его яд подобен змеинному,
Его не едят даже черви?
Бледная поганка (за бледный прозрачный вид)
VII. Социолизация
Игра: «Съедобные, несъедобные грибы» (распределите на две группы). Из каждой группы выходят по одному игроку, выбирают гриб и кладут в корзину к съедобным или к несъедобным грибам. Сразу происходит проверка .
- Что общего у этой группы грибов? ( Состоят из шляпки и ножки).
Это самые известные представители грибного царства - ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ.
VII. Разрыв:
Просмотрите слайды и видеофрагмент и ответьте на вопросы:
- Из каких частей состоит гриб?
- Что такое плодовое тело?
- Что такое грибница?
- Какая часть важнее?
- Как происходит питание гриба?
- Как происходит размножение грибов?
ГРИБНИЦА – ЭТО И ЕСТЬ САМ ГРИБ, А МЫ СОБИРАЕМ ПЛОДОВОЕ ТЕЛО.
IX. Самоконструкция ( работа в группах)
Решите задачу и дайте ответ.
Задача: Разрастание грибницы идёт во все стороны одинаково и ежегодно увеличивается на 20 см. Установите возраст грибницы, если диаметр круга равен 12 метрам.
X.Самоконструкция.
- Вернёмся к нашим таблицам « признаки растений и животных». Посовещайтесь и отметьте признаки царства грибов. Те, что схожи с растениями отметьте зелёным цветом, а с животными - коричневым).
XI.Социоконструкция.
Зачитывание ответов каждой группы. Сверяем с записью на доске.
XII. Физкультминутка. «Дождь в лесу»
Разрыв
Роль грибов в природе и жизни человека велика. Они участвуют в обмене веществ, многие из них полезны и используются в различных целях, например , дрожжи – в хлебопечении, пивоварении, некоторые плесневые грибы – для получения антибиотиков, съедобные грибы – в пищевых целях. Из ферментов некоторых плесневелых грибов многие жители Китая, Вьетнама, Кореи готовят соевые соусы.
Всходит ли тесто на дрожжах, появляется ли на хлебе пятно плесени, пьём ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков - нигде не обошлось без встречи с грибами. Это самые знакомые и самые таинственные существа. Среди грибов есть съедобные и смертельно ядовитые, мясистые « цветы» и микроскопическая плесень, паразиты и хищники.
XIII. Самоконструкция. ( практическая работа в группах)
К этому уроку ребята провели некоторые опыты, что у них получилось они нам сейчас расскажут.
1 ученик – Я выращивал на хлебе белую плесень. Для этого взял кусочек белого хлеба, положил в тарелку на чуть влажную ткань, и закрыл другой тарелкой, поставил в тёплое место. Через несколько дней на хлебе появился белый пушок, а затем он стал чернеть, и даже появились чёрные шарики. Из энциклопедии я узнал, что это плесневый гриб. Называется – мукор, а белый пушок - это его грибница.
2 ученик - Я выращивал зелёную плесень на мандарине. Для этого взял мандарин, и положили в тёплое, влажное место. Через несколько дней на нём стала появляться зелёная плесень. Из справочной литературы я узнал, что это пенициллин. Этот плесневый гриб разводят специально, чтобы получать лекарство - пенициллин.
3 ученик - Как вы думаете, что у меня в руках? Это гриб - трутовик. Этот гриб в виде наростов на стволе дерева. Он поселяется на ослабленных или мёртвых деревьях, чаще всего на берёзах. Трутовик постепенно разрушает дерево. Но без него наша планета могла бы покрыться слоем каменного угля и окаменевших растительных остатков. Среди трутовиков обнаружены самые большие грибы мира. В Англии был найден такой гриб – весом более 32кг, а в окружности более 4метров. Человеку он приносит пользу, из плодового тела этого гриба получают ценный противовоспалительный препарат. Это интересно: как бы ни стояло, лежало, склонялось дерево-хозяин поверхность нижнего трубчатого слоя гриба всегда будет параллельна земной поверхности (секрет в высыпании спор на землю).
Дрожжи - это особые грибы, не образующие грибницу и живущие в виде массы одиночных клеток. Не только человек научился использовать их для своих нужд. Обыкновенный комар выращивает их в специальном отделе пищевода. Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе с его слюной впрыскивается растворённый в ней углекислый газ, попадают туда и сами дрожжи. Они и вызывают всем знакомый зудящий волдырь на месте укуса комара.
Чайный гриб - повышает иммунитет, излечивает коньюктевит, поможет при ожоге, снимет головную боль, снижает уровень холестирина в крови, нормализует артериальное давление, натуральное косметическое средство.
Кефирный гриб - много разных ферментов; снимает стресс, Американцы именно за это его ценят; отличное пищеварение, здоровый сон, здоровые крепкие ногти и волосы (для женщин).
Грибы в сыроваренном деле.
Легенда гласит, когда-то, давным-давно, во Франции жил один мальчик - пастух. Выгоняя скот на пастбище, забыл в пещере кусок сыра завёрнутый в тряпицу. Вернувшись обратно через несколько дней увидел с досадой, что сыр покрылся пятнами и сине – зелёной плесенью, стал похож на мрамор. Но мальчик был голоден и всё-таки решил съесть его. Он был удивлён тому, что сыр приобрёл приятную остроту, пикантный и особый аромат. Отсюда и ведёт свою историю знаменитый французский сыр «Рокфор». При его производстве кладут головки сыра в помещение, воздух которого насыщен спорами гриба рода пенициллиум. Через неделю сыр покрывается плесневым пушком.
Пивные дрожжи - одноклеточные грибки, имеют специальный запах и горьковатый вкус, содержат белки и витамины группы В и Д, употребляется, как лечебно-профилактическое средство, нормализует обмен веществ, укрепляет иммунитет, употребляется при малокровии, гнойничковой сыпи, экземе, нормализует сон, исчезает раздражительность, рассеянность , исчезает боль в икроножных мышцах.
Самоконструкция.
1. Рассмотрите все виды имеющихся грибов.
Давайте понаблюдаем за действием дрожжей в воде. ( Залить 1ч.л. сухих дрожжей водой.)
2. А также замочите сухие грибы и посмотрим, что с ними произойдёт.
- Какой вывод можно сделать?
(Гриб легко впитывает воду, становиться мягким и упругим)
- А когда варим свежие грибы , объём грибов резко уменьшается, почему?
(Выпаривается вода)
3. Рассмотрите под микроскопом строение плесени на хлебе, и докажите, что это гриб.
(Плодовое тело, грибница)
Грибы размножаются спорами или кусочками грибницы.
Грибы можно выращивать и в домашних условиях. Шампиньоны, вешенки, но посадка и уход требует больших усилий и не всегда успешно. Можно вырастить грибы и около нужного вам дерева, а не на грядке. Надо взять перезревшие шляпки грибов, замочить на сутки в воде, а затем процеженной через марлю водой с множеством грибных спор полить корни дерева. Если ваш опыт окажется удачным, уже на следующий год вы сможете собрать здесь первые грибы.
Сморчки и строчки. Как только сойдёт снег, появятся первые грибы. Они занесены в Красную книгу России.
Удивительный факт:
- Какой самый удивительный гриб на планете?
Самый поразительный гриб на планете носит экзотическое название «ПЛАЗМОДИЙ», а проживать изволит в средней полосе. Этот гриб умеет ходить! Он перемещается по лесу медленней улитки, но за несколько дней может забраться на трухлявый пень и притаится на нём. Он похож не то на медузу, не то на кусок студня. Любит проводить время в глубине дупла или под корой, где темно и сыро.
Огромную роль играют грибы в жизни леса. Надо бережно и разумно относиться к грибам, даже к тем которые не употребляете в пищу, чтобы не нарушалась взаимосвязь в жизни леса. Быть культурными грибниками, значит не только беречь грибные ресурсы, но и приумножать их.
Многие грибы внесены в Красную книгу нашего Приморского края.
XIV. Создание творческого продукта.
У вас на столах лежат круги. Придумать знаки «Правила сбора грибов»
XV. Афиширование
1. Показ рисунков, и их обоснование.
2. Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе?
XVI. Рефлексия.
- Какая информация была для вас новой?
- Какие открытия сделали?
- Что удивило сегодня на уроке?