1. Введение
Физическая культура – обязательный учебный предмет в образовательных учреждениях. Он является основной формой физического воспитания обучающихся. В сочетании с другими формами, в т.ч. с физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями – достигается основная цель физкультурного образования – формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение знаниями, умениями и навыками физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Физкультурно-оздоровительное воспитание:
- создает фундамент для гармоничного физического развития, укрепления здоровья
- обучающихся;
- позволяет накапливать предпосылки для эффективного овладения жизненно
- необходимыми трудовыми и военно-прикладными умениями и навыками;
- поддерживает высокий уровень физической и умственной работоспособности,
- являющейся основой хорошей успеваемости и высокой эффективности общественно
- полезной деятельности;
- совершенствует двигательные, психологические и интеллектуальные качества
- обучающихся, приучает их к эффективному распределению сил в соответствии с условиями
- двигательной деятельности;
- воспитывает потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, а также
- умение самостоятельного использования средств физического воспитания;
- развивает высокие нравственные качества, дисциплинированность, ответственность за
- свои действия, трудолюбие, эстетические чувства;
- формирует физически культурную личность, организует культурный и полезный досуг
- обучающихся.
Оздоровительная направленность работы педагога предусматривает:
- совершенствование функциональных возможностей организма обучающихся;
- повышение работоспособности;
- адаптацию организма к воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды;
- компенсирование дефицита двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.
Убыстрение ритма современной жизни, прогресс науки и техники ставят перед специалистами физической культуры и спорта задачу поиска новых эффективных средств и методов воспитания здорового, энергичного, гармонично развитого поколения. Однако не следует забывать и давно известные, проверенные временем средства, такие, как соревнования «Веселые старты».
Ценность этих соревнований заключается в том, что они не требуют от участников длительной специальной подготовки, могут проводиться в любое время года в спортивном зале, на улице, на воде, в бассейне, на стадионе. Участвовать в них могут обучающиеся разного возраста.
В зависимости от цели и задач эти соревнования могут способствовать:
- развитию и совершенствованию двигательных качеств;
- формированию таких положительных черт характера, как воля, уверенность в своих силах, здоровый азарт и спортивная злость, чувство взаимопомощи;
- воспитанию эмоциональной устойчивости, подчинение своих интересов интересам команды.
В каждом образовательном учреждении
складывается своя система по формированию
Здорового Образа Жизни. В нашем учебном
заведении в рамках внеклассной
физкультурно-массовой работы проводятся
праздники здоровья и спортивные соревнования,
конкурсы и турниры с состязанием с
педагогическими работниками, первенства по
видам спорта – все это направлено на решение
задач сохранения и укрепления здоровья
подрастающего поколения.
Участие обучающихся в спортивных мероприятиях
училища позволяет им:
- оптимизировать двигательный режим;
- удовлетворить личные интересы и потребность в движении;
- учиться владеть своим телом;
- развивать и совершенствовать физические и морально-волевые качества;
- стабилизировать эмоциональную устойчивость;
- учиться дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать.
2. Информационное сопровождение
При проведении мероприятий в нашем училище обязательным этапом соревнований является теоретический блок, содержащий вопросы спортивной тематики, кроссворд, определение физических качеств и технических характеристик двигательных действий, соответствие предложенной атрибутики спортсменам и видам спорта.
Основными задачами данной деятельности являются расширение кругозора и углубление знаний, обеспечение необходимого уровня образованности в области физической культуры и спорта.
Приобретение теоретических знаний в области физической культуры – важнейшее условие, обеспечивающее эффективность воздействия физическими упражнениями на организм человека с целью его совершенствования. Это мощнейшее средство, содействующее перерастанию обязательной учебной деятельности в процесс физкультурного самообразования, физического самосовершенствования, создания условий для успешного самоопределения, социализации личности в обществе, возникновению традиций систематических, самостоятельных занятий физическими упражнениями на протяжении всей индивидуальной жизни человека.
… Учитель помогает ученику познать себя, чтобы тот в дальнейшем мог сотворить себя сам…
3. Средства и значение соревновательного метода
Основой проводимых мною внеклассных физкультурно-массовых мероприятий является соревновательная деятельность.
Соревновательный метод – это способ, основанный на включении в данный процесс компонентов соревновательной деятельности.
Соревновательный метод предусматривает использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения. Определяющей чертой его является сопоставление сил в борьбе за первенство, за возможно более высокое достижение. Объектом соревновательной деятельности может быть не только результат, но и качество выполнения двигательного действия. Установка на соревновательную деятельность вызывает у обучающихся стремление максимально проявить свои силы.
Применение соревновательного метода позволяет развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также оптимально сочетать процесс развития физических качеств и формирования двигательных навыков.
Соревновательные средства в процессе обучения различают по следующим показателям:
- по преимущественной направленности (на формирование двигательных умений и навыков или развитие двигательных качеств);
- по отношению к изучаемому двигательному действию (содержащие отдельные элементы двигательного действия, целостное двигательное действие, различные сочетания двигательных действий, способы выполнения двигательных действий в изменяющихся условиях);
- по отношению к развиваемому двигательному качеству (на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, скоростно-силовых качеств, комплексное совершенствование двигательной деятельности);
- по способу включения в процесс обучения (кратковременное, распределенное с периодическим включением, распределенное с постоянным включением).
Ценность соревновательного метода состоит в том, что он дает возможность моделировать условия выполнения двигательных действий, создавать игровые ситуации с учетом их сложности и адекватности ситуациям, встречающимся в жизни. Помогает он и прививать обучающимся в умело подобранных и построенных педагогом соревнованиях навыки совместной деятельности, сотрудничества для достижения общей цели.
Эффективность соревновательного метода зависит от его применения в строгом соответствии с конкретными задачами обучения.
4. Требования к составлению программы соревнований
- продолжительность соревнований должна быть 1 – 1,5 часа;
- следует учитывать возраст занимающихся, их интересы, уровень физического развития и подготовленности;
- включаемые в программу игры и эстафеты должны быть разнообразны по характеру, воздействию на те или иные мышечные группы или системы организма, а также учитывать ранее приобретенные обучающимися навыки;
- игры и эстафеты должны быть хорошо знакомы участникам соревнований. Следует избегать сложных и травмоопасных упражнений, т.к. в пылу соревновательной борьбы участники не думают об опасности, а направляют свое внимание лишь на то, чтобы не подвести команду и выполнить задание как можно быстрее;
- игровой материал необходимо подбирать с учетом возможностей условий проведения соревнований (качества спортивной базы, наличия спортивного инвентаря и оборудования, погодных условий);
- инвентарь для эстафет должен быть ярким, привлекающим внимание, безопасным в использовании;
- количество инвентаря должно быть достаточным для одновременного проведения большинства игр и эстафет, чтобы не затягивать время соревнований;
- порядок распределения игр и эстафет в соревнованиях должен предусматривать паузы отдыха в зависимости от степени нагрузки.
На организаторов соревнований ложится ответственность за здоровье участников, за то, чтобы праздник получился спортивным удовольствием и подарил яркие впечатления.
5. Заключение
Спортивные мероприятия, разные по форме проведения, соединяют различные приемы обучения, навыки, приобретаемые на уроках физической культуры, и являются показательным итогом проделанной работы по физическому воспитанию обучающихся.
Способность к самовыражению, самореализации собственных возможностей, самосовершенствованию личностных качеств, достижению максимального результата проявляется особенно в условиях соревновательной деятельности.
Физкультурно-массовые мероприятия по праву являются одной из самых интересных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в нашем учебном заведении.
Ежегодно проводятся такие традиционные соревнования, как:
- военно-спортивный конкурс «На пороге армейской службы» для обучающихся, проживающих в общежитиях Курьинского и Сухоложского ПУ;
- конкурс спортивного мастерства, посвященный Международному женскому дню, в котором принимают участие девушки выпускных групп и команда женщин-педагогов;
- спортивные конкурсы для групп 1 и 2 курсов, например «Спортивное обозрение», «Будем здоровы!», «Спортивный калейдоскоп». Участие принимают все обучающиеся в группах.
Таким образом, проведение ежемесячных внеурочных форм по физическому воспитанию позволяет нашим участникам:
- овладевать способностью систематически поддерживать оптимальную физическую форму;
- знакомиться с различными формами проведения мероприятий, различными вариантами проявления физических способностей;
- стремиться к повышению личных достижений и к исправлению недостатков в физическом развитии;
- стремиться к расширению двигательной активности и двигательного опыта в условиях соревновательной деятельности;
- проявлять творческую активность и инициативность;
- проявлять ответственность и добросовестность в участии в качестве судей на практических этапах соревнований.
Для меня, как педагога, разработка, организация и проведение физкультурно-массовых мероприятий способствуют проявлению организационных и коммуникативных качеств, творческому росту, поддержанию собственной спортивной формы, накоплению профессионального опыта.